April 16, 2023

«Чем больше сила, тем больше ответственность». Большое интервью Олега Смолерова

– Привет. Играешь ли сейчас в фэнтези?

– Да, играю на FPL. И в Sorare немного: на то, что у меня там осталось. Но в Sorare по приколу больше, потому что там сейчас не все хорошо. А на FPL даже стараюсь найти время, поресерчить. Какие-то замены прикольные поделать.

– Какие вообще успехи на FPL?

– Сейчас в районе 50k.

– Слушай, это хороший результат.

– Нормальный. Могло быть лучше, конечно, если бы занимался. Где-то повезло, откровенно говоря. Плюс я сильно против поля играю. Поэтому у меня такие перепады: то плюс 50к, то минус 50к. Туда-сюда, короче.

– Как тебе вообще этот сезон? Считаешь ли его аномальным? Или наоборот – легким, так как все в основном кэпят Холанда?

– Сколько я уже играю… Сезонов 10, наверно. Как по мне – этот точно один из лучших, а навскидку кажется вообще лучшим. В плане того, насколько интересно играть. Окей Холанд, но в двойных турах вполне можно было кэпить Макаллистера и вообще не париться. Можно по приколу всегда кэпить Холанда, это, вроде, даже не ошибка. Но интерес в том, чтобы поискать что-то более прикольное. Поэтому для меня кэпство условного Макаллистера выглядит очень прикольным мувом. Это то, что нужно делать.

И вторая главная черта – это разнообразие пиков. Если раньше в большинстве сезонов, когда уже начинались «двойники», у тебя было в команде было 8 человек, которых ты был обязан брать. Потому что по велью они сильно лучше остальных. В этом сезоне такого нет. Можно человек из тридцати выбирать. Это создает разнообразие – больше раздумий, больше стратегий. Я всю первую половину сезона играл без Салаха. Начиная с первого тура. Теперь вторую половину сезона играю без Тоуни и вообще не парюсь.

Например, у меня нет Рэшфорда. Я его взял в самом начале, когда только-только появлялись первые зачатки. Потом у меня был свободный трансфер, чтобы его поменять. И я его поменял. Классно, когда входишь в тур, он играет дома с Саутгемптоном, у него 98% эффектив овнершип, а ты сидишь без него и думаешь: «Да не, у меня тоже нормальная команда. Не проблема. Разберемся».

– Тебе не кажется, что нет разнообразия в капитанах? Многие ноют, но продолжают кэпить Холанда.

– Слушай, да все всегда ноют. Понимаешь, это классика. Я не представляю какой должен быть сезон. Ок, представим такой же сезон, как сейчас, только без Холанда. Я думаю, что все равно бы нашли почему ныть. Потому что то, потому что се. Какие-то переносы, ковид. Люди – просто такие существа. Всегда ноем. Ничего такого.

– Считаешь этот сезон сложным? Общий уровень игроков значительно вырос – стало тяжело подниматься. Да и темплейт-пиков очень много.

– Так это круто! Если представить уровень игры на FPL пять, семь лет назад и то, что сейчас – просто космическая разница. Много причин для этого. Я точно согласен, что уровень игры значительно вырос. Но при этом появились взаимозависимые вещи, появилось гораздо больше ресурсов где можно искать информацию. Есть штуки, которые предиктят лучшие трансферы, всякие планнеры. Куча инфы.

Fantasy Football Scout или Fantasy Football Hub делают, например, «Team Reveal»: когда топовые чуваки раскрывают свою команду перед туром, рассказывают свою логику и прочее. Можно просто учиться у них, находить пики. Есть люди, которые просто копируют – это как бы известная страта. Им просто кайфово, что у них будет большая циферка. Высокое место каждый сезон. Инфы много. Это тренд современного мира. Просто открываешь ютуб, открываешь гугл, а теперь еще можешь открыть ChatGPT. Ладно, по фэнтези не можешь, но в целом, про какие-то стратегии, ключевые подходы можешь открыть и почитать.

Если есть желание, то можешь разобраться. Условно, если тратить два часа в день на FPL, начиная с первого тура, с каким-то сознательным подходом – сможешь уверенно залететь в топ-100к. Вообще без проблем. Но, если уже хочешь повыше, то придется делать очень много рисковых пиков. Если хочешь в топ – надо рисковать. Либо быть готовым к тому, что закончишь в топ-250к, топ-500к и так далее.

– Совсем недавно заходил на Fantasy Football Hub, где популярные FPL-блогеры выкладывают свои составы. И они не то, чтобы схожие, а идентичные. И за двойной 27 тур они набрали одинаковое количество очков.

– Опять же, если ты блогер и у тебя много аудитории – это накладывает определенную ответственность. Уже не можешь игнорировать какой-то топ пик. Например, если бы у меня был контракт с Fantasy Football Hub и они бы меня считали сильным игроком, то мне, скорее всего, пришлось бы в своих решениях делать поправки на то, как смотрят на мир остальные блогеры.

Я бы не мог залететь и сказать, мол, Рэшфорд – говно на следующие два тура, надо рисковать и играть без него. Если Рэшфорд не заносит, ты – король. А если заносит, то в личке или комментах пишут, что ты дебил. Откатился далеко и все сразу говорят: «Зачем его читать? Он же ничего не понимает. Я вот Рэшфорда взял и у меня все хорошо». Но ты то его взял, играя по овнершипу, а чел попытался придумать что-то прикольное – взял какой-то нестандартный пик – Троссара, например. И сказал, мол, мне Троссар ближе и получил от него три ассиста. Либо ничего не получил, взяв Эдегора. Поэтому, думаю, они (блогеры) вынуждены. Есть некая внутренняя политика, что не можешь совсем рисковые вещи делать. Мне такой подход не близок. Если у вас десять человек играет в фэнтези и у всех один и тот же темплейтный состав, то вы, как ресурс, что-то делаете не так. Потому что всегда нужно давать разнообразие, если хотите, чтобы людям было кайфово.

Сейчас уделяю сильно меньше времени фэнтези, но то, что у топовых чуваков одинаковые составы – для меня это большое удивление. В этом сезоне, как по мне, это просто неправильная стратегия играть темплейтным составом. Я даже в Арсенале не могу выделить топ-3 пика. Потому что там можно рисковать по-разному. А у челов вся команда получилась плюс-минус одинаковая.

– Исходя из своей стратегии – сколько в команде должно быть мастхэвов, а сколько джокеров?

– В этом сезоне, мне кажется, чем больше у тебя джокеров, тем лучше. Немного утрирую. Опять же, вернемся к Арсеналу, потому что это самый яркий пример. Например, у тебя есть Троссар, Эдегор, Мартинелли, Сака, Габриэль, Уайт и Рамсдейл. И, если мы берем отрезок в один-два матча, то я точно не могу сказать, что надо обязательно брать Сака, Мартинелли и Габриэля.

