Политика
September 30, 2021

Каникулы не в Мексике

Анастасия Кашкина

Рафаэль решил устроить себе отпуск и подготовил сложный маршрут путешествия от Варшавы до мексиканского Канкуна. Молодой человек 4 дня пробыл в Париже, 2 дня — в Барселоне и долгие часы в мексиканской тюрьме.

Рафаэль рассказал «Соте», как мексиканские пограничники задерживают русскоговорящих туристов, требуют взятки за освобождение, изымают документы и вещи, а российские власти не реагируют на экстренные ситуации, в которых оказываются граждане Российской Федерации.

«Я ей рассказал, что хочу просто покататься по окрестностям Канкуна, потому что страна небезопасная»

Рафаэль — гражданин России, но живет и работает в Польше, в Варшаве.

Он планировал провести отпуск в путешествии до Мексики, а именно до туристического города Канкуна. Ничто не предвещало беды, он вылетал счастливым, в надежде хорошо отдохнуть. Однако вышло все иначе.

У меня слезы наворачиваются, мне тяжело это вспоминать. Я живу в Варшаве, но решил съездить сложным маршрутом, чтобы посмотреть другие страны, зацепив их по дороге. Я был 4 дня в Париже и 2 дня в Барселоне. Из Барселоны вылетел в Канкун. Когда приземлились, я увидел, что на паспортном контроле передо мной людей заворачивают. Я знал, что они русские, потому что общался с ними в самолете.

Подходит моя очередь, я даю паспорт. Миграционный офицер спрашивает, какой срок пребывания. Я отвечаю, что семь дней, показываю бронь отеля.

Обратный билет? –  Показываю.

Что я хочу посмотреть? – Просто покататься по окрестностям Канкуна, потому что страна небезопасная.

Про музей подводных скульптур рассказал, я уже на следующий день хотел там побывать: мой отель предложил всякие развлечения и покатушки, и я хотел ими воспользоваться.

Маршрут Рафаэля

Рафаэль предположил, что из-за большого потока русских эмигрантов, которые приехали за политическим убежищем, США вступили в сотрудничество с мексиканскими полицейскими, чтобы уменьшить поток приезжих. Но дело оказалось не только в миграционных трудностях Штатов.

Пограничница взяла паспорта туриста и ушла на некоторое время. Когда вернулась, попросила подождать. По ощущениям Рафаэля, прошло около трех часов. В итоге его завели в помещение, где находилось много русскоговорящих туристов, однако с паспортом гражданина РФ был только он. И мексиканским сотрудникам пограничной службы показалось, что у документа странный номер. Их якобы почему-то смутило, что паспорт начинается с «65 №». Однако с этим паспортом Рафаэль пересек зону Шенгена, и ни во Франции, ни в Испании вопросов к документу не возникло.

Телефон все еще был у меня. Я отошел и начал быстро гуглить русское посольство, стал звонить. С первой попытки дозвонился и объяснил, что попал в нехорошую ситуацию. Что я в Мексике на границе и мне нужна помощь. Что у меня отняли документы и ничего не объясняют. Мне дали другой номер и сказали позвонить туда. Типа я звоню на номер для экстренной ситуации, а у меня не такая. Я попытался позвонить по новому номеру – и все, больше я никуда не смог дозвониться. Ни первый, ни второй номера не отвечали.

Да мне «Тинькофф банк» помогал! Я написал в поддержку, чтобы они связались с российским консульством. Но потом у меня отняли телефон. После этого начался кошмар, — Рафаэль перешел к рассказу о том, как его поместили в камеру.

«Если мимо проходили русские, я кричал, что мне нужна помощь. Они не реагировали на меня. Украинец просто послал меня. Типа, “москаль, сиди и не выпендривайся”»

Когда мы стали выяснять, были ли похожие истории в Канкуне, оказалось, что задержание россиян под предлогом ненастоящих паспортов или недостоверной цели посещения происходит по несколько раз в год.

В 2019 году десять граждан России провели в аэропорту Канкуна трое суток, якобы потому что цель посещения не соответствовала заявленной. В российском посольстве заявили, что они за помощью не обращались. На следующий день в страну не пустили еще 14 россиян. По той же причине.

Издание Vinograd.us опубликовало колонку о задержании жителей постсоветского пространства в Канкуне, а также описало события июля-августа текущего года. На границе задержали несколько семей из России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана и больше месяца удерживали в реабилитационном центре для наркозависимых «Пробуждение». С задержанных требовали взятку в размере трех тысяч долларов. О таких же нам рассказал и Рафаэль.

Вернемся к Рафаэлю. Он возмутился тем, что у него отняли телефон. Тогда офицер накричал на него на испанском. Сразу после его и еще ряд задержанных поместили в камеру — стеклянный аквариум с очень толстыми окнами и одной щелочкой в двери.

Он бил руками и ногами дверь, кричал на русском и английском языке, на что в ответ местные офицеры применяли к нему насилие: не били, но, как минимум, толкали. И не только его. В камере оказались отец и сын. Мальчику стало плохо, случился приступ астмы. Когда мужчина звал на помощь, никто не реагировал. И когда в порыве злости и волнения за ребенка тот чуть не выломал дверь, в камеру прошло несколько офицеров, ударили мужчину и вывели их вместе с сыном.

Но затем вернули.

