финансы
August 31, 2020

Абстрагирование и масштабирование восприятия ценности денег

Копия поста от 18.11.2019

Один из моих читателей на днях высмеял меня за то, что я упомянул в обзоре про вино “Мысхако Каберне Фран”, что купил его только, лишь бы воспользоваться скидочным купоном супермаркета на 200 рублей, или каких-то 2,80 евро. Дескать, при тех объёмах, что ты публикуешь на скринах, стремление сэкономить столь ничтожную сумму выглядит нелепым крохоборством. Ты же в ставках рискуешь на порядки большими деньгами, нежели можешь выгадать на таких скидках за всю жизнь.

Что я могу на это ответить? Один из самых ценных навыков, что я приобрёл за годы своей профессиональной игры — это восприятие денег на счету букмекера (равно как и покер-рума) как абстрактных фишек, не сопоставляя их каждый раз с их реальной стоимостью. Они — это мой рабочий инструмент и ресурс, который должен подчиняться только правилам финансового и риск-менеджмента, но никоим образом не должен психологически довлеть своей ценностью.

В моём восприятии чётко разделяются рабочие инструменты (“игровые фишки”) и те деньги, которые я уже вывел из игры. К тому же, рискуя крупными суммами (но укладывающимися в рамки разумной финансовой стратегии) на аккаунте у букмекера (брокера), я понимаю, что на самом деле величина моего риска — это математическое ожидание от этих ставок, а они никогда не бывают сильно минусовыми (ну, по крайней мере, я на это надеюсь). Это во-первых.

Во-вторых, есть, конечно, такое в нашем менталитете, выражающееся поговоркой: “Сгорел сарай — гори и хата”. То есть, типа если только что проиграл какую-то часть банка, то должно быть тем более пофиг на скидки, тем более такие копеечные по сравнению с размерами ставок. К счастью, и такие вещи я в себе давно искоренил.

Здесь также играет свою роль и такое когнитивное искажение, как “Ограниченность рамками”. То есть, скидка 200 рублей многими не воспринимается как что-то стоящее внимания, если перед этим проиграл за день, грубо говоря, 20 000. Одна только комиссия за обналичивание выигрышей “съедает” суммы намного больше таких скидок. А вот если бы жил на зарплату или пенсию 10 000 рублей в месяц — тогда, дескать, было бы совсем другое отношение.

Но, опять же, я-то воспринимаю это правильно: не проиграл 20 000, а испытал временный отрицательный виток дисперсии, а на самом деле на дистанции просто внёс очередной вклад в оборот, который (этот вклад) по матожиданию эквивалентен прибыли в 1 400 рублей (при моём ROI 7%).

Здесь, кстати, тоже кого-то может настичь откровение: оказывается, всё, что мы зарабатываем на дистанции — это всего лишь по 70 рублей с каждой поставленной тысячи (в моём конкретном случае)— а это ещё более копеечный навар, нежели упомянутая скидка (200 рублей с суммы чека от 1 400). Да к тому же нудно и скучно, учитывая, сколько нужно проделать умственной работы, чтобы правильно разместить эту тысячу, да ещё и при необходимости набирать дистанцию. То есть, не поставил один раз и успокоился, а ищешь, ищешь и ищешь такие возможности для ставок без конца.

Наконец, мой заработок — эта та сумма, которую я снял в банкомате и положил себе в карман, а не та, что прибавилась на аккаунте сегодня, за неделю или даже за месяц.

Наверняка кому-то, наверное даже многим сложно абстрагироваться от сумм ставок и масштабировать своё восприятие ценности денег в зависимости от того, какую роль эти деньги играют — рабочего инструмента на аккаунте у букмекера или же, собственно, наличных средств в кармане на жизнь. Но этому необходимо научиться, если вы стремитесь быть профессиональным игроком в азартные игры.

Если каждый раз, когда вы делаете ставку, над вами будет висеть тяжесть восприятия “это же сколько можно купить на эти деньги” — вы заработаете себе серьёзные психологические проблемы и не сделаете необходимый объём ставок, особенно во время неудачных полос, что может фатально сказаться на вашей доходности.

Но также и если каждый раз, когда вы прицениваетесь к какой-то покупке в реальной жизни, у вас будет витать мысль “да пофиг сколько это стоит, всё равно вчера в 10 раз больше проиграл”, — вам может скоро перестать хватать ваших заработков для поддержания привычного уровня жизни.

Короче, в игре необходимо уметь абстрагироваться от реальной стоимости денег и ставить столько, сколько требуется в рамках разумного финансового менеджмента, а в жизни наоборот — адекватно воспринимать их ценность, абстрагируясь от того, какие суммы летают у вас туда-сюда на букмекерских аккаунтах, и сколько вы незадолго до этого проиграли или выиграли.

На самом деле я не гоняюсь специально за скидками и, если продукт или вещь мне действительно требуются прямо сейчас, я это куплю за любую (разумную) цену. Но если такая возможность возникает естественным образом, то не брезгую использовать любые скидочные предложения на товары, которые представляют для меня какой-то интерес, но без острой необходимости. По моим обзорам вин это наиболее заметно — практически все из них я покупаю по акциям, во-первых, потому что никогда не испытываю острого желания выпить именно это и именно сегодня, и даже если что-то из ассортимента меня заинтересовало, могу подождать периода скидок; ну и во-вторых, имею какой-никакой запас в винном шкафу))