June 15, 2022

«Война — мать этого режима» — предприниматель в Ленобласти расписывает свой магазин антивоенными лозунгами

Предприниматель Дмитрий Скурихин расписывает свой магазин антивоенными лозунгами и названиями разбомбленных украинских городов. Местная полиция составляет в отношении мужчины протоколы за дискредитацию вооруженных сил РФ. «Титушки» тем временем пишут оскорбления на стенах его магазина, а на крыльцо бросают навоз. Но Дмитрий не намерен сдаваться. Мы поговорили с предпринимателем о том, почему ему важно высказывать свое отношение к войне в Украине, как он относится к Путину и по каким причинам его односельчане до сих пор верят пропаганде.

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

«Украинским детям приходится проходить через страшные испытания»

В селе Русско-Высоцкое в Ленобласти живет предприниматель и многодетный отец Дмитрий Скурихин. Владелец продуктового магазина после начала войны в Украине купил кисточки и алую краску — каждый день он пишет на стене своего магазина названия украинских городов, оказавшихся на линии фронта. На сегодня их уже больше двадцати.

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

«Я хочу привлечь внимание нашего общества к тем городам Украины, которые пострадали сейчас, показать, сколько их. Я плачу примерно 1 млн 200 тысяч налогов в год. На эти деньги наши власти покупают оружие, я с этим не согласен», — заявляет Дмитрий

Многие односельчане, по словам Дмитрия, поддерживают его антивоенные высказывания. Однако в апреле на стене магазина появилась надпись «предатель». На крыльце лежала куча навоза. Дмитрий по камерам попытался отследить исполнителей.

«Ночью приехали трое парней, напакостили. Если это их позиция, то почему в темноте? На видео видно, что они убегают. Очевидно, что это заказ, наверное, кого-то из местной власти. Ещё и листовку наклеили — “Нацизм не простим”. Ну хорошо, а я-то тут причём? Это нужно клеить на ФСБ!» — уверен Дмитрий.

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

Власти села пытаются бороться с лозунгами на магазине. К Дмитрию регулярно приезжает участковый, проводит беседы.

«Сначала власти не знали что им делать с этими лозунгами — мое здание, моя земля. Теперь, как только администрация узнаёт, что я написал что-то на стене, она сообщает полиции. Полиция сначала пытается меня побудить его закрасить. Звонят и говорят: “Дмитрий Николаевич, вы будете лозунг убирать?”. Я говорю, что не буду, и вечером или в ночь приезжают какие-то добры молодцы и замазывают все это краской. А я рисую снова», — рассказывает Дмитрий.

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

Ранее предприниматель снял на фоне своего магазина видео с плакатом против войны в Украине. На плакате было фото девочки, погибшей в Харькове. После публикации поста в его телеграм-канале, на Дмитрия составили протокол о «дискредитации вооруженных сил».

«С девочкой в Харькове это был один из таких первых, знаковых случаев, который меня очень задел. Они считают дискредитацией моё видеообращение, где я говорю об ответственности России и её армии за происходящее».

Дмитрий особенно остро переживает страдания украинских детей, ведь он сам — отец пятерых дочерей. У одной из его дочек в детстве была особенность здоровья — временная остановка дыхания, апное.

«Сейчас нам удалось победить болезнь, по крайней мере, я на это надеюсь. Но знаете, я несколько раз видел свою дочь в критическом состоянии, не был уверен, выживет ли она. Поэтому, когда я вижу, что украинским детям приходится проходить через страшные испытания… Да пусть меня лучше посадят, прибьют! Но не написать что-то в их защиту я не могу», — объясняет Дмитрий

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

Магазинчик у Дмитрия небольшой, состоит из двух плотно прилегающих друг к другу зданий. До войны в Украине на крыше магазина был расстелен брезент в цветах российского флага. Теперь к синему цвету Дмитрий добавил жёлтую полосу.

«Я решил в качестве жеста поддержки Украины сделать вот такую жёлтую полосу. Если честно, мне было боязно её вешать. Это значит абсолютно встать на сторону Украины. Но я ведь на её стороне!».

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

«Не буду бриться, пока мы не вынесем Путина вперед ногами»

Дмитрий транслирует свою гражданскую позицию не только на стенах магазина. Он провел в зале своего продуктового отдела акцию в поддержку Саши Скочиленко. Девушку арестовали и отправили в СИЗО за то, что она заменила ценник в «Перекрёстке» на антивоенное высказывание. Ей грозит до 10 лет лишения свободы по новой статье о распространении недостоверной информации об использовании российской армии (п.д ч.2 ст.207.3 УК). На всех ценниках в магазине Дмитрия Скурихина теперь написано: «Свободу Саше Скочиленко».

Фото предоставлено Дмитрием.

