Экзистенциальное
April 12, 2023

Работать из дома и не сойти с ума

апрель 2023 Эта статья была написана после года работы на удаленке и шести с половиной лет работы в офисе. Сейчас, возвращаясь к ней после более пяти лет работы из дома, а также опыта релокации (сначала с одним чемоданом в Турцию на два месяца, а теперь — в Сербии), я добавила и переписала некоторые фрагменты. Приятно знать, что большая часть рекомендаций сохранила свою актуальность и выдержала проверку временем. Мне кажется именно эти приемы помогли мне сохранять рассудок и социальные скиллы все эти годы!


И пока одни мои друзья предрекали мне медленную деградацию, другие спрашивали: как работать из дома и не сойти с ума? Разве это реально, выползти из теплой кроватки рано утром? Как концентрироваться на задачах целый день, когда рядом телевизор, игровые консоли и холодильник? И вообще, расчесываюсь ли я и продолжаю ли чистить зубы? :D

У меня есть несколько советов, как организовать пространство и время для тех, кто работает удаленно или занимается фрилансом. Надеюсь, мой опыт вам поможет.

Время и структура

Офис с его распорядком дня и рабочими часами неплох. Он структурирует время. Ты точно знаешь, что нужно прийти к девяти, обед будет с часу до двух, а в шесть вечера ты свободен.

Так как я не фрилансер, а удаленный сотрудник, у меня тоже есть рабочие часы, в которые я обязана быть «на связи». Это структурирует мой день. Конечно, свободы при этом у меня намного больше.

Я могу работать из дома, коворкинга, кафе, из другого города или страны. Могу начать работу очень рано, и к четырем уже освободиться и пойти в кино. Могу наоборот, утром сходить по делам, а вечером посидеть подольше. Если я устала, то я могу отдохнуть, поваляться на кровати или поиграть в BeatSaber. В обед могу помодетировать, поспать или почитать книгу. Это не значит, что я работаю меньше часов. Но время на рабочем месте перестало быть мерилом того, как хорошо я поработала.

Метод «Помодоро»

Структурировать время мне помогает метод Помодоро(он же метод «помидорки»). Узнала я о нем еще на курсе фриланса, но не придала тайм-менеджменту тогда большого значения.

Позже, в книге «Муза и чудовище» Яны Франк мне снова встретилась эта система. В сети она встречается в разных вариациях, но есть две главных «фишки»:

  • Две фазы: фаза работы и фаза отдыха. Работая из дома довольно легко скатиться в трудоголизм. В офисе нет-нет, а кто-то из коллег позовет пить чай. Дома же я часто забываю сделать перерыв или отойти на обед.

    В фазе «работа» я стараюсь отбросить лишние мысли и раздражители, и сконцентрироваться на задаче. Часто я отключаю уведомления и закрываю отвлекающие вкладки. Когда ко мне приходят лишние мысли в духе «нужно заплатить за ЖКХ», я записываю их в Notion, там у меня есть страница с рандомными мыслями и идеями, рекомендациями от коллег и т.п.. Позже я вернусь и обдумаю новые идеи/запланирую какое-то действие с ними связанное, главное в моменте не отвлекаться и не бросать задачу, чтобы оплатить ЖКХ :)

    В фазе «отдых» обязательно встать, размяться, отойти от экрана, переключить внимание. Чаще всего в эти моменты я делаю что-то по дому: закидываю стиралку, разгребаю завалы на столе или вывешиваю белье.

    Не обязательно, чтобы отрезки по времени были 45-15. Это может быть 20-5 или 90-30. Главное, чтобы вы успевали «погрузиться» в работу и завершить какой-то ее кусок.
  • Четкая цель на время работы. Без этого сколько ни работай, толку мало. Я стараюсь сформулировать для себя четкую цель на рабочую фазу: «сделать скетч» или «дорисовать вот этот фрагмент».

    Разумеется, не каждая задача уместится в отрезок в 45 минут. Но сама постановка цели помогает не терять фокуса, спасает от ухода в ненужные детали и переделывания по 100500 раз какого-то маленького куска работы.

