Грузия
October 4, 2021

Здесь вам не Россия: как проходят выборы в Грузии

Анастасия Кашкина. Авторская колонка.

2 октября в Грузии прошли выборы в муниципалитеты, сакребуло (городские советы, не входящие в муниципалитеты, — прим.) и выборы мэров городов. Мне довелось провести этот день на избирательном участке. Основной моей целью там было сравнение с работой избирательных комиссий в России. Я несколько лет была наблюдателем на российских выборах, и, когда мне предложили поработать в Тбилиси, я, не задумываясь, согласилась.

Важно. Поскольку я гражданка иностранного государства, считаю неэтичным и незаконным вмешательство в местный избирательный процесс, протесты и прочий политический движ. Я не являюсь сторонницей той или иной партии, будь то «Единое национальное движение» (партия Михаила Саакашвили), «Грузинская мечта» (действующая партия власти) или «Гирчи — больше свободы» (либертарианская партия Грузии).

На следующий день после выборов в Государственную думу России я разговаривала по телефону со своей бабушкой, и та попросила рассказать ей, как избирают власть в других странах.

Рассказываю.

Немного «Википедии»

Считаю важным прежде, чем перейти к описанию причуд местных избирательных процессов, ввести читателя в краткий курс истории современной Грузии. Поэтому, если вы знаете, что действующая власть имеет против Михаила Саакашвили, прокрутите текст до следующего подзаголовка.

1 октября текущего года в Тбилиси задержали экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, на настоящий момент являющегося главой Исполнительного комитета Национального совета реформ Украины. С 2004 по 2013 год Саакашвили правил Грузией, но был вынужден покинуть страну из-за возбуждения в отношении него уголовных дел.

На момент выхода статьи возбуждено четыре уголовных дела: обвинение в превышении должностных полномочий через силовой разгон демонстрации и разгром телекомпании «Имеди» в 2007 году; дело об организации нападения на депутата Валерия Гелашвили; дело об убийстве Сандро Гиргвлиани; дело о растрате бюджетных средств. По двум из них вынесены решения. Саакашвили заочно арестовали на три года по делу о помиловании убийц Гиргвлиани и на шесть лет за организацию нападения на депутата. По порядку.

В 2009 году Саакашвили обвинили в помиловании четырех полицейских, которые отбывали срок за убийство сотрудника «Объединенного грузинского банка» (ныне «VTB Bank Georgia») Сандро Гиргвлиани. В 2006 году у Гиргвлиани произошла ссора с четырьмя представителями силовых структур во время отдыха в баре. По официальной версии, они убили его и вывезли тело за пределы Тбилиси. Также есть версия, что Гиргвлиани оскорбил полицейских, а когда убегал от них, упал в овраг и погиб сам.

В 2009 году Саакашвили подписал указ о помиловании около 170 бывших полицейских и военных. В список попали и фигуранты дела Гиргвлиани.

Вынесено решение: 3 года лишения свободы.

В 2014 году прокуратура возбудила дело в отношении экс-президента за избиение депутата Валерия Гелашвили. Нападение произошло в 2005 году. По официальной версии, Саакашвили возмутился критическим материалом в отношении него и поручил физически расправиться с Гелашвили.

Вынесено решение: 6 лет лишения свободы.

В июле того же 2014 года его обвинили в превышении полномочий по делу о силовом разгоне демонстрации и разгроме телекомпании «Имеди» в 2007 году. Тогда оппозиция провела многотысячные митинги против политического курса Саакашвили. Власть ответила разгоном протестующих с применением водометов и слезоточивого газа. 7 ноября, во время массовых беспорядков, в телекомпанию «Имеди», которая освещала протесты, ворвались сотрудники полиции, выгнали работников телевидения, разгромили помещение и всю находящуюся в нем технику.

Международная организация по защите прав человека Human rights watch подготовила большой доклад о недопустимости действий, которые предприняли власти.

Решение не вынесено.