Если я перед туром буду знать, что у 100% людей будут Сака, Мартинелли и Габриэль, то... Ну, может за исключением Сака, потому что у него дикий овнершип и его будут кэпить, то здесь стоит взять Троссара, Эдегора и Уайта. И, если все складывается в твою сторону, то ты получаешь огромнейший буст в очках. В местах к общему зачету. Поэтому, чем больше (джокеров), тем лучше в этом сезоне. Опять же, за исключением Холанда. Под хорошие туры его надо держать.

Какой-то формулы нет, все время надо подстраиваться под конкретные ситуации. Но в этом сезоне супер плюсовая страта – это играть максимально против поля. Если повезет и монетка упадет на твою сторону, то сможешь залететь в топ-1к. А если в этом сезоне залететь в 1к – это значит, что ты что-то понимаешь в фэнтези. Причем сильно понимаешь.

– Какие цели на остаток сезона? Попасть в 10к?

– Честно говоря, у самурая нет цели – есть только путь. Я отпустил эту гонку. За свою, назовем это громким словом, фэнтези-карьеру, себе я все доказал. Что-то да умею. Могу добиваться каких-то целей и тд. Поэтому сейчас играю для души. Трачу достаточно мало времени.

Представь меня 5 лет назад и сейчас. Я, пять лет назад и сделать три платных трансфера – это невозможная история. В целом не рассматривал такие варианты. Сейчас я спокойно делаю три платных трансфера и прекрасно себя чувствую. Вообще без единого сомнения. Мне кажется, так лучше. Я нажимаю эти трансферы и нажимаю. Поэтому определенной цели нет, просто играю. Если получится попасть в топ-10к – круто. Не получится – ничего страшного. Когда-нибудь еще попаду. FPL, вроде, закрываться не собирается. Я тоже пожить собираюсь. Разберемся.

– Я помню, как ты раньше хейтил платные трансферы.

– Было дело. Был молодой.

– Следишь за другими ребятами, которые играют в фэнтези?

– Уже писал как-то, что часто получается перегруз информации. Поэтому очень важно фильтровать значащие параметры и незначащие. Я знаю, что у многих людей есть эта проблема. Когда ретроспективно рефлексировал по этому поводу, часто замечал, что на меня влияет переизбыток информации.

Перед стартом тура выбрал капитана какого-то и думаешь: «Ну, все, его точно надо кэпить. Точно топ-движуха». Кажется, что это точно лучший вариант. По каким-то своим знаниям, по предиктам, по голам, по форме этого игрока. А потом заходишь, смотришь опрос и видишь, что 60% или 80% голосуют за одного человека. Не только за Холанда, а в каких-то других пограничных ситуациях. Потом прочитал еще одну новость, что у кого-то родился ребенок или в дождь этот игрок забивает меньше обычного. А в этот день будет дождь… Потом эта абсолютно величайшая статистически значимая штука, как история личных встреч. Ты все это читаешь и решаешь, что надо закэпить этого чувака. А потом получаешь свои заслуженные два очка. А тот чел, которого ты изначально хотел кэпить, делает «2+1».

Потом сидишь и думаешь: «Блин, а нахрена я заходил все это читать?» Я в целом за то, что информации должно быть много. Чем больше информации, тем лучше, но при этом, у тебя в голове должны быть очень четкие фильтры по значимости этой инфы. Надо разграничивать: какие факторы значащие, а какие нет. И с этим у меня есть проблемы и у многих других людей. Поэтому, важно больше сосредотачиваться на своей игре. В этом сезоне стараюсь так и делать. Очень сложно пробить какой-то внешней информацией мой подход к игре. Я вижу каких-то игроков, и, если считаю их классными, то просто беру их в свою команду. Либо они просто подходят мне, потому что у меня нет денег на другого игрока, и я не готов сильно перестраивать команду.

– Мое любимое – это придумывать аргументы в пользу альтернативных капитанов.

– Я сам за 10 минут до дедлайна поменял капитана на Кейна (Сака в том туре набрал 18 очков – прим.). Что-то там зашел почитать, называется. Мне кажется, когда есть большой опыт игры – нужно немного отпустить и собирать только фактическую инфу. Не мнения собирать, а только факты. Ты гораздо больше будешь доволен своими результатами. Потому что будешь понимать, что это – исключительно твои решения, а во-вторых, не будет этого мусора в голове. В плане каких-то необъективных причин.

Фэнтези – это субъективная игра. Это мнение человека. Он может играть как хочет. Можно кэпить кого угодно: хоть Тоуни, хоть Рамсдейла. Если тебе это близко и у тебя есть какое-то внутреннее обоснование этому – надо кэпить. Если учел какие-то объективные факторы. Если чувак не был на тренировке в пятницу, то, наверно, его кэпить не стоит, потому что есть некая опасность, что он не сыграет или пойдет отдыхать на 60-ой минуте. Или еще лучше – на 59-ой. Но, если у тебя таких объективных факторов нет, а есть только менее значащие, которые влияют максимум на 1%. То надо это отпустить и принять свой выбор. Всегда лучше основываться на своем мнении. Потому что тебе будет гораздо кайфовее от результатов и винить будет некого, если вдруг ошибешься.

– Как относишься к выбору капитана: больше смотришь на мнение букмекеров или обращаешься к своей чуйке?

– Тут ничего не поменялось. Просто выбираешь какого-нибудь топчика. К выбору капитанов я отношусь спокойно, стараюсь не рисковать. У меня тоже в большинстве случаев был капитан Холанд. Иногда был Сака, иногда Рэшфорд. Триплкапитан был на Рэшфорде – слишком крутая была форма, слишком крутые домашние матчи. Я понимал, что не факт, что у Холанда будет хороший "двойник" под это дело. Я выбирал в основном между этими тремя ребятами. Когда "двойники" – понятно, что я кэплю кого-то с двумя матчами. Того же Макаллистера, например. Не ошибка была кэпить того же Митому или Марча. Мне вообще движуха Брайтона очень нравится.

– Я для себя понял, что кэпить очевидных капитанов – это грамотная стратегия. Ты все равно будешь высоко.

– Это точно не ошибка так играть. Потому что капитан – это слишком важная штука. Считай, что решаешь за двух игроков. Играть очевидно – это не ошибка. Но, если видишь какую-то возможность… Капитанство – тоже самое, что и пик. Это дополнительная возможность найти какое-то преимущество. Если этой возможности не видишь, то лучше, конечно, кэпить кого-то очевидного.

