СтудЧР
September 20, 2021

«Обычно мне прилетает «ок бумер» и «ещё один из поколения мемов». А я и доволен»

Интервью редакторов онлайн-СтудЧРа Ивана Ерёмина, Олега Михеева и Александра Ускова

Как нужно бороться с читерами в онлайне, почему даже отрицательные отзывы могут приносить радость, зачем танцоры и вокалисты заявлялись на ЧГКшный фестиваль, а также про распитие вина на крышах краснодарских многоэтажек и «брежневские зачёты» рассказали редакторы третьего тура онлайн-СтудЧРа Иван Еремин, Олег Михеев и Александр Усков.

Впервые интервью было опубликовано 18 сентября 2020 года на официальной странице онлайн-СтудЧР Вконтакте.

Расскажите вкратце о себе — как пришли в ЧГК, как начали писать и редактировать вопросы?

Иван Ерёмин: В 19 лет меня привели на ЧГК знакомые из краснодарского сообщества флэшмоберов. Тогда ЧГК предполагалось как дополнительная развлекуха к, собственно, флэшмобам, наравне с джем-сейшнами, играми на танцевальных автоматах и распитием вина на крышах многоэтажек.

Теперь флэшмоб скорее мёртв, на ритм-автоматах почти никто не пляшет, а с ЧГК все в относительном порядке. Вино, впрочем, все так же пьют — но чаще раде вина, чем ради идеи. Лишь ЧГК из этого джентельменского набора закрепилось.

Первой моей авторской работой стал вопросный взнос на чемпионат города по брейн-рингу. Это были чудовищные вопросы: «Куда отправляется продукция компании, название которой измеряется в джоулях?», «Кто является одновременно президентом, премьер-министром и, по слухам, боссом преступной группировки?». Самое удивительное, что вопросы были приняты и сыграли в каком-то бою даже без редактуры. Что говорит о тогдашнем уровне краснодарской редакторской мысли.

Иван Ерёмин

Олег Михеев: Когда я учился в 10 классе, завуч сказала, что будет какое-то там интеллектуальное мероприятие и предложила мне поучаствовать. Сперва я отнесся к этому скептически, однако все-таки пришел. И мне весьма понравилось (помню, заняли третье место тогда).

После этого я уже сам подходил к завучу и интересовался, когда будут следующие игры. Однажды я по памяти загуглил один из вопросов и наткнулся на сайт базы вопросов. А поискав еще немного по теме, я понял, что это не какие-то локальные мероприятия, а всемирное движение. Cпустя полтора года я поступил в университет в Краснодаре и стал играть больше и активнее.

Впервые я попробовал писать вопросы тоже еще в школе, даже вместе с одноклассником сделали пакет из 24 вопросов. Он у меня до сих пор сохранился, не так давно почитал и ужаснулся. Писал в основном по книжкам, потому что в 2008 году интернет был дорогой и медленный. Забавно, что этот пакет даже сыграли на студенческом чемпионате Армавира (или что-то вроде этого).

На самой игре я не присутствовал, так как уже уехал к тому времени. Зато знаю, что победила тогда команда, в которой был другой мой одноклассник, которому я многие вопросы из такого пакета показывал (тестировал, так сказать).

В Краснодаре я сперва писал вопросы для студенческого чемпионата Краснодара, тогда он еще проводился на авторских вопросах играющих команд. Потом нашей команде доверили провести чемпионат города, ну а спустя несколько лет появились и первые синхроны.

Команда «Сильмарилл» на СтудЧРе-2013 в Пущино. Олег Михеев нависает сверху, Александр Усков — второй справа

Александр Усков: В 10 классе меня позвали сыграть за школьную команду на городском турнире. Тогда я мало что знал о спортивном ЧГК, но мне сразу понравилось, да и получилось у нас сходу неплохо.

На этом турнире я встретил друзей из другой школы, которые играли уже довольно давно и постоянно участвовали в школьных турнирах. На свой вопрос, где можно поиграть еще, я получил приглашение в их команду. Так мы стали одной из первых сборных в юношеской лиге Краснодара.