Все рейсы проходили мимо нас. Я на каждом рейсе вглядывался в паспорта мимо проходящих. Если шли русские, я кричал, что мне нужна помощь. Чтобы позвонили в посольство. Они не реагировали на меня. Они не хотели лишних проблем. Украинец просто послал меня. Типа, «москаль, сиди и не выпендривайся». Благо американцы хорошие люди. Не знаю, благодаря им я вышел или нет, но они подходили и интересовались, что произошло.

Долго говорить я не мог, меня отталкивали, либо их уводили. Позже я написал на листочке записку на английском, что мне нужна помощь. Я написал Please, call the Russian emergency call number. I need a help. Но записку вскоре отобрали, — Рафаэль описал свои чувства как ощущение себя животным в зоопарке. Это было унизительно. И непонятно, ведь все документы были настоящими. Помимо паспорта у него были шенгенская и мексиканская виза. Контракт с места работы. Ваучеры из отелей. Обратный билет из Канкуна.

Он обратил внимание на странное взаимодействие между офицерами и сидельцами: они осторожно передавали друг другу записки. Оказалось, что в них полицейские писали суммы: 3 000$ или 5 000$.

Один из мужчин подошел к офицеру, и тот дал ему понять, что хочет получить взятку. Они на листочке писали цифры. Полицейский написал 3 000 - 5 000 долларов. Во время еды листочки передавали. Так же и сигареты в камеру приносили за деньги. Там много кто был готов дать от 3 до 5 тысяч баксов. Люди дают бабки и выходят. Такой там бизнес построен, — пока происходил обмен денег на свободу, Рафаэлю предложили подписать документ, что он не имеет претензий к действиям властей. На листе были указаны его имя и номер паспорта. Мужчина написал, что имеет претензии, поскольку его права не соблюдались, на что полицейские на его глазах порвали и выкинули документ.

«Я прилетел в Барселону в 6 утра. В 11 часов мне отдали мой паспорт, и сказали:  “Welcome”»

На вторые сутки ареста пришел офицер и сообщил Рафаэлю, что уже через час он улетит в Барселону. С его слов, Рафаэль наводит много шума. В то время, как он покинул тюрьму, некоторые люди, которые находились в камере уже более 72 часов, продолжали находиться там.

Нас уверяли, что наши документы и личные вещи будут в порядке, но оказалось, что все потеряно. Нам ничего не отдали. Весь рейс я выпрашивал у стюардессы мой телефон. Она отвечала, что это просто правила, но не уточняла, какие. Я не стал с ней ругаться, потому что она сказала, что не будет помогать мне, даже если я попрошу воды или еды.

Я увидел свой паспорт только после прохождения границы в Испании. Я прилетел в Барселону в 6 утра. Телефон отдали, а паспорт нет. В 11 часов мне отдали мой паспорт и сказали: «Welcome». С 6 утра я подходил к офицеру испанцу и просил дать воды. Мне было очень плохо. Мне не давали спать, я не пил и не ел. Он просил подождать немножко, и эти немножко я стоял пять часов, — Рафаэль даже предлагал полицейскому свою карту, чтобы он купил на нее воды и дал ему. Но тот уверял, что, по неясным причинам не может это сделать.

Прошло 5 часов, я подошел и сказал, что сейчас умру. Мне очень плохо. Он схватил за руку и повел в кабинет. Офицер сказал, что им просто нужно проверить мои отпечатки, и я могу идти. Почему я ждал 5 часов? Не знаю. Взяли отпечатки, отдали документы. Мы с офицером даже обнялись. Я был очень рад. Правда, отдали мне только паспорт. Потеряли мой польский номер социального страхования, договор о работе, — Рафаэль рассказал, что, когда он выяснял, куда делись документы, авиакомпания и сотрудники полиции указывали друг на друга.

Так полицейские, как мексиканские, так и испанские, уверяли, что ответственность за документы лежит на авиакомпании. Авиакомпания Iberia уверяет, что она тут ни при чем.

Я ходил в авиакомпанию, но мне сказали, что это не их проблемы. Они не отвечали за документы, хотя испанские полицейские сказали, что всю ответственность за мою документацию несет авиакомпания. Охранял и переносил документы из Мексики до Испании пилот авиакомпании Iberia. В офисе они сказали, что пилоты не несут такой ответственности. Я не знаю, что мне делать.

Я не курю, но в тюрьме я курил сигарету за сигаретой. Я чувствую себя размазанным по стенке и не знаю, куда обращаться.

Я ощущал себя животным в клетке, над которым просто поиздевались. Я потратил свои деньги, чужие, которые мне дали в долг. Потратил просто так. Кто это будет возмещать? — Сейчас Рафаэль находится в безопасном государстве, но все еще не понимает, что будет дальше.

Как было сказано ранее, в поисковых системах можно найти множество новостей о задержании россиян в Канкуне. Поскольку каждая сторона пытается тянуть одеяло на себя, быть уверенным в правдивости той или иной новости нелегко. Консульство утверждает, что граждане даже не пытаются до них дозвониться, но Рафаэль не смог получить помощь. Местные власти сообщают, что у россиян фальшивые паспорта, но у Рафаэля он настоящий, с ним он смог посетить и другие страны.

Если предположить, что существует сотрудничество властей США и мексиканской полиции, то остается вопрос: какую роль в этой связи играет Россия? Если, зная о существовании такой проблемы, чиновники не дежурят у телефона и не оказывают экстренную поддержку согражданам.