April 3, 2022

Дарья Хейкинен: выход из жопы должен быть

Что такое «Маяк»

«Маяк» появился 12 июня прошлого года, то есть нам еще даже года нет. Отличительная черта нашего движения – мы к себе принимаем всех, независимо от идеологии, за исключением запрещенных у нас в стране, но в целом у нас нет какой-то идеологической подоплеки. Единственное – конечно, разделять демократические постулаты и наши программные тезисы. В них входят как пункты о сменяемости нынешней власти, так и пункты о консолидации оппозиционных сил, мы считаем, что это очень важно.

Дарья Хейкинен

Как «Маяк» стал лидером антивоенного движения и есть ли разногласия внутри

Произошло это 24 числа, мы до этого вели кампанию против Кадырова и были уверены, что ничего не начнется. Я была именно тем человеком, который говорил всем: «Да ладно, быть такого не может». Мне сейчас за это, кстати, очень стыдно, но тем не менее.

Поэтому у нас не было таких планов, жизнь нас заставила этим всем заниматься.

Были и люди, которые это не поддержали, у нас все-таки ребята разные. Было несколько человек, которые покинули движение из-за того, что они не согласны с основной повесткой

В движении у нас сейчас больше 50 человек, не только из Петербурга, мы до этого открывали набор из регионов, не очень он у нас как-то прошел, мы решили его закрыть. как и набор в принципе, по понятным причинам. По процентному соотношению сейчас, наверное, не скажу, сколько у нас либералов, сколько националистов и так далее, но в принципе внутренний плюрализм у нас поддерживается.

О преследовании

Преследование началось с антивоенных протестов. У нас двое человек задержаны по административной статье, им был назначен штраф, и трое, включая меня, проходят по уголовным делам. Проходим как участники, просто попались.

Как завели дело о «телефонном терроризме»

Когда я прочитала протокол, подумала, что они просто перепутали. 5-го числа у нас был обыск, а 4-го Путин подписал указ о новых уголовных статьях о фейках, и там они очень похожи. Статья, по которой я прохожу, – 207 ч 2, а о фейках тоже 207, но точка 3.

Почему так бредово? Блин, да хрен его знает. Если раньше они хоть как-то там пытались связать это с реальностью, то сейчас просто… Они могли по такой же системе вытащить на улице рандомного человека и увести в ИВС.

Кто наложил под дверь кучу навоза 26 марта

Я не знаю, честно. Моих данных не было в слитых базах вроде Яндекса, мой адрес был только у моих родителей и у ментов, которые проводили обыск, так что я думаю, что это все-таки заказуха. Просто какой-то организации заплатили деньги за то, чтобы они разным активистам по Питеру срали под дверь.

Про листовки с угрозами на дверях

С этой хренью вообще странная штука получилась, потому что, когда мы ее сняли, обнаружили еще надпись «Жди, мы рядом». То ли дефицит бумаги, то ли это какая-то скрытая угроза, я не знаю. В этом хламе есть бумажка «Мы знаем, что ты сделала», проблема в том, что я не знаю, что я сделала, поэтому хотелось бы какой-нибудь конкретики в следующий раз, если есть такая функция, напишите об этом поподробнее. Но, в принципе, с такой листовочкой вроде «Нацизм не простим» можно прямо сейчас в пикет вставать. Довольно таки оппозиционный лозунг.

Про прямые угрозы

Я думаю, что зеленка – это намек, так как многих оппозиционеров у нас зеленкой обливают.

Я думаю, что да, это можно расценивать как угрозу, но опять же, меня это не особо впечатлило, особенно после привета от Рамзана. Учитесь как надо угрожать, правда там тоже не особо страшно было. Не знаю, чего тут на самом деле можно испугаться. Конечно, немного неприятно от того, что они знают, где я живу, но я не думаю, что они будут заходить дальше. Если моя теория верна и это действительно люди, которым заплатили за это, они не будут заниматься такой фигней. Максимум могут еще раз говна наложить под дверью, но с этим мы уже знаем, как бороться. Знают ли они, что это говно даже не я выношу, этим занимаются уборщики. Для меня вообще не было последствий, кроме того, что дверь пришлось отмывать. Это уже, наверное, третий заход, как мы будем пытаться все оттереть. В остальном я не знаю чего тут можно испугаться.

Про изгаженную дверную ручку

Мы не знаем, что это было. Сначала была версия, что это смола, которой они заливали замки, потом мы поняли, что это не особо похоже на нее. Скорее всего это было что-то органическое.

Благодаря этому я познакомилась с соседями. они даже во время обыска так не реагировали. Видимо им не очень приятно, когда куча говна лежит. это очень сильно воняло, так как мы обнаружили это только через часов пять после того, как это произошло. Даже не мы это обнаружили. Соседи выносили мусор, почувствовали запах и спустились к охране.