В следующем году мы немного обновили состав, изменили название и уверенно выиграли чемпионат. Но этого оказалось мало, и уже с середины учебного года мы начали приходить на молодежный чемпионат Краснодара, в котором играли команды до 25 лет.

Яркий момент из этого периода: в мае, сразу после последнего звонка и линейки в школе, в то время, пока наши одноклассники гуляли по городу и искали, где выпить, мы поехали в КубГУ играть очередной этап молодежного чемпионата. Прям с ленточками выпускников. К сожалению, про школьный чемпионат России мы тогда ничего не знали.

В том же году, выпустившись из школы, мы решили написать пакет вопросов для нового сезона Юношеской лиги. А где-то через год начали писать вопросы уже для молодежного чемпионата — там действовала система дежурства команд.

Серебряные призёры фестиваля «Гвидон» (декабрь 2013 года) — команда «Сильмарилл». Первый слева — Александр Усков, второй — Олег Михеев

— Во многих пакетах краснодарских авторов встречаются вопросы, которые вроде бы и похожи на хорошее ЧГК, но без довольно значительных знаний их не возьмёшь. Действительно ли есть такая закономерность или мне это только кажется? Если есть, то откуда такое стремление к редким знаниям?

ОМ: На этот счет существуют общепринятая трактовка: так как в Краснодаре итоговое место в чемпионате определяется простой суммой ответов на этапах, то команде, проводящей этап, выгодно писать как можно сложнее, тем самым «топя» конкурентов. Наверное, именно отсюда (но только отчасти) и берет начало данный тренд.

С другой стороны, краснодарские авторы не монолитны, вот Ваня Еремин пишет очень разные пакеты, а пакеты Сергея Шорина вообще со значительными знаниями не ассоциируются, да и мы с Сашей писали несколько легких пакетов в прошлом году.

Мое стремление продиктовано исключительно вкусом — мне нравится и писать, и играть сложные вопросы. Интереснее ведь ответить на вопрос про какую реалию впервые, нежели вписать в бланк что-то, про что отвечаешь уже в десятый раз. А если реалия оказывается неизвестной — зато хоть узнаешь что-то новое. Мне кажется, что многим критикам редких знаний очень не хватает простой любознательности.

Краснодарское ЧГК

ИЕ: Начав несколько лет назад работать с квизами, я отвык требовать от игроков знаний хоть чего-то сложнее, чем «Улицу надо переходить на зелёный» и «У павлина большой хвост». Все остальное я складываю в специальную коробочку и концентрированно вставляю в туры уровня чемпионата мира или точечно — в туры уровня СтудЧР.

Сложность я люблю делать, скорее, за счёт того, что надо считать из вопроса сразу несколько реалий и речевых оборотов, некоторые из них связать, а некоторые использоваться для отсечек. Верю в команды и принцип «сапиенти сат».

Моему постоянному соредактору Максиму Карачуну приходится потом превращать получившийся ребус в нормальный вопрос — в такие моменты он добавляет «со» во второе слово латинизма.

Максим Карачун на Чемпионате России-2018

АУ: Возможно, такая закономерность действительно есть, но все-таки даже самые сложные наши пакеты едва ли дотягивают до такой классики жести как «Знание — сила» или синхроны [Ильи] Немца.

С одной стороны, можно предположить, что причина в формуле подсчета очков в чемпионате Краснодара, о которой рассказал Олег. Ходят легенды об этапе команды «Бриф» в сезоне 2003/04, где у победителя было 7 ответов из 30.

С другой стороны, мы сами играть сложные пакеты любим больше, чем условный Лайт или ББ. Но при этом простые пакеты от краснодарцев тоже не редкость: Иван Еремин пишет много дружелюбных вопросов, да и мы с Олегом писали совсем простые туры для Лиги вузов и ОВСЧ.

— В какой момент появилась идея делать из пакетов на чемпионат Краснодара синхроны?

ОМ: Году в 2015-16. Точно момент не помню, просто было элементарное соображение, зачем вопросам пропадать, они ведь вроде неплохие, а на синхроне можно и познакомить со своим творчеством более широкую аудиторию, да и деньги какие-никакие, не без этого.