Ну и вишенка на этом огромном торте «превышения должностных полномочий» — дело о растрате бюджетных средств. Прокуратура обвиняет Саакашвили в использовании примерно 9 миллионов лари (на 2013 год это примерно 5,3 миллионов долларов, — прим.) бюджетных средств на личные нужды. По данным прокуратуры, Саакашвили тратил их на услуги косметологии, отдых, подарки однопартийцам, аренду яхт и т.д. Информацию о нецелевых расходах озвучила член коалиции «Грузинская мечта» Ирина Имерлишвили на пленарном заседании парламента в 2013 году. Финансовые документы ей якобы предоставила Специальная службы госохраны.

Решение не вынесено.

Также Саакашвили подозревают в причастности к гибели премьер-министра Грузии Зураба Жвании. Точнее, в халатном отношении в момент убийства. Дело не входит в копилку «превышения должностных полномочий», поскольку еще не расследовано до конца.

Инцидент произошел 3 февраля 2005 года. Официальная версия властей того времени — утечка бытового газа из газообогревателя. Угарный газ скопился в квартире, и Жвания скончался от удушья.

Однако оппозиция и родственники погибшего выдвигали версию, что это было умышленное убийство и произошло оно в присутствии Саакашвили. Пришедшая к власти «Грузинская мечта» возобновила следствие. С 2014 года Саакашвили проходит по делу в роли свидетеля. На сегодняшний день дело о гибели Жвании до сих пор не раскрыто.

«При Саакашвили было лучше?»

Еще в первые дни в Грузии я столкнулась с особым интересом к себе местных таксистов. Хотя, вернее будет сказать, к людям из стран бывшего СССР. В частности, к россиянам, белорусам, украинцам. Из-за недоверия ко всему живому я стараюсь особо не раскрываться, зато сами таксисты с превеликой радостью рассказывают о своей стране и ее нелегкой судьбе.

Я устроила небольшое исследование. Спрашивала таксистов, которым ну очень хотелось поговорить, лучше ли было при Саакашвили. Подавляющее большинство отвечало, что Саакашвили им не нравится, но при нем, действительно, было лучше.

Дорого все стало. Бензин растет каждый день. Работы нет. Честно, я терпеть не могу Саакашвили. Не выношу. Но при нем было лучше, — ответил таксист Гоча.

Каждый молодой гражданин Грузии, с которым я общалась, уверяет, что при Саакашвили было лучше. Но, рассуждая о том, кого бы они выбрали сегодня, многие предпочитают местную либертарианскую партию «Гирчи — больше свободы», или испортить бюллетень.

Абсолютно все, от мала до велика, уверяли, что благодаря «полицейской реформе» Саакашвили полиция стала работать лучше.

Моими глазами. В Тбилиси чуть ли не каждый день кто-то против чего-то протестует. Особенно часто выходят противники принудительной вакцинации. Я уже даже перестала уделять особое внимание столпотворениям возле Парламента.

Когда летом в Тбилиси были протесты против строительства Намахванской ГЭС, протестующие несколько дней перекрывали движение по центральной улице Руставели и устроили палаточный лагерь на площади Первой республики. Полиция не вмешивалась в демонстрацию, а лишь регулировала движение транспорта. В конечном итоге строительство каскада ГЭС таки отменили. Никаких вам дубинок и электрошокеров.

Полицейские во время акции против строительства ГЭС

В Тбилиси можно без страха подойти к сотруднику полиции, спросить о чем-то или попросить о помощи. Я нередко обращаюсь к ним, чтобы узнать дорогу. Пару раз меня даже подвозили до дома, если я оказывалась в месте, откуда невозможно вызвать такси.

Большая часть полицейских участков полностью остеклена, чтобы снаружи было видно, чем занимаются сотрудники. Таким образом полицейские лишены возможности пытать людей, как, со слов местных жителей, было до прихода Саакашвили.