Я у себя на канале вел стату между очевидным и романтическим капитаном. И романтический капитан всегда был в говне. А два с половиной сезона – это практически 100 туров. Это достаточно большая выборка для такого кейса, чтобы сделать какие-то выводы. Там очень большая разница. Поэтому да, тут лучше поспокойнее. Если, например, условный Тоуни играет с разваливающимся Борнмутом, где-то можно подкэпить Тоуни. Особенно, если Холанд играетв гостях с Челси, Арсенал с МЮ, а Ливерпуль едет к Брайтону. Тут и по букмекерам видно, и в целом кажется, что это ок – закэпить Тоуни в такой ситуации. А если бы Холанд играл дома против Саутгемптона, то в таком случае кэпить Тоуни – это, наверно, уже неадекватно, скажем так.

– Какое преимущество было у очевидного кэпа перед романтическим?

– Я считал в очках. У очевидного капитана было примерно семь очков в среднем, то у романтического – пять. А это огромная разница на дистанции. Если откинуть два очка, то получаешь либо плюс пять очков, либо плюс три. Грубо говоря, разница в два раза.

Sorare

– Что думаешь по поводу падения цен в sorare? Что собираешься делать в дальнейшем – начнешь продавать и выходить из проекта, либо просто плыть по течению?

– Думаю, sorare просто немного ошиблись в продуктовом подходе. Обсуждал это с друзьями, потому что это интересный кейс в плане построения бизнеса и вообще подхода к удержанию своей аудитории и развитию. У них много позитивных изменений. У них растет команда, они нанимают много людей, они делают какие-то прикольные вещи. Типа собираются поменять интерфейс. Вводят новые ачивки. Вводят изменения, чтобы удобнее было собирать составы. Если смотреть на продукт опосредованно от этой рыночной движухи с картами, то продукт развивается. Это явно видно.

Вижу позитивный тренд в том, что они делают. Они хорошо собирают фидбек, они понимают что у кого болит. Как продукт – они двигаются неплохо. У них в целом достаточно сильная позиция на рынке, из-за того что у них огромное количество официальных лицензий с лигами и клубами. Это сильная подкрепа. Плюс поддержка топовых футболистов. Еще этот чел во Франции фоткается с Макроном. Французский homemade. Типа мы сделали крутой продукт. Их позиции сейчас, если взять все, что я перечислил, крутые.

Но, их проблема в том, что они не были достаточно сфокусированы на своем рынке. Они его немного убили своими изменениями. И те турниры, которые они замутили – сильно убили экономику в плане трешхолдов. Sorare просто поменял стратегию игры. Если это рассматривать не как игру, мол, я просто пришел поиграть в футбик, поиграть в sorare, а рассматривать как долгосрочные инвестиции в карты, как они (организаторы) это в целом и подают, что ты должен сфокусироваться на long-term владении, то они просто убили эту штуку.

Владеть игроком сейчас, например, год – вообще не выгодно. Они всегда меняют правила. Я не понимаю какого игрока купить. Через месяц они могут ввести новое правило и мне придется этого игрока продать. Потом сидеть, ресерчить, покупать нового игрока и весь это бесконечный круг. Все это очень странно. Если хотите построить сбалансированную систему, где твоя карточка всегда сохраняет ценность, то нельзя просто шпарить эти изменения нон-стоп. У них каждые полгода радикально меняется игра. И как я могу долгосрочно планировать, если не могу понять что будет через месяц. И зачем мне покупать какого-то дорогого игрока, инвестировать в него деньги. Если они могут убить его велью через пару месяцев своими изменениями.

Еще они начали без ума минтить, потому что им нужны бабки на всю эту команду. Ну, как я предполагаю. У меня нет каких-то инсайдов. Своим минтом они убили вторичный рынок, а вторичный рынок – это самое важное в таких кейсах. Нельзя просто минтить и продавать. Потому что человек, который купил карту – он не будет чувствовать в ней ценность.Потому что он не сможет никуда продать ее.

Есть варианты как это все решить. Например, добавить обязательный выкуп этой карты со стороны sorare по минимальной планке. Я сейчас фантазирую, и может несу полную чушь, насчет этого выкупа, но, если сделать так, что, если бы я купил какого-то игрока на аукционе, то у sorare стоит обязательный выкуп этой карты за 60% от цены. Чтобы я понимал, если вдруг куплю игрока за десять эфиров и он не станет стоить ноль через два месяца. Окей, не ноль, а один эфир. Попытаться вносить какие-то такие штуки. Слишком много изменений. Есть ошибки в расчетах как они будут привлекать новых юзеров и сколько у них будет людей на первичном рынке и вторичном. Это все комплексное.

А что мне с этим делать, отвечая на первоначальный твой вопрос – я не собираюсь ничего продавать. За все время я инвестировал туда 2.4 эфира. Что-то такое. И уже вывел больше одного эфира. У меня какого-то особого минуса там нет, если считать по эфиру. Если считать по курсу, то, конечно, да. Еще эта просадка крипты… Было не лучшее время залетать в sorare. Но в любом случае, эфир бы хранился у меня на кошельке. Поэтому, я бы эту сторону не рассматривал.

Из текущей галереи собираю какую-то команду, скрепляю из говна и палок, делаю какой-то плюс-минус адекватный состав на тур. Если нечего заявить, то никого не докупаю. Просто тусуются ребята. Если вижу, что какой-то игрок полетел вверх, то продаю. Еще учитывая то, что я сам активно не играю, а цены скачут то вверх, то вниз, то продать игрока, который сильно полетел вверх в цене – это не ошибка. У меня был Эктор Эррера – три штуки. Я его давно покупал, потому что понимал, что при переезде в МЛС он должен там стрельнуть. Но в начале не продал, когда надо было продать, потом он у меня валялся и вот сейчас я всех трех сдал за нормальную цену.

– А что думаешь насчет минта – изменится ли это? Полетят ли цены на карты вверх?

– Мне кажется, что этот безумный минт – это одна из главных проблем. Я не понимаю, как они считали. У них точно сидели какие-то дата-аналитики и анализировали: сколько придет новых людей, кого мы можем заминтить. У кого-то из продакт-менеджеров был KPI по поводу того, сколько надо было продать на минте карт и на какую сумму, потому что надо эту большую команду содержать. Как по мне – большая ошибка убивать так вторичку. Так нельзя было делать.

Я уверен, что у них было какое-то обоснование – просто они ошиблись либо в расчетах, либо они не учли нюансы. Потому что в целом, это по сути тот же рынок акций, просто в уменьшенном формате. И чтобы держать там баланс, чтобы там не летало все вверх и вниз – это очень много работы. Много считать, много делать ресерчей, строить какие-то предиктивные модели, чтобы понять – можно ли еще минтить или нельзя. Это очень сложная работа.

Проблема sorare в том, что им не на что опереться. Они — уникальный продукт. Они сделали что-то новое. У них нет предыдущего опыта. Поэтому, когда ты первый – все говно ты разгребаешь сам. Долбишься головой в стену, пробиваешь ее, находишь какие-то варианты. Сложная эта штука. Сейчас у них не очень хорошие решения. Может через год они вывезут и все у них будет хорошо. Может вообще закроются: я рассматриваю все варианты. Посмотрим.

