Организаторы
September 24, 2021

«Еще не закончив один турнир, я уже готовлю следующий»

Анна Азанова

Перед началом сезона мы попытаемся рассказать не об игроках — о новых говорить ещё рано, а о старых сказано достаточно, — а о тех, благодаря кому студенты могут играть столько самых разнообразных турниров — об организаторах. Первая на очереди — Анна Азанова, председатель правления Ассоциации интеллектуальных клубов НИУ ВШЭ, организатор почти всех турниров, которые проводятся в этом вузе. Аня рассказала нам о том, почему для школьников важно выбирать печеньки, зачем студенческому клубу нужны устав, регламенты и собрания и почему она не может бросить организовывать турниры.

Впервые интервью было опубликовано в группе «Студенческое ЧГК в России» 19 августа 2018 года.

Отличные поводы для путешествий по России и «легального» прогула

— Для начала расскажи, как попала в ЧГК. И почему решила остаться.

— Случайно. Однажды школьные учителя предложили мне съездить на фестиваль интеллектуальных игр, потому что «у нас девочки прошли отборы, но все они из седьмого и восьмого класса; а ты уже в девятом, по программе больше пройти успела» (у них было свое представление об интеллектуальных играх). К счастью, фестиваль не пересекался со всеросом по французскому, и я поехала.

Так я, человек без опыта, оказалась сразу на региональном турнире. Фестиваль для меня стал открытием и выходом из зоны комфорта. ЧГК показалось целым миром, непохожим на школьный. Уходить не хотелось. К слову, появился повод продолжить играть, ведь мы отобрались на ШЧР. Я начала ходить на тренировки вместе с девочками. И понеслось.

Награждение школьного чемпионата России 2011 года (Уфа)

— Кстати о всеросах. Чем они похожи и не похожи на ЧГК?

— Для меня это совсем разные миры. В один я попала на короткий период, только потому что нормально знала французский. Другой – это огромная часть моей жизни. Мне казалось, что всерос — это нечто очень серьезное и важное, а ЧГК, наоборот, – веселое и непринужденное.

Но сходство определенно есть. Во-первых, вокруг много классных и очень умных ребят. Во-вторых, это были отличные поводы для путешествий по России и «легального» прогула уроков в школе.

Я еще не успела ничего решить, а меня уже добавили в чат

— После того, как ты приехала учиться в Москву, почти сразу же стала играть в «Тракторе» (речь о студенческой команде Ани, — прим. ред.). Как он появился на горизонте? Были ли другие варианты?

— Так или иначе мы все друг друга знали еще по школьному ЧГК, потому что часто ездили на одни и те же фесты. Как-то Катя спросила меня, планирую ли я продолжать играть. Я еще не успела ничего решить, а меня уже добавили в чат. Чат прожил четыре года.

Кстати, совсем забыла, что перед этим я сыграла одну игру с «W&N». Не зная тонкостей студенческого ЧГК, «заигралась» за них и не попала на СтудЧР с «Трактором».

«Трактор в поле тр-тр-тр» на XVI чемпионате России среди студентов (Нижний Новгород, апрель 2017 года)

— Расскажи самый запомнившийся тебе случай из истории «Трактора».

— День, когда Трактор сломался. Захожу я вк… А дальше вы все знаете из прошлых интервью.

— Почему после ухода Кати Новиковой никто не захотел сохранять команду, как ты считаешь?

— Мне показалось тогда, что часть команды была готова остаться. Однако без Кати и Макса это оказалось невозможно, Эдгар прав (см. интервью). Думаю, если бы Дьяч не ушел, все могло быть иначе. Вообще это такая старая тема, не вижу смысла развивать её. Неужели в этом сезоне нет громких событий?

— Громкие конечно есть, но это было настолько странным, что до сих пор остается не до конца понятным (по крайней мере мне). Думал, может у тебя есть иной взгляд на ситуацию, но...

— Не странным, а скорее внезапным, я думаю. Грустненько, конечно. Но так бывает.

— Значит, оно и к лучшему всё было, будем считать так. Другую команду ты искала или она нашлась сама?

— Я не постила ничего в группах поиска игроков/команд. В какой-то момент все узнали о том, что Трактор сломался. До овоща я сыграла две игры за разные студенческие команды, а сам овощ – уже за «W&N».

На XVIII чемпионате России среди студентов (Москва, апрель 2018 года)

— Чего не хватило на СтудЧРе до топ-10?

