Редакторы
July 25, 2021

«Для меня впечатления важнее плюсиков, но почему-то нас таких меньшинство»

Николай Коврижных — о концептуальных турах, последнем месте на ЧР в команде с Иваном Семушиным и ЧГК будущего

Почему ощущения от нынешнего ЧГК напоминают песню «Пельменная», каково было играть с Иваном Семушиным и занять при этом последнее место на Чемпионате России, как рождаются замыслы знаменитых концептуальных туров и что ждёт ЧГК в будущем, рассказал редактор первого тура Чемпионата России среди студентов Николай Коврижных.

Интервью было взято в апреле 2019 года, для XIX чемпионата России по интеллектуальным играм среди студентов

— В последнее время ты, пожалуй, больше всего запомнился широкой аудитории своими концептуальными турами. Чем тебя привлекает этот формат — это способ запомниться, интересный вызов для тебя как для автора или что-то третье?

— Привлекает ощущение: ты написал не пятнадцать вопросов, а тур из пятнадцати вопросов. И проще копать материал, когда ты уже точно знаешь, о чём можно спросить. Похожий подход стал часто приводить меня к турам со сквозным сюжетом, где каждый следующий вопрос как-то связан с предыдущим. Ты пишешь вопрос, начинаешь изучать источники глубже, находишь что-то ещё, и так далее. Над некоторыми своими турами я столько корпел, что даже спустя годы могу по памяти вспомнить расстановку вопросов. Запомниться сейчас нетрудно на общем фоне. Люди стали очень лениво писать, вот что. Знаешь песню «Пельменная» группы «Чёрный обелиск»? Я вот в ней узнал свои ощущения от нынешнего ЧГК.

— Послушаю. Как ты придумываешь такие концепты? Они появляются от вопросов или наоборот — вопросы пишутся от концепта?

— Не до конца понимаю, что именно люди подразумевают под концептом. Если объединение вопросов одним принципом, то такие примеры проще по пальцам разобрать (потому что и принципов объединения можно придумать не так много).

1) Перед «Дружбой народов» у меня среди прочего было два вопроса: про киргизский язык и про молдавского писателя. Это был очник с аудиторией почти всего СНГ, времени до него было навалом, и я подумал – почему бы и не сделать по такому поводу 15 вопросов про 15 республик. Позже выяснилось, что молдавский писатель был румынским, и по сути я начинал с одного вопроса.

На кубке «Дружба народов» (Дубна, декабрь 2017 года)

2) Идея на «Нестерку» (нет в базе, рассылали через Динабанк) родилась до вопросов. Помедитировал над названием и решил сыграть в «наборщик». Здесь, пожалуй, я загнал себя в самые жёсткие рамки (но зато здесь был смешной вопрос с фотографией Колесова).

3) Идея на «ОКР-2018» родилась так: из Исландии я привёз вопрос про беременную Катлу, из записок Дюма о путешествии в Астрахань – про Аталанту. Был ещё какой-то третий вопрос, и обнаружив нечто общее между ответами, я подумал: «Ого-го» и стал складывать все подобные вопросы в один файл. В итоге копил год с гаком.

Так что каждый раз по-разному, но никогда не бывает такого, что ты вдруг замечаешь у себя дюжину вопросов, которые можно объединить.

— А что делаешь, если один вопрос из середины такого тура вылетает? Свечка там или, я не знаю, или не берёт его никто.

— Паникую, очевидно :) На самом деле всегда делаю с запасом в пару вопросов, благо времени обычно хватает. Запасные вопросы, как правило, более проходные, правда.

— Сейчас очень часто организаторы просят редакторов сделать один и тот же пакет в два, а то и три, четыре, пять разных турниров. Например, ты делал один и тот же тур (кстати, тоже с концептом) для минского Кубка Нестерки и для турнира в Киеве, а потом из него еще и синхрон. Насколько это интересная для тебя задача, ведь в этом случае надо избегать определенного рода реалий, о которых не знают в той или иной стране.

— Никогда не переживал по этому поводу: вопросов по таким реалиям у меня редко хранится больше одного, и отложить его до чего-то более подходящего по аудитории не жалко.

Гораздо сильнее расстраивает, когда из выстраданного тобой тура с сюжетом просят сделать укороченную версию для синхрона – это вот да. Здесь я, бывает, чувствую себя как крестьянин, которому нужно зарезать свою скотину, и предоставляю заниматься этим кому-нибудь другому.