Грузины жалуются на отсутствие работы и маленькие зарплаты. Средняя зарплата в месяц в Тбилиси — 800 лари. Это чуть менее 19 тысяч рублей. Мне довелось познакомиться с кассиром из «Спара». Будучи человеком с высшим образованием в сфере программирования и IT-технологий, знающим пять языков, он вынужден работать ночным кассиром. Если в России специалистов в сфере IT «с руками отрывают», то в Грузии, с его слов, найти работу по этой специальности крайне тяжело.

Грузины, с которыми я общалась, сказали, что до прихода к власти «Грузинской мечты» дела с работой обстояли лучше.

Когда подтвердилась новость о том, что 1 октября Михаила Саакашвили задержали, страна ощутила диссонанс. Ведь ранее он уже несколько раз обещал вернуться, а в этот раз даже выложил фото билета Киев-Тбилиси на вечер 2 октября.

Утром первого числа я курила на веранде, и ко мне вдруг вышла соседка. Она поинтересовалась, верю ли я в возвращение экс-президента. На тот момент в интернете был пост, где он желает доброго утра «уже из Грузии». Я ответила, что верю. Соседка сомневалась.

Спустя буквально пару минут по сети пошел ролик, где Саакашвили гуляет по Батуми. Спустя несколько часов его задержат. Только не в Батуми, а в Тбилиси.

Когда коллеги и друзья из России спрашивали, что вообще у нас происходит, я не знала, что ответить. Напряжение. Опасение, что вот-вот начнется митинг. Что может произойти что-то опасное для нас. Но в то же время какой-то непередаваемый азарт. Загорелись все. Не нашлось ни одного равнодушного к этой ситуации человека. Наверное, потому что никто не верил, что он это сделает.

А он сделал.

И пока мы беседовали на ступеньках небезызвестного в кругах российской эмиграции бара «Chacha time», двое мужчин за углом подрались из-за расхождений в политических взглядах.

«Неважно, из каких мы партий. Главное, что все мы люди и хотим кушать»

На выборы заявлен недостижимый для российского сознания список партий. В него вошло 60 объединений. Каждая партия имеет свой номер. Помню, что, когда приехала в Грузию в первый раз и увидела повсюду цифру 41, не сразу получила ответ, что это за загадочное число. Если вам хватит терпения дочитать этот талмуд до конца, то вы тоже поймете, что это за число.

В отличие от России зарегистрировать партию в Грузии не так сложно, в связи с чем их очень много. Правда, и узнаваемость при этом у них маленькая. На слуху у грузин в среднем шесть партий. Оттого агитационные материалы с непонятными цифрами и неизвестными названиями не привлекают внимание избирателя.

Как и в России, три вида бюллетеней в Грузии разного цвета. Но на них нет окошечка для галочки. Номер партии, за которую вы хотите проголосовать, нужно обвести. И сам бюллетень, несмотря на огромное число кандидатов, размером чуть больше листа формата А4 и легко помещается в специальный конверт. Бюллетени в урны опускают только в конвертах, которые члены комиссии выдают избирателям по выходу из кабинки.

То есть если в России не то что дойти до регистрации на выборах, зарегистрировать партию в целом нелегко, а порой и невозможно, то в Грузии процедура настолько проста, что партий в стране несколько десятков, и почти все участвуют в выборах, за скромными исключениями.

Вернемся к выборам. За пару дней до 2 октября члены «Единого национального движения» сообщили мне о готовящихся каруселях. В них должны были быть замешаны жители Абхазии. Мне показали списки избирателей. Некоторые жители Сухуми, около 15 человек, также были внесены в списки по городу Поти в западной части Грузии.

Основным методом фальсификации должны были быть именно карусели. Со слов членов оппозиционной партии, а также из материалов местных СМИ, «Грузинская мечта» планировала покупать голоса за 50 лари (1 160 рублей). Лично я в течение дня выборов обещанных минивэнов, в которых должны были оплачивать вбросы, не встречала. Однако некоторые издания все же ловили скупщиков. Так, например, «Batumelebi» зафиксировали такой автобус прямо возле участка в Батуми.