— Я не рефлексировала на эту тему. Возможно, простой и банальной сыгранности. Мы же итоговым составом впервые собрались. Когда часть команды в Москве, часть в Калининграде, а часть в Перми – это довольно сложно. Во всяком случае для меня.

«Нам остается не сломать и добавить что-то новое

— Давай теперь про вышку. АИК — это такой уникальный случай, ведь в студенческом клубе проводится чемпионат в два (!) дивизиона на 70 (или 80, сколько там?) команд, межфакультетские, межкампусовские турниры, школьный, студенческий и взрослый фестиваль… И это только по ЧГК, ведь проводятся еще чемпионаты по брейн-рингу, эрудит-квартету и своей игре. Как появился этот феномен? Что сыграло бОльшую роль в том, чем АИК стал сейчас — люди, существовавшая уже структура, вышкинская атмосфера, я не знаю… Или что-то еще?

— Ой, об этом можно долго рассуждать. Но раз ты спросил… Начну с того, что АИК очень старый: в этом году ему исполнилось уже 16 лет. Было бы странно, если бы все это время он не эволюционировал, тем более, что университет способствует развитию, особенно в последнее время. Более того, нам удалось донести до администрации мысли о том, что ЧГК ≠ КВН, что нам правда нужны деньги на вопросы для крупных фестивалей, что мы не можем играть в аудиториях-амфитеатрах. А раньше было всякое. Например, нам предлагали устроить «100 к 1» силами студентов-социологов или собрать вопросы методом краудсорсинга (как в теледомике, ага).

Ребята, которые все это делали долгие годы, смогли создать довольно устойчивую систему. Теперь нам остается не сломать и добавить что-то новое. Может быть, прикол в формализованности: у нас есть ежегодные собрания, правление, устав, регламенты и прочие вещи, которые могут показаться занудными. Но я думаю, что при таких масштабах они нужны.

Организаторы Осеннего чемпионата НИУ ВШЭ (2017). Слева направо: Анна Терещенко, Дарья Юферова, Анна Азанова, Алёна Блинова, Яна Хлюстова, Илья Русинов

Наверное, ЧГК становится более популярным. С нами играют не только студенты-вышкинцы, но и выпускники, преподаватели, студенты других вузов. Круто, что ко многим из них можно обратиться в сложной ситуации. Иногда рандомные люди сами предлагают свою помощь. Недавно студент факультета права предложил разработать положение об авторских правах на вопросы, которые пишут участники внутреннего чемпионата. Я была.. кхм.. удивлена.

Ну и, конечно, отдельная огромная моя любовь – это оргкомитет. Ребята, которые делают невероятную работу, потому что им это нравится.

— Как ты появилась в АИКе? И как попала в оргкомитет?

— Через год после переезда я перепоступила в Вышку и пришла на тренировку в АИК. Там ребята узнали, что я уже играла раньше, и предложили мне попробовать себя в качестве организатора. Сначала я делала какие-то очень простые вещи типа оформления пропусков в Вышку на наши мероприятия для студентов других вузов, потом проводила синхроны, какие-то турниры. И в результате докатилась до управления всем этим.

— Все внутренние чемпионаты и взрослая «Интеллектуальная ворона» достались вам «в наследство». Почему решили вдобавок проводить ещё и школьный турнир — «Интеллектуального воронёнка»?

— Мне «Воронёнок» тоже «в наследство» достался – в его «рождении» я не участвовала, присоединилась только через год. Мне кажется, на появление «Воронёнка» повлияло то, что Саша и Витя (Ермишкин и Смирнов, — прим. ред.) начали тренировать школьников из Лицея Вышки. Но это не точно.

— Чем его подготовка отличалась от подготовки других турниров?

— Нужно подписывать всякие разные бумаги для педагогов, отправлять приглашения в школы, пытаться понять положение о ШЧРе и очень долго выбирать печеньки. Уложиться в бюджет и выбрать нормальные сладости непросто. А детям нравится, что можно перекусить, как в антикафе. Они каждый год об этом пишут.

Во время «Интеллектуального воронёнка-2018»

— Допустим, хороших школьных турниров действительно не так много. А вот студенческих — особенно в Москве и окрестностях — более чем достаточно. Почему решили проводить еще и студенческий «Вышкафест»?

— Если так рассуждать, можно было и «Воронёнка» не проводить. Ведь в Москве есть «Открытый кубок Хамовников», а в МО – «Павловская ласточка». Наверное, для оргов «Вышкафест» – это одновременно челлендж и незакрытый гештальт. Как это: для взрослых проводим, для детей проводим, а для студентов – нет?