Кстати, иногда целевая аудитория бывает совсем узкой. Одна из лучших моих находок для вопроса – о том, что на следующий день после смерти Фридриха Энгельса отмечалось Преображение Господне. Но для того, чтобы понять прелесть совпадения, нужно играть в ЧГК в Кирове, где улица Энгельса стала Преображенской.

— А сыграл в итоге этот вопрос, хотя бы в Кирове?

— Да, в высшей (!) лиге Чемпионата города, её тогда проводили на своих вопросах.

— Что для тебя интереснее — сыграть на чемпионате мира или написать туда тур? Тот же вопрос про ЧР.

— Ну, из этих четырёх опций у меня не было только тура на ЧМ, так что чисто из интереса выбрал бы его. Да и в случае с ЧРом тоже. Но на турнирах такого уровня стараются выбирать более пельменных авторов, как мне кажется (не в обиду авторам – у всех свои представления о том, как задавать вопросы).

Кстати, в каком-то далёком году мне даже предлагали тур ЧМ, но я тогда не так верил в себя и отказался.

— Твой первый чемпионат России (да и вообще первый турнир в рейтинг) ты сыграл в одной команде с Иваном Семушиным, заняв тогда последнее место. Не хотел бы попробовать сейчас сыграть в той же команде? Не на ЧР, разумеется, а где-нибудь еще.

— Честно говоря, с трудом помню, кто там был ещё, так что вряд ли. С того ЧРа запомнилось, что из 19 наших вопросов Семушин взял что-то около 18. В конце каждой команде что-нибудь дарили на паять, и нам дали песочные часы, чтобы, значит, школьники не теряли своего времени (Ване, судя по всему, пригодились).

Команда Кирова (но это еще не на ЧР)

Мы, в общем-то, и попали-то туда случайно: насколько помню, сыграли тур ОВСЧ как доппрограмму на какой-то олимпиаде и прошли как лучшая (т.е. единственная) команда из Кировской области.

— Ты играл в нескольких СтудЧРах (и даже на КЕСте один раз), но не за родной Киров, а за долгопрудненский «Марклар». Как так получилось? Запомнилось ли что-то хорошее из студЧГК?

— В Кирове такая же проблема, как и везде: способные студенты уезжают. Я здесь исключение, потому что тогда я отчислился (не будьте как я) и на несколько лет вернулся домой. С тех пор у нас, несмотря на широкое тогда движение, вырос только один студент уровня чемпионата России – Илья Царьков, так и тот ездил одиночкой-легионером.

Ещё одна кировчанка, Наташа Комар, которая появилась внезапно и побила рекорд по взлёту в рейтинге, могла бы отжигать в студенчестве, но в свои юные годы попросту не знала о такой опции, как игра в спортивное ЧГК.

«Марклар»

— Что значит «внезапно»? Расскажи подробней, пожалуйста.

— В 2014 году кировская команда с поэтичным названием «Левая грудь Анджелины Джоли», в которую позвали Наташу знакомые, резко прибавила. За первый её год в ЧГК из сорока игр – 36 в плюс. А к началу сезона 2018/19 она была в верхней десятке рейтинга игроков. Часто ли такое бывает? Все, кто выше в этом рейтинге, начали играть минимум на 8 лет раньше.

— Кстати, то, что вы играете в одной команде — это закономерность или случайность? Как это произошло?

— Дошли слухи о том, что Наташа собралась перебираться в Петербург, и я понял, что нужно срочно драфтовать :)

— Сейчас же твоя команда (правда, уже не из Кирова, но всё же) претендует на топ-10 ЧР. Посоветуешь студентам, что нужно делать, чтобы сделать такой прогресс?

— Я не заметил, как так получилось, вот правда. По-моему, в команде меня держат за почерк, приносящий капитанские плюсики.

Советую почаще играть с более опытными коллегами. Точно стоит несколько раз поиграть в составе из 2-3 человек (когда результат зависит от тебя сильнее, чем обычно), чтобы найти себя и научиться строить обсуждение.

— Вернемся к вопросам. В твоих турах чаще всего встречаются твои же вопросы, однако в некоторых случаях там бывают и чужие творения. Что тебе больше нравится — писать и редактировать свои, или шлифовать чужие?