Они не особо рады тому, что тут происходит, но ничего не было. Они просто в шоке. Неважно, поддерживают они мои взгляды или нет, но факт того, что 18-летней девушке насрали под дверь, не дает никаких плюсов тем, кто это сделал. Их позиции тем более.

А что они пришли дважды… Может, это связано с тем, что я грубо высказалась после произошедшего, отказалась принимать как должное.

Про эмиграцию

Нет, совсем. Понятно, что моя позиция может измениться, но пока я не могу представить обстоятельства, при которых я могу задуматься об эмиграции.

Возможно есть какая-нибудь критическая точка, только я пока о ней не знаю.

Я не осуждаю людей, которые сейчас уезжают, это выбор каждого, и он вполне понятен. Когда такая дичь происходит и с активистами, и в принципе в стране, то, конечно, это совершенно здоровая реакция любого человека – как можно дальше уехать от источника такого стресса.

Про обыск и уголовное дело

Обыск прошел 5 марта в 9 часов утра, нам выбивали дверь. Не выбили. Я прочитала памятку «ОВД-Инфо» и поняла, что не очень хочется новую дверь ставить. Изъяли два телефона, мой и молодого человека, два ноутбука, один из которых я не учитываю. Во время сборов было много вопросов по поводу того, что изъяли два, а собираем на один. Второй практически не работал, так что мне он не особо был нужен. Изъяли флешки, листочки с записями и все такое по мелочи. Агитации не было, были просто листочки в которых я чиркала что-то.

Потом меня повезли задерживать в Красносельский ОВД, и допрос произошел только на следующий день, после того как меня доставили в ИВС, 6 числа. Хотя изначально, по тем данным, которые были у меня, допрос вообще не планировалось проводить. Все было как-то судорожно.

Давления на меня практически не оказывалось, мне очень повезло в этом плане, были более-менее здравые следователи и опера. Единственное из того что произошло, это СОБРовцы передали мне привет от Кадырова. Они просто зашли, когда я сидела в шоке, не понимая что происходит, и сказали: «Привет тебе от Рамзана».

Еще в ИВС заставляли раздеваться, но, как я понимаю. это распространенная история, абсолютно незаконная, такой акт давления, как мне кажется.

Даниил Никитин, член движения Маяк. молодой человек Даши
Я также присутствовал при обыске. Когда нам ломали дверь, Даша открыла ее в последний момент, ее попросили просто отойти к стене. Со мной обошлись чуть-чуть более агрессивно, я начал сам ложиться в пол, знал, что сейчас ничего хорошего особо не будет. Они кричали «Лежать!», встали на меня ногой, спрашивали почему я не открывал. Я сказал, что гостей не ждал, они наорали на меня за это посадили на кровать, начали расспрашивать служил ли я, чем занимаюсь, где работаю. Я сказал, что ничем не занимаюсь и не служил. Они сказали. что по мне видно. Было три омоновца, двое были в форме, а третий снимал на телефон. Вот именно третий передавал привет от Рамзана Кадырова. Говорят, что их там было два, возможно, я что-то путаю.
Когда человек, который снимал, навел на меня камеру и спросил, есть ли у меня какие-либо претензии, я ответил, что мне не понравилось то, что по мне протоптались. Один из них взял меня за волосы и сказал примерно: «Тебе что-то не нравится? Пойдем выйдем поговорим, я тебе пиздюлей дам».
Когда у меня еще раз спросили, есть ли у меня претензии, я ответил, что все были озвучены ранее.

Отношение к войне, будет ли у России будущее

Можно материться? Это пиздец. Светлое будущее, конечно, обязательно настанет. Я не хочу вдаваться в пессимизм и говорить. что выхода нет.

Есть огромное количество раскладов, при которых нам светлое будущее гарантировано. Я считаю, что гарантировано в любом случае. Вопрос во времени.

То, что произошло 24 февраля, нас очень сильно отбросило в прошлое. То есть протестное движение все сидит, а те, кто не сидят, мучаются с говном под дверью. Так и в принципе экономическое будущее России и так далее. Есть очень много факторов, которые на это повлияли и из-за которых мы оказались в той жопе, в которой оказались. Но я думаю. что выход из этой жопы должен быть. Какой и какой ценой – вопрос.

Очень не хотелось бы, чтобы ради светлого будущего все сели, но вариантов может быть миллион.

В любой день мы можем проснуться и увидеть какого-нибудь черного лебедя, который плывет нам навстречу, и попытаться этим воспользоваться.

Не нравятся предположения о том. что это кто-то сделает за нас и так далее,

Нам придется прикладывать для этого усилия – и очень много.

Беседовала Ника Самусик