ИЕ: В 2013 появился «Луна-парк» — команда, в которой оказалось сразу несколько отличных авторов. Синхронов к тому моменту уже было полно, многие из них были «не очень» и стало понятно, что наш-то будет не хуже большинства.

В феврале 2014 и провели. Очень нам с ним помог Сергей Ефимов, его советам в части вёрстки и финальной редактуры я следую до сих пор.

Сергей Ефимов (да-да, именно он)

АУ: В какой-то момент мы увидели, что синхронов становится все больше, интерфейс сайта рейтинга становится проще для организаторов, и мы подумали «а почему бы и нет?» Ведь так наши вопросы может сыграть куда более широкая аудитория.

— Вы уже не первый год имеете отношение к студенческому фестивалю в Краснодаре. Как возникла идея его проводить и почему он сменил название? Что вообще заставляет вас заниматься организацией турниров?

ОМ: Про идею и смену названия, наверное, Саша подробнее расскажет — это в большей степени его инициатива. Я же выступаю как автор и редактор, в организационных моментах помогаю по мелочи. Хочется, чтобы в Краснодаре развивалось студенческое ЧГК-движение. Фестиваль этому, хотелось бы верить, в какой-то мере способствует.

АУ: В КубГУ уже больше десяти лет проводится творческий фестиваль «Этажи», который включает в себя множество активностей творческой направленности: песни, танцы, театр, национальные гостиные и так далее. Среди всего этого был и фестиваль ЧГК.

Долгое время он существовал только внутри Краснодара. В 2016 году возникло желание попробовать свои силы и сделать турнир более масштабным, пригласить команды из других регионов и получить лицензирование и рейтинг. Мы смотрели на тот же «Гвидон» в Ростове-на-Дону и думали, что можем в целом не хуже.

Фото с «Гвидонов» разных лет

В 2019 году решили, что опыта достаточно и можно рискнуть сделать фестиваль двухдневным. В этом же году он последний раз прошел под названием «Этажи» — в 2020 мы сменили название на «Открытый кубок КубГУ». Основная причина в том, что до 2019 года мы проводили турнир в рамках того же общеуниверситетского фестиваля, но такие даты не позволяли сделать его выводящим на СтудЧР (выводящие на СтудЧР турниры, как правило, нельзя проводить позже 15 марта из-за близости к самому чемпионату и связанных с этим сложностей по определению команд-участниц, — прим. ред.). Поэтому в 2019 году турнир прошел на месяц раньше одноименного фестиваля.

Такой рассинхрон стал причиной путаницы — к нам пытались подавать заявки коллективы танцоров и вокалистов. Поэтому на следующий год мы просто изменили название и окончательно отделились. Кстати, «Этажи-2019» стали первым двухдневным фестивалем в Краснодаре на моей памяти — «Краснодарский рождественский турнир» по ряду разных причин остается турниром одного дня, и на мой взгляд, из-за этого, к сожалению, теряет в аудитории.

Организация турниров с одной стороны интересное и азартное занятие, с другой стороны её можно воспринимать как способ вернуть движению «долг» — кто-то проводит турниры для нас, значит и мы можем провести турнир для других.

Открытый кубок КубГУ по интеллектуальным играм 2020

— Как вы считаете, должны ли вопросы для студентов и для взрослых чем-то отличаться? Кроме сложности, разумеется.

АУ: Не особо. «Брежневскому зачету», например, я буду не рад и на взрослом турнире. Со сложностью все тоже не так очевидно — опытные студенты без шансов вынесут практически любых «взрослых» новичков.

ОМ: Что такое сложность для взрослых и студенческих турниров мне не очень понятно: есть ведь вполне объективный показатель сложности на сайте рейтинга. И по нему студенческий чемпионат России сложнее многих турниров без ограничения по возрасту. Я думаю, что так и должно быть.

ИЕ: Принципиально — не должны. Но я стараюсь вставлять во взрослые пакеты хотя бы одну молодёжную реалию, а студентов удивлять парой «брежневских зачётов». Обычно мне за это прилетает в виде «ок бумер» и «ещё один из поколения мемов». А я и доволен.