– Совсем недавно уникальная карточка Холанда выставлялась за 94 эфира (покупалась за 250). Все стало настолько плохо?

– Сейчас галереи (карт) сильно просели. Ладно я фишара – у меня галерея минимальная. Она, конечно, просела, но не так ощутимо, по отношению сколько я вкладывал. А вот у людей проседают в три-четыре раза. Начинается спад в крипте, когда предполагают, что всему может наступить жопа. Особенно, когда смотришь на такое жесткое падение цен, которое произошло всего лишь за полгода. У меня есть крутой пример с Зибенхандлем (вратарь «Штурма» – прим.) Он летом стоил больше эфира. Купил его за 0.4 эфира и мог продать перед стартом сезона больше чем за один эфир. Сейчас он стоит где-то 0.02. Что-то такое. Он стал не основным. Они еще вылетели из еврокубков. Чел присел на банку, потому что не стал подписывать новый контракт. Насколько он упал? Получается где-то в 50 раз (смеется).

Возможно, мы сейчас находимся на самом дне. И дальше будет лучше. Возможно, будет еще хуже. Но как по мне – еще хуже будет равно для sorare, что они закрываются в обозримом будущем. Потому что у них просто закончатся деньги. И то, что они будут минтить – никто не будет покупать. Либо будут покупать за бесценок этих игроков. Им надо спасать вторичку. Минт – это же их основной доход. Им надо искать какой-то другой способ зарабатывать деньги. Возможно через полгода мы также будет обсуждать и говорить: «Помнишь, полгода назад мы были в говне, а сейчас все вернулось к цифрам августа прошлого года». Кто знает.

Крипта – это дело такое. Сейчас весь мир очень изменчив, все летит то вверх, то вниз, а sorare – просто один из хороших примеров. В целом, достаточно странно предполагать, когда в мире творится такой пи**ец: падают акции технологических компаний, закрываются банки. Как это было с Silicon Valley Bank – топ-16 банк Америки просто закрылся за два дня, стал банкротом. Странно предполагать в этом мире, что какой-то крипто-проект на NFT-шках, который мутит свою движуху, будет стабилен, будет процветающим и без ошибок. Это просто невозможно в современном мире.

Если рассматривать sorare абстрагировано вокруг того, что сейчас происходит – не очень психологически правильная стратегия. Можно ходить и думать: «Б**, вот я дебил. Вложил в марте 2.4 эфира, а теперь у меня осталось 1.5 эфира. Зачем в этот sorare полез». Можно так думать. А можно думать, что поучаствовал в прикольной движухе, которая еще может камбекнуть. А если не камбекнет, то это хороший опыт. Мол, не вкладывай значащие деньги в движуху, в которой не уверен. Которая может схлопнуться.

– Трешхолды – главная проблема в sorare прямо сейчас?

– Я, когда увидел новые правила, подофигел. Потому что было очевидно, что это очень сильное усложнение трешхолдов. Раньше была страта: взял чувака на просадке, потом он восстановился после травмы или перешел в другой клуб. Хотя бы просто улучшилась его форма. Можешь заявлять его в all-star, фармить трешхолды, иметь какой-то крепкий состав. Либо ты мог поступательно развиваться: мог покупать более крепких игроков для «all-star», иногда бьешь трешхолд, а иногда случайно цепляешь тир-3 карту. Потом еще улучшаешь свою команду. Она становится все лучше и лучше. Начинаешь бороться за более серьезные призы.

Сейчас, если у тебя чувак начал оверперформить, то для тебя это хуже на будущее – потому что вскоре у него станет такая стоимость, что не сможешь его засовывать в «cap 240». Придется искать новых челов. Продавать старых, покупать новых. Потому что старых можно кидать в «all-star», потому что у них опыт есть, а для трешхолдов, для «cap 240», тебе уже нужны совсем другие игроки. Опять идти и разбираться в чуваках, которые андерперформят. Тебе будет нужно из них что-то собрать. Логика, вроде бы, понятна на бумаге: люди будут чаще покупать и продавать, будет больше оборачиваемость ресурсов. Но это дофига работы заниматься подобным. Надо постоянно ресерчить, постоянно крутить по кругу свои галереи.

Для обычных игроков, таких как я, просто есть какая-то галерея и ты пытаешься с нейчто-то  сделать, а не сидишь 24\7 в sorare и что-то ресерчишь. Для меня это было супернегативное изменение. Понятно, что это было плохо. Плюс читал, что под трешхолды было много мультиаккаунтов, мог штамповать их сколько угодно. И, если у тебя есть какая-то стратегия по фарму трешхолдов, то ты мог плодить эти мультиаккаунты в огромном количестве. Соответственно, всех этих чуваков тоже подубили, потому что бить «cap 240» стало сложнее. Уже не можешь гарантировать себе этот трешхолд. Как повезет. «Выстрелят» или не «выстрелят» твои чуваки, чтобы пробили 250 очков.

Плюс убрали мелкий трешхолд. Для игроков – это изменение негативное. Но sorare преследовал свои цели. Как я предполагаю. Опять же, надо сделать важную ремарку – все, что я рассказываю – это мнение со стороны и я не очень сильно погружен в то, что сейчас происходит. Сейчас просто читаю и общаюсь с ребятами, которые понимают больше, чем я. И пытаюсь это на себя наложить. За sorare я не сильно слежу – просто не забываю перед дедлайном закинуть команду и читаю изменения.

Сейчас же еще и кэпа убили. Допустим, у меня в галерее у некоторых карт есть 7-8% и у тебя есть пять человек. 7,5 умножить на 5 – это 37.5%. Плюс еще кэп 20%. Это практически полноценный игрок набегает. Около 65% процентов выходит. То есть, где-то 25 очков они тупо забрали. Так себе история.

Они явно переборщили. Я сам работаю продактом (product manager – прим.) и чтобы принять то решение, которое они приняли, у тебя должно быть огромное количество обоснований. Надо это как-то протестировать, сделать user research, все просчитать. Ты должен это плавно вводить. А не так: «Бааах! Ребята, через месяц у вас полностью поменяется стратегия игры». Ты как продакт не имеешь право так делать. Ты можешь убить свой продукт. Я бы в своих продуктах никогда бы не позволил сделать такие изменения.

Но, возможно, я чего-то не знаю про sorare. Возможно, у них была какая-то критическая ситуация и текущая стратегия развития приведет их к полной жопе через полгода. У меня нет знакомых из sorare, с которыми можно это обсудить. Но у них явно было какое-то обоснование, и они просто сильно ошиблись. Возможно, был какой-то чувак, который сказал: «Б**, ребята, идея просто пушка, ща все сделаем красиво. Вторичка заживет новой жизнью. Люди будут больше инвестировать. Им придется больше игроков покупать. Они к нам привязаны и им больше негде играть. У меня есть набор каких-то странных обоснований, но давайте бахнем». И они такие: «Ну, давайте бахнем». Ну, вот и бахнули.