Несколько нарушителей обнаружили журналисты оппозиционного телеканала «Mtvari Arkhi».

Карусельщиков же из Абхазии никто не видел. Или же не дал информацию о них в паблик. Вероятно, из-за того, что службы госбезопасности ограничили передвижение жителей Абхазии (в том числе и граждан Грузии) на подконтрольную Грузии территорию.

И это был первый пункт сходства избирательных фальсификаций России и Грузии: карусели из людей, нуждающихся в деньгах.

Примерно к часу дня я приехала на УИК. К моему огромному сожалению, наблюдательница, которая должна была провести меня внутрь, уехала на надомное голосование. Мне нужно было дождаться ее на улице.

Я стояла напротив школы, никому не мешала. Вдруг ко мне подошли две женщины и молодая девушка с рыжими волосами. Она сказала, что является наблюдателем, и согласно закону, номер которого назвать она не смогла, я обязана отойти на 100 метров от школы.

Я не стала нарываться, пусть и очень хотелось, и послушно отошла. Прямо к подозрительным мужикам в спортивках и кожанках, которые без устали пялились на меня и все бродили вокруг да около.

Спустя некоторое время я решила позвонить наблюдательнице, которую мне нужно было дождаться. Каково было мое удивление, когда я заметила толпу этих мужиков в спортивках, которая следовала прямиком за мной. Должно быть, они пытались меня запугать. Я сделала им одолжение и скрылась в соседнем дворе, чтобы минимизировать риски.

В окружении дворовых котят я ожидала возвращения наблюдательницы. Когда та появилась и наконец-то повела меня на УИК, оказалось, что девушка, которая вынудила меня около получаса стоять на улице, была ее коллегой и наблюдателем от той же партии.

Дело в том, что все эти подозрительные гоповатого вида мужчины были агитаторами. В Грузии, как и в России, агитация в день голосования запрещена. Тем не менее уже из окна участка я заметила, как они периодически звонят кому-то и грозно требуют прийти и проголосовать.

Агитаторы под окнами школы

Рыжеволосая девушка посчитала, что я одна из них, поэтому попросила отойти от школы. Она извинилась, но осадочек остался.

Еще одна деталь в копилочку сходства с Россией. Запрет на агитацию не мешает членам партий агитировать прямо на участках. Спикер парламента Грузии Каха Кучава пришел на участок в маске с логотипом «Грузинской мечты». В России кандидаты и члены партий иногда также посещают участки в масках с логотипами, со значками или пинами с логотипами их партий на пиджаках.

Кучава за свой проступок выплатит штраф 2 тысяч лари (около 47 тысяч рублей, — прим.). Как сообщает «Эхо Кавказа», вскоре после инцидента действующий мэр Тбилиси Каха Каладзе пришел на участок в точности такой же маске. Однако подтверждений этому я не нашла.

Из-за того, что я выгляжу, скажем так, достаточно по-русски, у членов комиссии возникли вопросы. На участке я представляла украинское СМИ, потому что в противном случае мне не дали бы переступить и порог помещения.

Первые тревожные звоночки возникли, когда одна из членов комиссии, демонстрируя дорогу до туалета, проронила фразу «ты не здешняя». Не то чтобы по мне это не было понятно, но...

Тревожность чуть отпустила, когда я вернулась в комнату, где сидели члены комиссии и наблюдатели. В этой комнате хранилась еда, чай с кофе, личные вещи, и можно было даже курить. Партия, которая пригласила меня, привезла сотрудникам бутерброды с сосисками, а мясо я не ем. Увидев это, девушка, назвавшая меня нездешней, достала из пакета хачапури, протянула мне и с улыбкой сказала: «Неважно, из каких мы партий. Главное, что все мы люди и хотим кушать».