«Путинские власти выдвигают против нее абсурдные обвинения. Есть такая поговорка: кому война, а кому мать родна. Война — мать этого режима, он живет войной и страхом. Запугать местное население, чтобы все сидели и не вякали, – одна из задач. Очень много невинных людей сейчас находятся за решёткой. Власти бросают в тюрьмы тех, кто не согласен с происходящим, и так запугивают население. Мой долг, в таком случае, проявить солидарность», — считает предприниматель.

Дмитрий выходит на акции протеста больше десяти лет. Его политическая карьера началась в 2009 году, когда он стал муниципальным депутатом и решил бороться с коррупцией в родном селе. Он стал единственным самовыдвиженцем против девяти единороссов в муниципальном совете. Дмитрий увидел финансовые махинации, которые проводили местные чиновники, и рассказал об этом жителям. Затем он начал собирать в селе митинги. В итоге против главы администрации Ломоносовского района Дмитрия Устинова возбудили уголовное дело и осудили на два года. Но переизбраться на новый срок Дмитрий Скурихин уже не смог, хотя и участвовал в муниципальной кампании в 2014 году

«У меня была бешеная популярность в поселке — я тогда разобрался с теплоснабжением, оно наладилось, ушли коррупционные схемы. Но в 2014 году я открыто не поддержал присоединение Крыма и многие односельчане от меня отвернулись. ”Скурихин, ты чего, с ума сошел? Крым теперь наш и ты против?”. Да, я против! Все это имперские комплексы. У меня на магазине висел лозунг: “Мы присоединяем Крым и теряем мир”. Мы его в итоге потеряли — и в Украине и даже внутри нашей страны. Из-за своей гражданской позиции я тогда проиграл выборы. Но и вбросы на участках, конечно, тоже были», – вспоминает Дмитрий.

Дмитрий открыто поддерживал деятельность Алексея Навального, Михаила Ходорковского и других оппозиционных лидеров, выходил на акции протеста за честные выборы. Летом 2021 года суд оштрафовал его на 15 тысяч рублей за «осуществлении деятельности на территории России нежелательной организации». Поводом для административного дела стало видео «Вконтакте», где Дмитрий Скурихин «выступает в качестве активиста «Открытой России» — организации, объявленной российскими властями нежелательной. В ответ Скурихин пришел на суд в кепке с надписью: «Не признаю Путина президентом».

После ареста Алексея Навального Дмитрий Скурихин вышел на акцию протеста и был арестован на 20 суток. В камере он не мог побриться и решил отпустить бороду.

«Я со своим знакомым, с которым подружился в камере, поспорил, что не буду бриться, пока мы не вынесем Путина вперед ногами. Он сказал: «Ох Дима, борода по пояс у тебя точно будет!». Посмотрим! Уверен, совсем чуть чуть осталось, и я сбрею!» — смеётся предприниматель.

«У людей пенсия крошечная, им бывает есть нечего»

На бизнес Дмитрия началось давление Роспотребнадзора, постоянно проходят проверки, а часть партнеров по бизнесу вынужденно отказываются от сотрудничества. Несмотря на это, Дмитрий Скурихин активно критикует Владимира Путина и местную власть за низкий уровень жизни населения. Особенно обнищание заметно на селе, считает предприниматель. В своем магазине он даёт людям продукты в долг.

«Приходят люди и просят — можно купить у вас 4 яйца, на 10 яиц у меня не хватает денег? Можно, мы продаем по 4 яйца. У людей пенсия крошечная, им бывает реально есть нечего. Они приходят и берут у нас в долг, мы идём навстречу. А всему виной Путин и путинщина, группировка бандитская, которая оккупировала и разграбила мою страну», — считает Дмитрий.

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

При этом среди односельчан есть те, кто поддерживают агрессию против Украины и постоянно смотрят телевизор. Они критически относятся к надписям на магазине и вступают в споры с Дмитрием.

«Я заметил, что войну никто не поддерживает. Специальную военную операцию поддерживает половина села. Понимаете, дьявол в деталях. Путинщина ловко умеет подменить эти детали. В России пропаганда — все СМИ контролируются одной группой лиц. С экранов говорят, что это специальная военная операция, мы бомбим только военные объекты. Люди правды не знают, и, я думаю, когда они об этом узнают, это будет для них такое прозрение! Если бы Путин не зажал в тиски независимые СМИ, то он бы знал, что его в Украине не ждут с цветочками», — уверен Дмитрий.

Фото: Наталья Борисова, SOTA.

Многодетный отец и предприниматель планирует постоянно обновлять лозунги на своём магазине, чтобы жители села знали, что на самом деле происходит на Украине. Он опасается уголовного преследования, но считает, что опускать руки сейчас недопустимо. Информирование людей о войне он называет своим долгом перед совестью.

Наталья Борисова, SOTA.