Насчет концепции в НБА, с которой они переняли эту систему. Все равно это две большие разницы – в НБА это сильно ограниченный набор команд и игроков, гораздо больше матчей, гораздо больше инфы для анализа. Все быстрее решафлится. И там это система работает. Но переносить ее в футбол…

Опять же, с продуктовой точки зрения, мне кажется… Я за плавное изменение: проверять гипотезы, тестировать – получится, не получится. Они решили в лоб сделать такое уникальное изменение, значит они были готовы к таким рискам. То есть, оно могло полететь, а могло быть как сейчас. Надеюсь, что они были готовы. Просто решили сознательно рискнуть. Но у меня есть сомнения по этому поводу.

– Стоит ли сейчас новичкам заходить в sorare? Ожидать, что текущая ситуация изменится в положительную сторону.

– Надо входить в проект, если тебе прикольно. Если вообще не интересуешься футболом, но у тебя есть один эфир, то тебе точно не нужно сюда идти. Ты всадишь этот эфир каким-то образом и будешь сидеть на печи ждать, пока это все полетит куда-то вверх. Так не бывает. В моих жизненных принципах для таких решений нет места.

Я скорее за то, что вкладывать деньги только туда, где мне прикольно тусоваться. Я понимаю, что даже если потеряю эти деньги, то все равно получу кучу положительных эмоций и даже не положительных. А во-вторых, получу кучу опыта и буду знать – заходить ли мне в подобные проекты. Какие там механики. Какие вещи можно взять для своих проектов. Это все тоже абстрактно. Если нет ни первого, ни второго пункта и ты не угораешь по этому поводу, у тебя нет цели получить опыт, то мой ответ «нет».

Вложения в sorare сейчас копеечные. Если угораешь по футболу и тебе нравится фэнтези, у тебя куча знаний по разным лигам –  залетай, тусуйся. Прикольная движуха. Только не трать туда значимые для тебя деньги. Не стоит всаживать туда всю зарплату. Или две. Или три зарплаты. Или половину сбережений лишь потому, что это выстрелит. Потому что сейчас не время для этого. Бытует мнение, что лучше сейчас иметь побольше кэша, чем куда-то его вкладывать.

Канал Олега

– Собираешься ли возвращаться к ведению своего канала?

– Не знаю. По крайне мере когда-нибудь точно вернусь. Во всяком случае, у меня есть такое ощущение. Потому что мне это было интересно. Мне всегда было интересно шэрить свои мысли, читать фидбек, обсуждать какие-то вещи. Я примерно понимаю тот формат, в котором бы хотел это делать, только он будет немного отличаться от того, что было раньше. Как я писал в своем последнем посте, еще весной, сейчас я просто не вижу для кого буду это делать.

Из-за всех этих причин, про которые я писал. Потому что в целом – комьюнити разобщено. Скрепить его, исходя из того, что сейчас происходит, сложно. Попытаться делать то, что я делал весной, на своих психологических качелях – это была просто утопия. А сидеть писать контент для людей, которым, во-первых, не сильно до него, во-вторых, то комьюнити, которое было раньше – его уже нет.

Не хочу пытаться делать вид, что ничего не происходит. Потому что я в этом. У меня много друзей в Украине и мне кажется, что будет не очень этично с моей стороны продолжать это делать как ни в чем не бывало. А пытаться объяснить кому-то, мол, ребята, надо жить дружно. Это тоже утопия. Это не для меня. Поэтому сейчас по своим этическим соображениям, по своим внутренним чувствам не готов продолжать делать то, что я делал на русском языке в том формате. Вести какой-то чат, общение – нет. Делать какие-то подкасты – тоже нет. Сейчас не время для этого.

Возможно, я уже вернусь на английском. Есть разные варианты. Я точно вернусь в каком-то формате. Опять же, мне очень нравится делать подкасты. Это был самый приятный формат. Он отнимал, конечно, много времени. Это то, что мне нравится и нравилось. Но не сейчас и не в текущей ситуации.

– То есть, если ты вернешься, то будет конфликт мнений?

– Я буду писать то, что думаю. У меня позиция однозначная. Она много раз написана на канале, и за год стала только более ясной и конкретной. Я не смогу не трансферить это мнение в паблик. Потому что я так чувствую и всеми силами поддерживаю ребят. А я знаю, что у меня большинство аудитории из России. И очевидно, что… У меня было достаточно романтическое мнение весной. Мне казалось, что я могу кого-то переубедить, но потом понял, что все эти попытки кому-то что-то объяснить и доказать вообще тщетны. Велью от этого ноль. И лучше помогать ребятам напрямую или делать это какими-то другими способами.

Не смогу делать вид, что ничего не происходит. И я не вижу в этом смысла. И да, это будут какие-то срачи. Будут писать мне в личку, что не все так однозначно. И зачем это делать – я не понимаю. Для себя я понял это так. Если наступит момент, когда я буду готов вернуться, то с удовольствием это сделаю. Но сейчас по этим причинам не вижу смысла делать контент в том же формате, что я делал раньше.

– Как думаешь, стоит ждать возвращения того комьюинити?

– Я думаю так: кто близко общался друг с другом до этого, то они могут как-то камбекнуть, потому что у них есть длинный бекграунд предыдущих отношений. Даже если они сейчас поссорились. Я с удовольствием общаюсь с ребятами, которые сейчас релоцировались на Кипр – у нас образовалась небольшая фэнтези тусовка. С удовольствием общаюсь с ребятами из России. Многие из них сделали достаточно много, чтобы что-то поменять: разобраться с властью, да и сам релокейт – это достаточно серьезный шаг. Я не вижу в этом проблемы.

Всегда оцениваю человека не по национальности, а по его уровню адекватности, по его жизненной позиции. По тому, что он делает. Для меня паспорт ничего не значит. Поэтому, когда пройдет вот этот сильный психологический шок, то ребята из Украины вполне могут общаться с адекватными ребятами из России. И продолжать как-то двигаться вместе. Особенно, если у них раньше был опыт общения. Но, если вы раньше были не знакомы… А если сидеть в одном чате, а кого-то вдруг триггернет…

Для меня это такая вещь, которую очень сложно осознать. Когда началась война – меня уже не было в Украине, я уже переехал на Кипр. И для меня очень тяжело осознать сам момент того, что испытывают ребята в Украине. Поэтому, не могу ничего сказать в их сторону. У ребят, у которых горит жопа, которые залетают в чат и говорят неприятные вещи в сторону всей России. Потому что это эмоции. И то, что происходит, порождает такие эмоции. Осуждать их за это я точно не буду, потому что понимаю, насколько это сильная психологическая штука.