Вскоре в комнату зашли другие члены комиссии. Назрел конфликт. Единственный, что произошел за все время на участке. Я периодически шучу, что страдаю от проклятия «образцово-показательных участков». Что в России попадаются спокойные избирательные комиссии с отсутствием или минимумом нарушений, что в Грузии такой попался.

Тем не менее нарушение произошло во время надомного голосования. Или не произошло.

Комиссия пришла к слепой женщине. Со слов наблюдательницы оппозиционной партии, она говорила со своей дочерью по-армянски. Знающая язык наблюдательница услышала, как дочь говорит матери проголосовать за 41 (номер «Грузинской мечты», — прим.). Наблюдательница отреагировала и попросила женщину не давать матери подсказок.

Со слов членов комиссии от «Грузинской мечты», наблюдательница сказала избирательнице, чтобы та не голосовала за 41. То есть агитировала против партии власти.

Скандал начался мгновенно. Наблюдательница вышла в коридор, а члены комиссии продолжили ругаться. И тут мне помогла моя «русскость». Они думали, что я совсем не понимаю грузинский. Однако обучение языку сыграло мне на руку, и я частично поняла, о чем они говорят. Что я точно поняла, так то, что председатель комиссии был бы не прочь провести культурный вечер с матерью наблюдательницы.

Вот это поворот. Тем более после разговора с председателем, в рамках которого тот спросил, удалять ли наблюдательницу. Подчеркнув, что не будет делать этого из уважения ко мне.

Слушайте, ну вот уважение уважением, а за что вы ее хотите удалить? Основание же должно быть. Что говорит закон?

— Она провокаторша! Ты же видишь. Настенька, не дружи с такими, как она! Найди себе друзей получше!

Однако законно удалить ее председатель не мог. Как и в России, удалить наблюдателя можно по решению суда.

После того, как наблюдательница покинула нашу комнату, члены комиссии предприняли попытку перетянуть меня на их сторону. Я выступала с позиции нейтральной стороны и старалась не втягиваться в эту историю. В конечном итоге был заключен мир. На моих глазах председатель комиссии протянул наблюдательнице мизинчик, а она пожала его своим. Наверное, это самое милое объединение политических оппонентов, которое я когда-либо видела в своей жизни.

Сразу после этого пир на весь мир продолжился. Помимо бутербродов с сосисками на столе, фокус-покус, появились лобиани, лепешки, кока-кола, головка сулугуни, хлеб. И каждый, ну просто каждый норовил меня накормить.

Поначалу я боялась, поскольку в России есть практика отравления наблюдателей членами комиссии. Я никогда не беру еду у членов комиссии, даже если они очень вежливы и искренни, а я умираю от голода.

Однако я рискнула, осталась жива, и у меня даже есть силы, чтобы рассказывать эту историю.

Все оставшееся время на участке царили мир и гармония. Члены комиссии учили меня правильно произносить грузинские слова. Я рассказывала о том, как проходят выборы в России. Про КОИБы, сейф-пакеты и трехдневное голосование. От последнего комиссии поплохело.

Что касается самого процесса голосования и подсчета. Различий мало. Избиратель получал три бюллетеня: мэрский, муниципалитет и сакребуло. Фотографировать бюллетени запрещено. По этой причине кабинки тут без шторок. Они представляют собой столик с двумя небольшими стенками по бокам.

Помимо председателя и секретаря между членами комиссии распределяются и другие роли. Например, член комиссии, регулирующий поток избирателей. Его роль заключается в проверке маркировки. В Грузии проголосовавших отмечают невидимой печатью, которая отображается при просвете ультрафиолетом. Таким образом пресекаются карусели. Но не всегда успешно.

Есть надзиратель, который выдает проголосовавшему специальный конверт. Избиратель кладет в него бюллетени, а затем, внимание, надзиратель открывает щелку, чтобы избиратель бросил туда конверт. Так пресекаются вбросы. Собственно, в течение дня голосования я не видела ни одной новости о вбросах.