— Открою тайну: чужие вопросы всем нравятся меньше, просто своих часто не хватает :)

У меня сейчас к чужим вопросам обычно добавляются требования ещё и по тематике – чтобы вопрос ложился в канву. Так что со стороны в совсем редких случаях что-то ставлю.

Несколько раз я брался редактировать, основываясь на чисто чужом материале с минимумом своего и со временем окончательно понял, что это не моё.

— Как ты относишься к критике, особенно к обсуждению пакетов в ЖЖ? Это полезная практика и нужно ее возрождать (естественно, с соответствующей культурой), или все это не нужно?

— Помнится, ты сам и собирался её возрождать :)

— Собирался, но я не справился, увы :( Иногда, когда получается выкроить время, прихожу в обсуждения, но это бывает редко, ты прав.

— Есть общая проблема, о которой все говорят: ЖЖ вымирает, а другой такой же удобной платформы нет.

Обратная связь обязательно нужна: без неё ЧГК скатится в те же пельмени. Думаю, в основном люди сейчас пишут не для денег, а для впечатлений. Мы ведь не ради денег работаем, а чтобы людям понравилось. Я вот с удовольствием запасаюсь попкорном и захожу почитать общие впечатления от своих туров.

Насчёт пользы. Большинство активных авторов и так уже более-менее знают, как пишутся вопросы, и общий свой стиль не изменят. Так что польза от обсуждений бывает разве что для начинающих – увидеть ошибки, сделать выводы.

— Или поесть немного попкорна, ты не один такой, судя по некоторым моим знакомым) Какой самый необычный вопрос ты придумал?

— Поставил его в тур СтудЧРа, его ещё нельзя же светить?

— Заинтриговал. Впрочем, не меня, я-то тестировал, но участников. Надеюсь, им понравится.

Update 2020 года: вот этот вопрос.

— Из тех, что сыграны: 2017-м году у меня накопилось ОЧЕНЬ много необычных вопросов, и в один момент я все их зарядил в «Годам урон».

Из того, что тогда туда не вошло, осталась только идея «вопроса без вопроса».

— Ты — один из организаторов благотворительного фестиваля «Играй для жизни», все средства от которого идут на благотворительность. Если я верно помню, это едва ли не первый крупный турнир с такими целями. Как возникла идея его проводить?

— Всё это придумал Дима Долгих. К нему пришла идея, что ЧГК должно иметь какой-то смысл, поэтому он провёл первый турнир «ИдЖ» (это был очник в Кирове), отправив собранные взносы в благотворительный фонд «Жизнь». В 2013-м году он обратился ко мне, я нашёл знакомых редакторов, и мы провели асинхрон, на который откликнулось несколько городов. Потом основным форматом стали синхроны.

— Это не единственный необычный турнир, в котором ты участвовал как редактор или автор — были и турнир по литературе, и по кино, и турнир из вопросов, которые задавались в авторских формулировках, да и свой авторский синхрон, о котором ты уже говорил. Есть ли какие-то новые замыслы?

— Моим из всего этого был только «Годам урон» – это единственный раз, когда я решил сделать в одиночку больше одного тура, а с тех пор у меня только короткие формы :) Но всё равно замыслы для тура придумывать на пару порядков труднее, чем замыслы для вопросов. Сейчас в резерве всего пара идей для того, что люди назвали бы концептом, но вряд ли осилю их в ближайший год.

— ЧГК со временем меняется: тезаурусом, формулировками, чем-то еще. Как ты считаешь, как вопросы изменятся через 20 лет?

— У спортивного ЧГК появилось очень много популярных конкурентов, порой даже обходящих его по аудитории. В сравнении с ними у ЧГК сейчас две проблемы: скучность и сложность. Соответственно и дороги к решению проблем две: делать вопросы интересные и вопросы простые. По обеим одновременно сейчас успешно идёт только Моносов. Но вообще видно расслоение: заявленный простым синхрон с заведомо ленивыми изъезженными ходами соберёт гораздо больше команд, чем любой другой в те же выходные. Вот для меня впечатления важнее плюсиков, но почему-то нас таких меньшинство.

Надеюсь, теперешними темпами однажды пельменные синхроны уйдут в насыщение и станут нерентабельными, но хочется верить, что к тому времени в ЧГК ещё кто-то будет играть.

Задавал вопросы и подбирал фотографии Наиль Фарукшин.

Другие интервью и прочие материалы можно найти здесь, за информацией о студенческих интеллектуальных играх в России следите в нашем паблике и телеграм-канале.