Представь такую ситуацию: у тебя есть друг, с которым ты договариваешься что-то размутить в пять часов вечера, а он говорит, мол, ок, но у нас тревога и я буду без интернета. И ты сидишь ждешь, пока он тебе ответит. И не знаешь – окей у него все или не окей. И он тебе на следующий день пишет, мол, все норм, я дома. И ты такой: «Фух, зае**сь. И так живешь тридцать дней. При этом, если он зайдет в чат и напишет, что надо всех порешать, то я его пойму. Его психологическое состояние в этот момент максимально понятно.

Непонятно, насколько я смог донести свою мысль. Думаю, что в таком кейсе сидеть просто в чатике и обсуждать фэнтези между собой это сложно. Это очень сложно. И игнорировать тоже. Потому что это суперважная часть жизни. Для 90% людей на Украине — это ключевая часть жизни. Ты не можешь находиться в Украине и не чувствовать то, что происходит.

– Окей, а если просто закрыть комментарии и уже смотреть на реакции людей?

– Знал, что задашь этот вопрос. Попробую сформулировать. Я не большой любитель марвеловских супергеройских фильмов, но в одной из первых частей про человека-паука была очень крутая фраза: «Чем больше сила, тем больше ответственность». Допустим у меня есть 50 или 100 подписчиков. И у меня есть внутреннее чувство, что я могу на что-то повлиять, могу изменить мнения людей. Что ты не имеешь право поддерживать то, что сейчас происходит в мире.

Я не смогу просто так сидеть и писать посты про фэнтези. Как оно, собственно, и было в самом начале. Я пробовал это делать и меня хватило на три недели. На пару подкастов. Я понял, что игнорировать это нельзя и не писать про это я не могу. Все, что мог сказать – я сказал. Соответственно, если и вернусь, то опять же буду собирать донаты, шэрить инфу, которая мне покажется важной.

Если у меня сгорит жопа из-за какой-то ситуации, которая произойдет еще раз, то я снова буду писать какие-то эмоциональные посты. Потому что мне я захочу выразить свои эмоции на тех людей, которые решили меня читать. Которым важно знать мое мнение. Возможно, им важно знать мое мнение только по фэнтези – вполне это допускаю. И им насрать на мою жизненную позицию, но, если я знаю, что меня прочитает 500 человек, то я буду хотеть это написать. Буду это делать, как делал это прошлой весной.

– Ты ранее говорил, что если вернешься, то с новым форматом. Что за формат?

– Более раскрепощенный, менее структурированный. Потому что структурированной информации в интернете очень много. Велью любого блогера – это его личные эмоции, личные качества, личные чувства. Свой способ подачи, свои фишечки. Своя персональная сила. Какой ты человек, как ты играешь. Скорее это будет что-то эмоциональное, менее структурированное. Больше про свою чуйку, про какие-то находки. Просто эмоции, а не какие-то статистические выкладки. Потому что есть миллион сайтов, где это можно посмотреть.

Я думаю, что и без меня вполне справляются в поиске информации. Будут какие-то подкасты, где можно будет прийти с ребятами и угореть. Обсудить какие-то прикольные ситуации, которые случились в FPL. Что происходит в фэнтези и в футболе. Более расслабленный формат. Мне всегда это было близко, но по каким-то причинам я себя ограничивал рамками, а сейчас понимаю, что этого делать не стоило. Думаю, сейчас канал был бы в таком формате.

– Ты еще упомянул про английский язык. То есть, это могли бы быть подкасты на английском?

– Мне по работе нужно активно качать английский, чтобы общаться на нормальном уровне с нэйтив спикерами. Сейчас много время трачу на его изучение. То есть, писать я уже могу, но надо еще подкачаться. Через полгодика, думаю, буду готов делать на английском. Возможно, просто буду делать подкасты перед турами больше для себя, чтобы тренировать английский. Чтобы попробовать что-то новое. Возможно, попробую в твиттере. Может опять же в телеге. Может замотивирую людей изучать английский. Одного, двух человек перетянуть на светлую сторону английского языка.

Сейчас, если хочешь как-то интегрироваться в современный мир, то знать английский это мастхэв. Очень много всякой инфы на английском. Большинство крутой инфы именно на английском языке. Особенно в каких-то современных штуках: AI-движухах, в каких-то трендах. Не обязательно продуктовых. Да в любой сфере гораздо больше инфы на английском языке, чем на русском. Да и вообще, русский язык знает лишь 1% от мирового сообщества. Поэтому, учить языки – это полезная штука. Очень помогает в коммуникациях, путешествиях.

Про хобби

– Ты до этого успел упомянуть Кипр. Твоя локация сейчас там?

– Да я не скрываю. Живу на Кипре достаточно давно. Ну как, для современного мира достаточно давно. Где-то 1.5 года.

– Насколько я слышал, Владимир «VGR» тоже там.

– Не только он. У нас тут нормальная фэнтези туса. Мы вместе ходим хайкать. У нас даже появился, так называемый «Fantasy Hike Club». С Вовой много общаемся. Встречаемся регулярно. И с женой его Ирой «Stivlik»тоже. Очень классные ребята. С ними очень приятно общаться. У Вовы очень прикольное чувство юмора, мне очень заходит. Поэтому да, мы с ними много тусим.

С Тимой Тайнером (Тимофей «Tainer» – прим.) тоже тусим. Мощнейший чувак, тоже прикольно с ним общаться. Он суперумный. Это редкий случай, когда мне не самому хочется говорить, а именно слушать человека. Насколько он образованный, насколько шарит в своей сфере. Боря еще с нами тусуется. Но его мало кто знает в комьюнити. Короче, у нас тут нормальная фэнтези-движуха. Ходим хайкать. Полумарафон бегали на выходных. Я, Боря и Вова. Фэнтези-комьюнити держится вместе.

– Полумарафон – это круто!

– На самом деле, там ничего сложного. Подготовиться за 3-4 месяца и все. Очень крутая штука бег. Мозги прочищает. Это мой способ медитации. Вышел и побежал. Музычку послушал, подкастик какой-нибудь. В целом расслабляет. Поэтому бег тоже всем советую. Как и английский язык. Бегать, велик там какой-нибудь, плавать, триатлончик. Да любой спорт – это крутая штука.

– Хайкать – это про поход в горы?

– Даже не обязательно в горы, а просто ходить. Просто идешь в горы. Подъемчики какие-то. Мы с Вовой недавно за день прошли по горам 32 км. Сильно угорели. Он в таких делах вообще отличный партнер. В любую движуху вписывается.

– На каком месте сейчас фэнтези?