Иван доволен

— Ваня, что потянуло тебя отликнуться на предложение Марии Уваровой и войти в Дисциплинарную комиссию МАК?

ИЕ: Впервые «Кубок Хэллоуина», который мы с Витей Дерезой организуем уже много лет, украли ещё в те времена, когда турниры проводились не через сайт рейтинга. Особо было обидно, что читер притворился представителем элистинской команды, которая когда-то приезжала в Краснодар и которую мы знали. Ему повезло: не знали бы — заявку бы не одобрили. Впрочем, как повезло — его довольно быстро вычислил Константин Кноп, и тот завершил карьеру.

Следующего я ловил уже сам и метод был такой интересный (читер сидел за TORом и это ему не помогло), что мне понравился сам процесс.

Так что на пост Марии Уваровой я отвечал с энтузиазмом, хотя особо и не верил, что пригласят. Сейчас не жалею ничуть — очень интересная и полезная работа.

— Ваня, ты недавно писал, что «сыграл в онлайне всего два турнира — и мне неудержимо хотелось гуглить». Почему всего два? И расскажи поподробнее об этом желании — что именно ты хотел гуглить? В какой момент?

ИЕ: Мне нравятся тусовки, я получаю удовольствие от общения и взаимодействия, а от вопросов как таковых — куда реже. Хорошо, если от 20% пакета. Онлайн — это голый вопрос на экране, товарищей не видно, плохо слышно, обсуждение разваливается. Совсем другая игра. Можно, конечно, научиться, выстроить обсуждение, все наладить, но только постоянной командой и только если это точно всем надо. Мне не особо.

Про гугл отвечу более отвлеченно, так как не помню, что именно там были за вопросы. Гугл — это слишком просто, быстро и безопасно, чтобы его не хотеть. В повседневной жизни кучу вопросов мы решаем через интернет-поиск. Пятисекундное тыкание по экрану смартфона не успевает в голове превратиться в серьёзный акт обмана. Потом оно конечно да, но когда тыкаешь в экран ещё на чтении — нет.

Это что-то вроде игры [в ЧГК] в школьном кабинете, где на стене висят портреты химиков с годами жизни и таблица Менделеева. В любой момент можно поднять голову и посмотреть: и когда зададут вопрос про химию с маячками по году и отчеству — многие ли не станут поднимать взгляд на стены?

— Саша и Олег, как у вас впечатления от таких игр? Можно ли получать от них не только эстетическое, но и спортивное удовольствие?

ОМ: Лично я сыграл онлайн-ЧГК ровно одну игру, а именно самую первую игру на платформе «Большая игра». Никакого спортивного удовольствия я не получил, да и эстетического тоже немного. Минута показалась очень маленькой, потому что пока осмыслишь вопрос, уже секунд 20 пройдет; обсуждение организовать сложно, потому что приходится говорить по-одному.

АУ: Я не играл онлайн именно в ЧГК. Был один квиз, который мы играли командой, но мне не понравился формат.

То ли дело прежние, докарантинные квизы…

— Как вообще можно повлиять на то, чтобы у игроков не возникало желания гуглить?

ОМ: Никакими разумными методами, я полагаю. Желание получить преимущество жульническими методами просто в природе некоторых людей, хотя их мотивы могут быть самыми разными. Ну можно, например, вовсе не публиковать нигде результаты игры. Думаю, что у части людей желание гуглить пропадет. Впрочем, как и желание играть у многих честных игроков.

ИЕ: Увы, только репрессии. По две брюквоедовские ловушки в каждый онлайн, дисквал на уровне сообщества организаторов. В сочетании с увеличением числа слабогуглящихся вопросов это даст результат. Но проверить эффект будет сложно.

АУ: Это что-то на уровне психологии и морали — первый хочет гуглить, но сдерживает себя, второй хочет и гуглит, а третий даже не думает об этом. Видимо, чтобы вторых было больше, чем первых, необходим какой-то хотя бы выборочный контроль и общественное порицание. Мы играем не за деньги и не на призы, поэтому таких мер должно хватить.

