отзывы на прочитанное
December 25, 2021

"(Девочка)⁰" Микиты Франко. Что это было?

WARNING! Данный текст - не более, чем личный отзыв. Литературный вкус у всех разный, сама литература - субъективна, Вы можете легко со мной не соглашаться, енто окей.

В тексте отзыва присутствуют спойлеры.

Я обещал написать и выпустить этот отзыв ещё в начале месяца, как только дочитал новую книжку Микиты - а было это, если верить моим читательским дневникам, где-то числа второго декабря. Но каждый день отзыв откладывался, и откладывался, и откладывался - так долго, что это стало даже показательным.

Не то, чтобы мне не хотелось говорить о Миките - мне кажется важным о нём говорить хотя бы из солидарности. Не каждый день, в конце концов, в России становится популярным трансгендерный автор, пусть даже популярность его не глобальная, а, скорее, нишевая. И хоть стиль Микиты не ложится мне на душу от слова "совсем", я каждый раз покупаю его новые книжки, читаю и ставлю на полку без особых восторгов.

Но "(Девочка)⁰" - это какой-то новый уровень "без особых восторгов".

Когда я покупал книгу, я думал, что получу историю о гендерном поиске. Это важная, больная тема для меня лично, и я солгу, если скажу, что не обрадовался, что об этом начали писать. Даже несмотря на то, что поиск центрального персонажа никак не репрезентует мой личный опыт подобного поиска, сам факт поднятия этой темы многое для меня значил.

И уж конечно я не думал, что самому гендерному поиску в книжке будет отведено первые страниц сорок максимум (и ведь это при том, что сама работа совсем небольшая - едва ли страниц 190-195).

И совсем я не думал, что закончится всё семейной драмой с элементами магического реализма. Даже представить себе не мог.

Книга, напоминаю, страниц 190 со всеми титульниками - помножте это на своеобразный стиль Микиты (который я скорее склонен назвать неспешно-тягучим, и, хотя в его работах мы часто скачем по отдельным сценам, неспешность тут всё же важнее фрагментарности), и, полагаю, Вы поймете мою растерянность.

Микита в этот раз взялся за очень сложное переплетение тем - и, на мой взгляд, не вытянул ни одну.

Количество вопросов и конфликтов, раскиданных по тексту, действительно поражает - тут и вопрос навязанной религии, продажности церкви, давления семьи, желание соответствовать общественным ожиданиям, вопрос "ложной" и "истинной" трансгендерности, патриархального уклада семьи, "плохих" компаний и подросткового суицида, и ещё много всего по мелочи. Каждая поднятая тема действительно достойна быть раскрытой, и - что обиднее всего - каждая могла бы "выстрелить", но постоянно хватаясь то за одно, то за другое, Микита размазывает их то тексту таким прозрачным слоем, что ты в итоге не цепляешься ни за одну, и ни одной не веришь.

Ты не веришь, что центральный персонаж успел прикипеть к своему брату - мало того, что у них не то, чтобы много взаимодействия, так ещё и всё это взаимодействие скорее создает центральному персонажу проблемы, без какого-либо положительного довеска. А ещё ты не веришь самому брату и его "бунту" - сам автор портит этот момент, когда брат сначала заявляет, что хочет заниматься тем-то и тем-то, а потом буквально через строчку нам пишут, что он никогда этим особо и не интересовался, и нихрена не умеет. Что к чему? Что и почему?

Не то, чтобы это совсем нежизнеспособный концепт - но для него нужно куда больше обоснований, которые нам не удосуживаются дать даже мимоходом.

И так - со всем. Да даже этот самый "гендерный поиск", так обещанный нам, мог бы закончится в самом начале, если бы не дурацкое стечение обстоятельств и неумение героев разговаривать друг с другом словами через рот.

И с одной стороны - да, в жизни так, наверное, и бывает. Нас постоянно окружает сто и одна проблема, в нашей жизни так много вопросов, на которые мы бы хотели найти ответы, но сделано это так сглажено и так вскользь, что, прочитав книгу, ты ничего для себя не выносишь, не прорабатываешь и ни о чём не думаешь. Что была книга, что её не было, если честно.

"(Девочка)⁰" не плохая книга - для меня лично она никакая.

Да - возможно, дело в своеобразном стиле, в моей авторской профдеформации или специфической читательской оптике, и Вас, в отличии от меня, история тронет и доставит удовольствие. И хотя я не жалею, что поддержал автора, на мой субъективный взгляд, предыдущие работы Микиты были сильнее.