Книжный клуб
January 18, 2022

Как перестать отвлекаться? Indistractable (Неотвлекаемые): обзор книги

Чтобы разобраться в том, как работает наше внимание, я решил взять книгу с говорящим названием «Неотвлекаемые».

Нир Эяль, автор книги, уже зарекомендовал себя в похожей теме. Его бестселлер «На крючке» о том, как создавать продукты, формирующие привычки, подробно описывает психологические трюки, которые используют главные забиратели нашего внимания сегодняшних дней — соцсети, стриминги и подобные.

Начнем сразу с ключевой идеи «Неотвлекаемых». Есть 4 стороны, с которых мы можем подойти к решению проблемы отвлечения: справиться с внутренними причинами, вернуть контроль над внешними, начать управлять временем и заключать с собой договоры. Если со всех сторон порядок, то ни одно отвлечение вам не страшно — велика вероятность, что их в вашей жизни почти не осталось.

Борьба с внутренними причинами

Самая сложная сторона — борьба в внутренними причинами.

Мы отвлекаемся, потому что пытаемся избежать внутренней боли и дискомфорта. Во многом это обусловленно эволюционно. Например, наша склонность к негативу [negativity bias] — когнитивное искажение, при котором человек придаёт большее значение негативным событиям нежели позитивным. Раньше умение замечать опасность помогало выживать. Сейчас же, в сытые и довольно безопасные времена, склонность к негативу скорее мешает.

Ещё одна сильная внутренняя причина — скука. Нам всё время хочется себя чем-то занять. Просто сесть и ничего не делать — для человека настоящее мучение.

Чтобы начать контролировать свои внутренние стимулы автор предлагает использовать правило 10-ти минут. Работает так: если появляется сильное желание отвлечься (зайти в Инстаграм, залипнуть на ЮТ, поиграть, покурить), ставишь таймер на 10 минут и, только когда он прозвенит, делаешь, если не пропало желание. А оно чаще всего улетучивается. Пока таймер тикает, можно записать свои ощущения.

Контролируем внешние причины

Среди внешних причин самые популярные: соцсети, игры, другие люди.

С ними всё гораздо проще и советы в книги стандартные для любых вещей подобного толка. То, что делаю я: выключаю все несрочные уведомления на телефоне и компьютере, почти постоянно держу устройства в режиме “Не беспокоить”, предупреждаю окружающих о том, что у меня сейчас рабочее время и меня лучше не трогать.

Еще можно устанавливать разные расширения для браузера, которые блокируют сайты на определенное время или откладывать чтение статей и просмотр видео. Но это темы для отдельных постов. Напишите, если хочется, чтобы я об этом написал.

Управляй временем

Третья сторона — управление временем.

Золотое правило здесь: «Если ты не будешь управлять своими временем, то за тебя это сделает кто-нибудь другой».

Автор предлагает популярную методику — таймблокинг. Её смысл в том, что на каждое дело отводится определенный блок времени. Ниже пример того, как это может выглядеть в реальной жизни.

Также Нир настаивает: вместо того, чтобы начинать с вопроса “что я буду делать”, следует понять, зачем оно нужно. То есть в дело вступают ценности.

Ценности автор разделяет на 3 уровня: ты, отношения с близкими и работа.

Здесь самый важный урок, который я вынес — не бояться договариваться с другими о регулярных встречах и заявлять о своих планах. Да, помещать в календарь встречи с друзьями или вечер с любимой девушкой или женой может показаться абсурдной идеей. Сразу возникает мысль, что общение превратится в рутину, потеряет спонтанность и романтику. На деле же, всё совсем наоборот. Определенность убирает стресс у всех участников, а ограничения по времени заставляют нас придумывать более качественные активности и сильнее ценить момент.

Например, я каждую субботу звоню бабушке и дедушке примерно в одно время. Это занесено в мой ту-ду лист в виде повторяющегося дела. В первые разы мне казалось жутко странным, и я ждал, что бабушка с дедушкой обидятся, что у меня есть какая-то система для общения с ними. Но мои старики наоборот радуются, что я им так часто звоню, и постоянно говорят, какой я хороший внук.

Заключай с собой договоры

Договор с собой — сильнейшая тактика в борьбе с отвлечениями, особенно если есть штрафы в виде денег или репутации.

В первом случае можно пообещать себе делать какое-то дело в течении N-ого количества времени, иначе платишь какую-то сумму. Например, вставать в каждый день в 8 утра, иначе отправлять 1000 рублей на благотворительность.

В случае репутации можно взять тот же пример с деньгами, только добавить в формулу публичное обещание. Например, каждый день записывать историю в Инстаграме до 8:05, иначе выкладывать скриншот с квитанцией об отправке денег на благотворительность.

Мои впечатления от книги

Я бы посоветовал любому человеку, который впервые начинает знакомиться с темами внимания и продуктивности. Книга удобна как справочник с практическими советами. В ней нет лишнего, она обладает четкой структурой. Перечитывать я её бы не стал, но точно буду регулярно возвращаться к некоторым главам, чтобы освежить знания или украсть интересное исследование, которое упомянул автор.

Похожее я читал в книге Кэла Ньюпорта «Цифровой минимализм», но она написана сложнее и неудобно структурирована.

Сам я стараюсь применять практики 10-ти минут и таймблокинга. Надеюсь, что получится полностью внедрить их в свою жизнь, потому что они мне жутко нравятся.


Спасибо за прочтение. Подписывайся на мою телегу и пиши в комментариях либо в личке, всегда буду рад обсудить книги, продуктивность, приложения и подобное.