Во всем этом – фэнтези в этом году на четвертой позиции. В основном работа. Подавляющее большинство моего времени и усилий уходит именно на работу, потому что сейчас очень активно развивается наша компания. Потом, думаю, бег. Чтобы бегать полумарафон – надо бегать много. Обязательно три-четыре раза в неделю. С разными темпами и разными тренировками. Путешествовать тоже стараюсь. Я для себя открыл, лет 5 назад, что можно не просто жить в Беларуси, а можно тратить деньги на путешествия. С тех пор достаточно активно куда-то езжу. Куда-то стараюсь двигаться. Тоже очень сильно развивает.

Короче, для меня все эти путешествия, изучения новых штук – это про развитие кругозора. Потому что развитие кругозора – это ключевая штука для любого человека. Чтобы его нельзя было обмануть. Нельзя было воздействовать знаменитой пропагандой. Когда видишь, как оно происходит в других странах, как живут другие люди. Видишь, как к тебе относятся – позитивно или нет. Какой у них внутренний быт. Как у них страна устроена. Какая инфраструктура. Понимаешь, что говорят с телевизора – это неправда. Причем неправда — это не то, что они что-то приукрашивают, а неправда вообще. Нет ни одного слова правды. И чем больше у тебя знаний, чем шире у тебя кругозор, тем сложнее каким-то образом тебя обмануть. Как-то повлиять на твое мнение и так далее. Это первая сторона. А вторая – просто кайфово.

Опять же, в феврале я был в Шотландии. Мы где-то недельку были на острове – там вообще просто космос. По сравнению с Беларусью, в которой я жил 30 лет, для меня это просто фантастика – что люди могут жить вот в таких местах, причем своей обычной жизнью. И в плане погоды, и в плане видов. В плане того, как там все меняется постоянно. Какой там быт.

Есть еще какие-то мелкие активности. Например, изучение английского. Но фэнтези в этом всем занимает позицию четыре. И по времени, и по количеству моих трудозатрат.

– В каком месте хотел бы побывать?

– Вообще, я вписываюсь куда угодно. Мне нравятся пустыни. Странная штука. Я очень люблю пустыню в какой-то абстракции. Никогда не был в настоящей пустыне – прям пустыне-пустыне. Но мне очень нравится сам концепт пустынь. Я и читал про нее, и смотрел видосы, фильмы. Есть, например, книга «Английский пациент». Очень крутая. Там много про пустыню. Я ей впечатлился и начал как-то позитивно относится к пустыне. Поэтому обязательно хочу в Африку. Куда-нибудь в северную Африку и пойти в Сахару. С какими-то ребятами, которые могут эту штуку организовать. Это первое.

Обязательно хочу в Южную Америку: съездить на Огненную Землю в Аргентине. Ближе к Антарктиде. Сейчас много ребят из России релоцируются в Аргентину, потому что там за два года можно получить паспорт. А если туда едешь рожать, то паспорт получаешь сразу. Собственно, у меня тоже есть несколько знакомых – мы на следующий год забились поехать на Огненную Землю.

Что еще? В Исландию обязательно. Это самое реализуемое. В Новую Зеландию, Японию. В Азии еще не был. Все больше по Европе. А в Азии как будто везде прикольно. Там свой мир. То, как я живу и как живут другие люди – вообще радикальные отличия. Как мы мыслим, как мы действуем, строим свой быт. Поэтому хочу в Азию.

А Новая Зеландия – это супер мастхэв. Чтобы понять, что в мире есть точки, где жизнь течет абсолютно иначе. На краю земли люди тусуются и у них тоже все в поряде. Я готов в любую точку мира залететь.

Интересный факт про путешествия. Для меня стала большим открытием Сербия. Особенно ее природа. Я просто рандомно выбирал куда поехать. Я там был около недели. Стою в каких-то местах и думаю: «Слушай, ну, это не может быть Сербия. Какая-то Новая Зеландия». Огромные каньоны с зеленой водой. Какие-то фантастические виды.

И меня это наводит на мысль, что если захочешь найти что-то прикольное, то для этого не обязательно ехать в Новую Зеландию. Чтобы найти что-то уникальное. В каждой стране сейчас столько туристических блогеров, столько контента. Да даже в Инстаграм заходишь, рилсы прокручиваешь – сразу найдешь кучу мест, которые прям рядом с тобой. В которых тебе будет дико кайфово. Тебе остается сесть в поезд, проехать два часа и просто пойти погулять. Потратить воскресенье, чтобы побывать в каком-то абсолютно уникальном месте, про которое никогда не слышал.

Это опять же вопрос желания. Про то, насколько ценишь такие эмоции. Необязательно ехать в Новую Зеландию, чтобы впечатлиться природой и кайфануть, как во «Властелине Колец». А вообще, все что слышал про Новую Зеландию – это просто раз**б.

Про личные предпочтения

– Есть любимый фильм?

– Фильмы, как это обычно бывает, под настроение. Потому что в зависимости от настроения один фильм нравится больше, чем другой. Мне нравится «Moneyball» («Человек, который изменил все») с Бредом Питтом и Джона Хиллом про бейсбольную команду. Я там чувствую много близких для себя мыслей, вещей и переживаний, какой-то рефлексии. Бред Питт там очень круто сыграл, как он это все передал. Мне очень зашло.

Очень нравится «Форест Гамп». И сатира, и юмор, и как они показали через условную комедию 30 лет жизни американского общества. Поэтому «Форест Гамп» с удовольствием пересматриваю. Я эти фильмы смотрел раз пять точно. «Гладиатор» еще нравится. Просто классно снято. Классно играют Рассел Кроу, Хоакин Феникс. Это первые три, что пришли в голову. Еще бы выделил «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Тоже фантастический фильм. Я смотрел его в кинотеатре и испытал от просмотра одни из самых сильных эмоций, которые когда-либо испытывал в кино. Тоже очень сильный фильм.

– А что насчет литературы?

– Раньше я много читал. Не считая последний год. Я старался много читать, чтобы наверстать упущенное за молодые годы. «Английский пациент» я уже упомянул. Мне еще понравилась книга, она очень большая – «Ружья, микробы и сталь». Там чел объясняет на основе огромного опыта, насколько сильно повлияло на развитие человечества географическое положение и всякие прочие штуки. Очень хорошо помогает бороться с расизмом и стереотипами в голове. Когда тебе начинает казаться, что одна нация лучше другой, ты читаешь и понимаешь, что в мире, каждая ситуация, которая есть сейчас, обусловлена внешними условиями. Какой был климат, какие животные могли существовать в этом климате и прочее. И когда у тебя это все вместе – понимаешь, мол, ну окей. Нет ни одного исследования в мире, что у одной расы выше или ниже интеллектуальные способности, чем у другой. И, когда потом об этом читаешь, и накладываешь сверху эту книгу, где очень прикольно написано, где очень много прикольных фактов, то понимаешь: «Это реально б**ть происходило у нас в мире!». Это реально какая-то фантастика. Что все развивалось именно по таким лекалам. Понимаешь, что это очень сильно.

