November 14, 2019

Интервью с 21-летним геем Максимом Панкратовым, на которого ополчились российские власти

На прошлой неделе стало известно, что ГСУ СКР по г. Москве возбудило уголовное дело о «насильственных действиях сексуального характера» (пункт б, часть 4) в связи с роликом на YouTube, где дети разговаривают с 21-летним геем о его жизни.

Российский YouTube-канал Real Talk был создан по образцу американского шоу Kids Meet, где дети задают вопросы разным взрослым. Такой формат учит детей терпимости. Максим отвечал на вопросы детей, рассказал, как и когда осознал свою сексуальную ориентацию, говорил, что рано или поздно хочет завести детей, рассказывал про свои отношения с семьей и друзьями.

ЛГБТ-группа "Стимул" пообщалась с Максимом, против которого сейчас развернута целая кампания в лояльных к российским властям СМИ.

Ниже мы публикуем беседу с ним.

Видеоролик с твоим участием не включал детальных обсуждений секса или физической близости, ты просто обсуждал с детьми свои планы на жизнь и мечты, а также свою сексуальную ориентацию. Почему для тебя важно было принять участие в этом проекте?

Что значит разговор не включал детальных обсуждений? Этих обсуждений не было вообще! Я просто рассказал о своей жизни. Если вы посмотрите ролик, то увидите там, что я объясняю на примере шоколада. Для меня не было важным принять участие в этом проекте, но было важным, чтобы я мог показать, что такой же как все. Что я обычный человек, не отдельное общество, а часть всего общества.

Как ты узнал о том, что против тебя возбуждено уголовное дело? Какая у тебя была реакция? Тебя поддержали создатели канала, близкие и друзья?

Я узнал об этом из новостей. Сначала подумал, что это какая-то шутка. Но когда я осознал, что мне грозит от 12 до 20 лет лишения свободы, что меня обвиняют в насильственных действиях... У меня случился нервный срыв, я очень долго приходил в себя и по сей день прихожу! Для меня это был большой удар. Меня все поддерживают! Сейчас рядом со мной очень узкий круг людей, которые всегда рядом, и огромное им за это спасибо. Если бы не их моральная поддержка, не знаю, что бы со мной было.

На примере твоего кейса государство, возможно, формирует образ общественного врага. Сегодня в русскоязычном YouTube ежедневно появляются десятки роликов про ЛГБТ, в интернете происходит самый настоящий парад-гордости (в хорошем смысле). Как ты думаешь, почему в качестве "жертвы" выбрали именно тебя?

Я не знаю, что государство формирует, знаю точно, что СМИ подливает масло в огонь, выставляя меня врагом народа. Да, сейчас на просторе YouTube очень много подобных видео, но вы посмотрите, что там творится? И я думаю, что такие видео люди воспринимают просто как смешную картинку! А я к своему интервью подошел серьезно, я не показывал разврат, я не говорил о нем, я просто показал другую сторону всего этого. И тут, собственно, случился резонанс. Как так? Всю жизнь считали нас извращенцами, а тут они нормальные оказались. Собственно, я считаю, что поэтому меня выбрали в качестве жертвы.

Обращался ли ты за помощью к правозащитникам? Почему не обратился за помощью в ЛГБТ-организации?

Да, я обращался в ЛГБТ-организацию, и они мне немного помогли.

Ты сообщил, что на тебя напали. Как ты отреагировал на нападение? Полиция Москвы предприняла какие-либо действия для твоей защиты?

У меня был шок... Как я могу пойти в полицию, если мне грозит срок от 12 до 20. Пришел с одним, а забрали с другим? Вы как себе это представляете?

Какие у тебя планы? Намерен ли ты бороться дальше за права ЛГБТ, даже если дело закроют? Что важного ты хочешь сказать людям, которые сегодня настроены агрессивно против тебя?

Знаете, я не знаю, что будет дальше. Пока мне страшно о чем-то говорить. Но знайте: если кому-то нужна психологическая помощь или поддержка, то всегда все могут мне написать, и я отвечу всем. А те, кто настроен против меня, я хочу сказать им: никогда и никого не судите! Вы не знаете, в какой ситуации будете сами, и, возможно, что через 10 лет тот, кого вы ненавидели и были против него, будет вам помогать.

Как ты думаешь, ситуация с правами ЛГБТ-людей в России будет только ухудшаться или мы можем надеяться на положительные изменения?

Пока вы будете просто писать об этом и говорить, то ничего меняться не будет. В первую очередь, надо начать с общества, оно должно дать больше прав тем, кто их окружает. А уже потом надо дальше разбираться.

21-летний Максим Панкратов, © личный архив/ Максим Панкратов