Триггеры

Триггеры — это что-то, что настраивает нас на деятельность. Пока мы добирались до офиса — мы морально готовились начать работать :) Это плюс смена окружения, так и наши офисные тапочки и кружка — своего рода триггеры.

Дома такие границы стираются. Я стараюсь искусственно создавать для себя триггеры, настраивающие на нужный лад.

  • Браузер «для работы». Разграничение среды может быть полезно. Например, можно использовать Chrome для работы и Firefox для личных, домашних дел. Или сделать две учетные записи в Windows. Главное здесь разграничить личное и рабочее виртуальное пространство.
  • Рабочие мессенджеры. Взаимодействие по работе проходит в Slack и Asana, и когда они есть на телефоне, да еще и с уведомлениями - спокойно отдыхать невозможно. В "рабочей" учетной записи на компе "рабочие" программы можно убрать из автозагрузки, а на телефоне - или не устанавливать вообще, или переключать настроить и переключать по времени режимы для оповещениям от приложений.
  • Рабочий плейлист. Мне также помогает одна и та же музыка, когда нужен определенный настрой. Для меня работает классическая музыка, drum-and-bass(для монотонной отрисовки, особенно по вечерам, помогает четкий бит) и треки в Endel.
  • Прийти на работу. И уйти с нее вечером. Выйти прогуляться с утра(«я пришел на работу») и также прогуляться вечером(«я пришел домой») - отличный способ для начала и завершения рабочего дня. Сейчас я так не делаю, но когда мой супруг работал из офиса - я ходила "встречать" его с работы вечером, это помогало мне переключиться.

К этому списку можно добавить любые другие триггеры, которые подходят вам: свет(например, светодиодная лента с подсветкой определенного цвета для рабочего времени), запахи(свечи, определенный вид чая или кофе), тактильные ощущения(на работе использовать другую мышку или клавиатуру, переодеваться для работы в "рабочую" одежду, использовать другую кружку).

Это может звучать немного как бред, покупать отдельную рабочую кружку или зажигать для работы свечи :) Но это помогает отделить в нашем восприятии рабочее и личное.

Общение

Никогда в жизни я не искала так сильно контакта с другими людьми, как на удаленке. И никогда не ценила так общение вживую.

В офисе люди всегда были рядом, мы часто встречались на кухне и много болтали, оставались после работы потанцевать или поиграть в настолки. Но работая из дома, приходиться прикладывать усилия для установления контакта.

Где найти живых людей, готовых к общению?

  • Клубы и встречи по интересам. Любые группы людей, связанных общей целью/деятельностью. Фитнес-секции, танцы, кружки кройки и шитья, гончарные курсы, скетч-встречи и т.п.. Если вы недавно релоцировались - попробуйте найти друзей по интересам в чатах, сейчас особенно много людей оказались "выдернуты" из привычного круга общения и готовы активно знакомиться, встретиться попить кофе и просто поболтать.
  • Мероприятия. Чайная церемония, выставки, открытая площадка для настольных игр, караоке-пати, квиз и т.д..
  • Встречи по типу RandomCoffee, особенно если вы стесняетесь знакомится вживую.
  • Общение на расстоянии. После ковида встречи в GoogleMeet перестали быть чем-то исключительно для нелюдимых айтишников. Сейчас, когда друзья и знакомые оказались в разных странах, общение онлайн - один из немногих способов поддержания связи. Мне очень не хватает общения "вживую" с моими подругами, но формат чата и видеозвонков становится все более привычным.

А в Сербии мы познакомились прямо на улице, благодаря мерчу от компании :) Так что новые знакомства могут нагрянуть спонтанно, главное быть открытым к общению!


Суммируя все вышесказанное: если вы планируете начать работать из дома, не забывайте про социальную жизнь, создавайте внутренний настрой на работу с помощью триггеров и тайм-менеджмента, и вовремя отдыхайте :)


Любите видеоигры, геймдев и cg? Подписывайтесь на мой тг-канал 🖤 https://t.me/stacy_frantsek 🖤