Еще «Марсианин» мне понравился. Чисто хорошо провести время. Короче, очень много крутых книг. Есть такая татарка Гузель Яхина и у нее была первая книга в жизни «Зулейха открывает глаза». Это такое чтиво не для всех. Но, если кто-то вдруг доберется, то могу сказать, что она очень сильно в свое время на меня повлияла. Я не литературный критик, просто если вдруг будет нечего почитать. Могу сказать, что эта книга мне очень зашла, читал ее взахлеб.

– Для думающих, короче.

– Ну, она зайдет и не думающим. Очень сильные образы. Там про революцию в советском союзе, когда приходили к власти «красные» ребята и какой пи**ец творился в этом всем. Это очень сильно иллюстрирует многие процессы, которые были тогда запущены и то, как они повлияли на людей. Очень сильная книга.

Часто спрашивают во всяких подкастах три любимых фильма или книги. Про фильмы я еще могу понять, сериалы посмотреть. Но почитать книгу по рекомендации какого-то чела, потому что ему зашли какие-то книги – это очень редкая штука. Сейчас люди в целом не очень много читают. Я могу многое посоветовать, что на меня повлияло. Но сильно надеяться не стоит, что кто-то это прочитает. Особенно что-то такое местечковое, специфическое.

Еще вспомнил: Гайто Газданов. Вот это вообще… Как будто это я написал. Он очень хорошо описывает свои эмоции, свой жизненный путь. Почему он принимал те или иные решения. Я когда читал: «Блин, чел, кажется, я твоя реинкарнация». Он жил в 30-е годы, вроде.

– Что можешь посоветовать новичкам и опытным фэнтезистам?

– Я уже упомянул про свой подход к игре. Это фильтрация информации. Двигаться своим путем. Не стараться копировать что-то. А просто сидеть и изучать. Информации – миллиард. Все сидеть и читать на условном скауте, либо на Fantasy Football Hub или Fantasy Football Fix. Да где угодно. Просто смотреть за топами, как они действуют и желательно за теми, кто описывает свои решения. Много кто ведет «Team reveal». Они много описывают, почему они принимают те или иные решения. Просто следить за ними и не забывать, что нужно самому смотреть футбол, хотя бы хайлайты. Сидеть в статистике. Считать какие-то вещи: когда будешь готов сделать это, потом вот это. Фильтровать инфу, но при этом идти со своими решениями, идти за своей чуйкой. И не бояться ошибаться, если играешь первый сезон.

Если честно, я не совсем понимаю, как это происходит – как новые люди попадают в фэнтези. Я бы предлагал учиться набивать ошибки самому. Потому что, если будешь копировать другие составы и бездумно им следовать, ничему не научишься. Тем более, фэнтези вообще бесплатный. Это просто увлечение. Ты не рискуешь никакими деньгами, только cвоим мнением и эмоциями. Самому принимать решения. Самому собирать составы перед тем, как начинать ресерчить инфу.

Например, собрал команду перед туром. Потом понял: «Ага, вот этого я зря взял. А вот этот дебил вообще не в кассу, потому что есть ребята в десять раз лучше него. А что я буду делать с ним через два тура?». Просто самому строить стратегию на основе инфы, которая сейчас есть в интернете. Какой-то пилюли «сильвер буллета» (универсального подхода – прим.) здесь нет. И надеяться, что с первого сезона залетишь и займешь какое-то высокое место, не стоит. А вот со второго сезона уже можно красивые дела делать – понимать, где можешь рискнуть, а где нет.

– Что думаешь насчет развития фэнтези в русскоязычном комьюнити?

– Все зависит от людей. Людям нравится играть в фэнтези – значит кто-то будет о нем писать. Будут люди, которым это важно. Будут рассказывать своим знакомым, друзьям, чтобы те привлекали новых людей. Конечно, такого развития как раньше – не будет. Потому что мне казалось, что развитие было достаточно стремительным. Сейчас все разделяется. За кем я еще слежу – это мои знакомые из «FPL Ukraine» Вест и Дима. Они сейчас на украинском делают подкаст, мне их контент тоже очень нравился.

Про FPL в СНГ слышали вообще единицы, но удалось же развить до какого-то уровня. Появились какие-то именитые лиги, уникальные комьюнити. Фэнтези будет развиваться. Но куда? Я не знаю. Тем более, на FPL сейчас нельзя играть из России. Из Беларуси, по-моему, тоже. Надо выбрать другой флаг. Я знаю тех, кто принципиально отказался играть. Мол, как так, я не могу играть без своего флага. Если ты резидент России, то тебе запрещено играть – значит ты не можешь играть. Скорее всего, это даже правильно.

С fanteam тоже были проблемы и с выводом, и с вводом. Есть 1win, где они взяли b2b-шку fanteam. Короче, кто ищет – тот всегда найдет. Но, ожидать, что это как-то будет развиваться, тем более совместно. Понятия СНГ я бы уже не использовал. Потому что СНГ уже нет.

– Завершающее. В чем сила?

– Глобально – в кругозоре. В саморазвитии и несении светлых ценностей в этот мир. Без агрессии и так далее. Какая-то абстрактная формулировка, но именно она мне первой приходит в голову. Есть продуктовый блогер из России, он сейчас живет на Бали, Ваня Замесин. Он очень хорошо сформулировал, как можно в любой сложной ситуации нести добро в этот мир и делать его лучше. Для начала надо отвечать за себя. Надо делать какие-то позитивные вещи от себя. Не нужно думать за всех вокруг. Быть хорошим человеком уже достаточно.

А если у тебя много сил и влияния, чтобы повлиять на своих ближайших родственников и друзей, то повлияй на них. Создай какую-то общность, принеси какой-то положительный импакт в эту общность. Если у тебя больше сил, у тебя есть своя компания и тд, то приноси свои ценности на ее уровне. Продвигай хорошие идеи среди других людей. И так по возрастающей.

Но базово всегда ориентируйся на себя. Быть хорошим человеком в современном мире этого вполне достаточно. Поэтому, несмотря ни на что – оставайся отзывчивым, пытайся понять других, помогай. Особенно, если у тебя все хорошо в жизни, то надо помнить, что не у всех так. И что это люди, с которыми ты общаешься. Это люди, с которыми ты проводишь время. И помочь им – это никогда не плохо. Мне кажется – в этом сила, чтобы делать что-то позитивное для развития мира.

Я это понимаю, что это очень утопично звучит. Но за счет инвестирования в саморазвитие и в расширении своего кругозора – ты делаешь мир лучше.

Фэнтези блокнот в телеграме