Писательство
January 18, 2021

Не начинайте с чистого листа

Самая страшная вещь для любого писателя — чистый лист. Вроде час уже просидел, а даже абзац не смог написать. В итоге бросаешь, потому что становится невыносимо.

Я сталкивался с таким, когда только начинал писать блог в 2018 году. Каждый пост был мучением. Сейчас я всегда знаю, с чего начать, потому что у меня есть система заметок, о которой расскажу ниже. Но для начала немного теории.

Начнём с того, что мы живём в мире информационного изобилия. Информации вокруг так много, что мы не успеваем её потреблять. Отключиться от интернета и уйти в цифровые монахи не вариант, потому что хочется быть частью современного общества. Сильно ограничить себя иногда помогает, но скорее чтобы убрать из инфополя лишнее, и то на короткое время. Для того, чтобы полностью наслаждаться благами информационного изобилия, но при этом в нём не тонуть, нужно создать хорошую систему заметок.

В качестве примера я поделюсь своей. Она имеет 4 уровня:

Первый уровень: потребление. У меня есть много разных источников, которые дают мне пищу для размышлений: видео на YouTube, твиты, книги, статьи в интернете, посты в Telegram. Я стараюсь делать так, чтобы там содержалась как можно более качественная информация: никаких новостей, сплетен и политики.

Второй уровень: синхронизация. Все свои заметки я храню в Notion. Он полностью бесплатный и обладает огромным функционалом. Когда я смотрю видео на YouTube, я использую Notion Web Clipper, чтобы добавить видео в свою Базу Знаний, а потом в созданной странице пишу заметки.

Для того, чтобы не добавлять заметки по книгам, твитам и статьям своими руками, я использую Readwise (реферальная ссылка). Его основной функционал — сохранять ваши хайлайты из книг (например, из iBooks) и статей (Instapaper, Pocket), треды из Твиттера, текстовые выдержки из подкастов, а потом присылать письмо с, допустим, десятью зацепившими вас идеями на электронную почту, чтобы вы могли время от времени к ним возвращаться. Дополнительно Readwise может выгружать то, что вы сохранили, в популярные заметочники — Evernote, Notion, Roam Research — чем я активно пользуюсь.

Третий уровень: анализ. Когда все заметки синхронизированы, можно начать разбивать их по темам. Это самый эффективный способ организации информации, потому что, чем больше вы начнёте коллекционировать, тем яснее станет поле ваших интересов и тем проще вам будет писать всё новые и новые посты. Важно на этапе разбора своих хайлайтов выделять в них самое значимое. Таким образом они проходят ещё один фильтр, поэтому остаётся только суть.

Четвёртый уровень: созидание. Когда вы обнаружите, что заметок по какой-то теме стало слишком много, можно попробовать найти в них взаимосвязь. Чаще всего именно в такие моменты, когда смешиваются мысли из совершенно разных источников, и рождаются новые, неожиданные идеи.

Такая система может быть непривычной. В школе нас учили, что сначала нужно придумать тему (или нам её дадут), а потом найти по ней материал или написать из того, что уже есть в голове. В моей системе всё с точностью наоборот: тема рождается в процессе познания окружающего мира.

Говорят, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром». Тем не менее, информация находится у каждого на расстоянии двух тапов по экрану айфона. Миром, в действительности, владеет тот, кто умеет эту информацию грамотно собирать, анализировать и создавать из неё новую ценность.


P.S. Если нужна помощь с созданием такой системы в Notion, то не стесняйтесь писать мне в телеграм, что-нибудь придумаем.