Хотя можно выделить и более серьезные причины. Например, те самые несколько десятков команд, играющих внутренние турниры. Многие из них – первокурсники, которые только осваиваются в ЧГК. Им интересно посмотреть, что такое межрег. Идти куда-то страшно/сложно. А «дома» можно и попробовать.

— Получается, вот взрослая «Ворона», потом появился «Воронёнок», потом «Вышкафест». Что дальше, есть ли что-то эдакое в планах?

— Не думала об этом. Ведь я хотела пойти в магу (магистратуру, — прим. ред.), найти новую работу и завязать с организацией ЧГК… Но пока с трудом верю, что у меня получится осуществить последний пункт. Хотя… Уже год мы мечтаем провести «Пикник АИК» – нечто неформальное за пределами университета.

— Мечтаем, но не проводим?

— В том году лето было не для пикника. Хотя повод был – АИКу исполнилось 15 лет. Не сложилось.

Во время Вышкафеста-2017. Было прохладненько

— Почему тебе нравится организовывать турниры? Почему, едва проведя один, ты сразу же задумываешься о следующем? Не возникает мысли «а давайте-ка я пропущу полгода/год, пусть пока организацией займётся подрастающее поколение»?

— Еще не закончив один, я уже готовлю следующий, я бы сказала. Это наркота какая-то. Серьезно, я не могу бросить. То ли из-за людей, то ли от большой любви ко всему этому движу. Но сейчас точно пора остановиться, потому что следующее поколение действительно подросло.

— Что тебе нравится больше — играть или организовывать?

— Организовывать. И получается лучше, и удовольствия больше приносит.

— А в чем выражается это удовольствие? Хочу сравнить ощущения :)

— Мне нравится и сам процесс подготовки, и ощущение, которое возникает от хорошо сделанной работы. Я очень люблю общаться с организаторами и с участниками, получать обратную связь, придумывать, как сделать лучше. Это одна из тех вещей, которые делают меня счастливой. Блин, это так пафосно звучит. Но это правда.

После проведённого Кубка молодых команд НИУ ВШЭ. Вероятно, организаторы остались довольны

Дети – очень крутая аудитория

— Кроме АИКа ты еще, если я верно понимаю, участвуешь в организации летнего лагеря для одаренных детей. Что это за лагерь, как тебя туда занесло? Чем работа в лагере отличается от организации какого-нибудь события в АИКе?

— К сожалению, уже не участвую – в этом году я впервые за пять лет не поехала в лагерь из-за поступления в магу.

Я обожаю общаться с детьми, особенно с подростками. Когда меня позвали в лагерь по рекомендации чгкшных знакомых, я сразу согласилась. В ЛИСе (летней игровой смене Центра дополнительного образования одарённых школьников, — прим. ред.) мы читаем лекции обо всем на свете для расширения кругозора и проводим интеллектуальные игры. Дети настолько втягиваются, что примерно на пятый день смены приходят ко мне с просьбами почитать свояк или провести тренировку. В первый раз я сильно удивилась, а потом привыкла.

Работа в лагере чем-то похожа на организацию «Воронёнка». Дети – очень крутая аудитория. Они живо реагируют, не стесняются выражать эмоции, не подвержены влиянию стереотипов и очень непосредственные. Студенты и взрослые более требовательные. Они уже имеют некоторый игровой опыт и ожидают увидеть определенный уровень организации. Дети же просто получают удовольствие от происходящего. Основное отличие работы в лагере в её интенсивности, игры проводятся практически каждый день. Еще нет бюрократических процедур, которые осложняют организацию в Вышке: не нужно искать помещения, заморачиваться с пропусками и пр. Наконец, детей я вижу каждый день, ведь я живу с ними три недели.

Летняя игровая смена ЦДООШ (2016 год)

— Что бы ты посоветовала оргкомитету СтудЧР, чтобы улучшить турнир? Чего не хватает?

— Это сложный вопрос. Вот если бы он был про ОЧВР…

В этом году СтудЧР не казался мне СтудЧРом, потому что он был в Москве. Не было ощущения «выезда», к которому я так привыкла. В то же время я понимаю, что большинству это было удобно и менее затратно. Иногда мне казалось, что информации в паблике слишком много. Но это тоже очень субъективно. В целом, все чудесно. Ребята, вы делаете огромную работу. Спасибо!

Задавал вопросы и подбирал фотографии Наиль Фарукшин.


Другие интервью и прочие материалы можно найти здесь, за информацией о студенческих интеллектуальных играх в России следите в нашем паблике и телеграм-канале.