Наблюдателей, которые хотят поехать на надомное голосование, выбирают путем жеребьевки. Так же, как выбирают надзирателя или регистратора. Посредством жеребьевки выбираются и наблюдатели, которые будут следить за подсчетом. Да-да, не удивляйтесь. В отличие от процесса подсчета в России, когда обзор должен быть представлен всем, в Грузии «неудачники» должны отойти от места подсчета на два метра.

СМИ, согласно местным законам, оставаться на подсчет не могут. Поэтому в восемь часов я покинула помещение.

И все же я опишу различия работы комиссий на подсчете голосов.

Председатель комиссии путем жеребьевки выбирает не менее трех счетчиков (люди, которые будут производить подсчет, — прим.). Наблюдатели пытаются договориться, кто из них будут теми самыми двумя счастливчиками, кто будет наблюдать за подсчетом у стола. Если не договорятся, председатель опять включает «рулетку».

Все остальные отходят на два метра.

Далее счетчики вскрывают конверты, устно озвучивают, кому отдан голос, сортируют бюллетени по стопкам. Ну а дальше все как в России. Подсчет, упаковка, подписывание пакетов, итоговый протокол. Неиспользованные бюллетени гасятся так же, отрезанием уголка. Хотя нет. В России предпочитают топоры, циркулярки, бензопилы. Ножницы — слишком просто.

Пока проходило все вышеперечисленное, у меня закончился мобильный интернет, и я держала связь с наблюдателями через школьный вайфай. Радость моя длилась недолго. Господин полицейский попросил меня покинуть пределы школы.

Без связи оставаться не хотелось, тогда он раздал вайфай, чтобы я могла вызвать такси. Такси обошлось бы мне в 30 лари (702 рубля, — прим.), если бы полицейский не решил помочь. Он предложил подвезти меня до соседней улицы, так как там вызов был уже дешевле. Я согласилась. Давно хотела покататься на местных полицейских «пикапах».

В итоге довезли меня практически до дома (я нарочно не стала указывать настоящий адрес).

Итак, что мы имеем:

Сравнительная таблица. *ПСГ — член комиссии с правом совещательного голоса, ПРГ — член комиссии с правом решающего голоса

Местные выборы не сравнятся с прошедшим трехдневным голосованием за кандидатов в Государственную думу. Думается мне, что с этим думским адом не сравнится ничто.

А не сравнится еще потому, что местные жители добились второго тура по выборам мэров в 20 городах, в том числе и в Тбилиси. Для того, чтобы выиграть, кандидат должен набрать не менее 50%. Первое место в Тбилиси занял действующий мэр Каха Каладзе (45,31%), второе — председатель «Единого национального движения» Ника Мелия (34,21%).

Остальные партии набрали совсем маленькие проценты. Ощущение, будто на самом деле власть тут двухпартийная. А еще складывается острое ощущение настоящей политики. У каждого грузина есть своя аргументированная позиция.

В момент какого-то политического кризиса ты находишься в пугающем неведении. Потому что каждый доносит информацию по-разному. А информации нереально много, и она повсюду.

Арестовали Саакашвили. Не арестовали Саакашвили. Он был тут полдня. Нет, на самом деле он тут четыре дня. Парламент оцепили, сейчас будет митинг. Нет, не будет, перенесем на завтра. И завтра не будет, потому что зачем, ведь второй тур. Саакашвили выйдет на свободу при помощи Зеленского. Или сядет на 9 лет. Ну, если посадить решат, значит пойдем на Руставели кутить всем городом. Действующая власть выиграла! Нет, выиграла оппозиция! Мы! Нет, мы! А мы сказали «мы» и даже сцену уже поставили. Во вы лохи, поторопились. Ну да, и правда, поспешили.

Грузия легендарная. И не только из-за вина, хинкали, гор и водопадов. А еще и из-за крайне увлекательной политики, за которой наблюдаешь, как за спектаклем. Только, в отличие от спектакля, тут занавеса не будет.