— Так если ничего не делать, то у многих честных игроков тоже пропадёт желание играть, разве нет?

ОМ: Хотелось бы верить, что вскоре большинство команд вернется к привычному режиму игры, а в онлайне останутся читеры и те, кого присутствие читеров не мешает. В этом случае и делать не придется ничего.

— Наверняка вы видели эту картинку, которая появилась после первого отыгрыша финала Кубка Бесконечности. Ваня, как ты к ней отнёсся? Как вы в целом относитесь к критике вопросов — как объективной, так и субъективной (второй она, конечно же, бывает гораздо чаще)?

ОМ: Я впервые вижу. В меру забавно, если бы так написали про меня, я бы отнесся с иронией, хотя в вики-вандализме ничего хорошего нет.

ИЕ: Картинка смешная, сам бы такие делал, будь я поталантливее и моложе лет на 10. Правда, есть пара нюансов. Во-первых, такой правки в Вики не было (или я её не смог отыскать в истории правок) — скорее всего, скриншот сделан оффлайн.

Во-вторых, в упомянутый на скриншоте светлый день игрался финал Кубка Бесконечности, свою часть которого мы с Александром Коробейниковым сделали заведомо для себя и неожиданно для других сложной. Поэтому думаю, что у автора, как говорится, «норм банбит» из-за плюсиков. У меня бывают неудачные работы, но ту работу я такой не считаю.

К критике у меня отношение простое: я люблю хорошие отзывы и не люблю плохие. Если плохой отзыв содержательный, то я его все так же буду не любить, но буду мотать на ус и пытаться исправиться.

Есть, правда, несколько довольно известных в тусовке людей, отрицательные отзывы которых для меня как мёд, как знак качества — они ругают хорошее, а сами пишут так себе. С моей точки зрения, разумеется. Впрочем, таких уникумов мало, хватит и одной руки посчитать.

ОМ: Я всячески приветствую содержательную критику, касающуюся непосредственно игрового аспекта вопроса: может, какие-то лишние слова помешали или где-то подсказки не хватило, поле перебора слишком большое или «закорот» и тому подобное. Конечно, такие отзывы лучше слышать от тестеров, но даже высказанная уже в обсуждении сыгранного турнира обратная связь косвенно помогают автору кое-что учесть на будущее. Что касается отзывов вроде «вопрос — ерунда» или «я такого не знаю, зачем про это спрашивать» — такое я по большей части просто игнорирую.

АУ: К объективной стараюсь прислушиваться. Субъективная критика бывает разной — если это безосновательный хейт, лучше просто игнорировать, а в остальных случаях попытаться сделать выводы — все-таки мы пишем для тех, кто играет, не только для себя. Не особо люблю замечания о тематике вопросов — чаще всего это исключительно дело вкуса.

ОМ: Грустно, кстати, что вопросы сейчас обсуждают мало. Хотя, наверное, не мне по этому поводу сетовать, ведь даже имея какие-то мысли и желание их высказать по поводу недавно сыграннх вопросов, я этого часто не делаю то ли из-за лени, то ли из-за нехватки времени, то ли откладываю на потом и просто забываю.

— Если бы была такая гипотетическая возможность, согласились бы вы сыграть еще один СтудЧР?

АУ: Конечно!

ОМ: В общем-то, конечно, да. Но если рассуждать реалистично, то допустят ведь не меня одного, но и всех игроков моего возраста, и тогда это уже будет не слишком отличаться от взрослого турнира. Была вроде классная идея с турниром в Дубне, где были игроки до 30 лет (речь о первом «Молодежной кубке "Дружба народов"», — прим. ред.). Но почему-то туда пригласили очень мало команд, а схема отбора была, как мне показалось, не совсем прозрачная.

Если бы что-то подобное было в рамках, например, «Молодежного чемпионата России» команд на 70, было бы классно. Но вряд ли кто-то возьмется это организовывать.

Задавал вопросы и подбирал фотографии Наиль Фарукшин.