Редакторы
May 18

«Чем меньше спишь, тем больше успеваешь написать»

Тарас Вахрив (слева) и Александр Кудрявцев (справа)

Впервые интервью было опубликовано в апреле 2018 года.

Едва ли не каждый месяц игроки в спортивное ЧГК слышат эти две фамилии рядом (а кто-то еще чаще). Впрочем, на Чемпионате России среди студентов они будут порознь — один делает тур ЧГК, а другой — весь турнир по Эрудит-квартету. Почему слово есть, а квизов нет, что помогает, а что — мешает играть в Свою игру, как начался и как закончился писательский опыт, рассказывают известные редакторы, именитые игроки в Свою игру и просто хорошие люди Александр Кудрявцев и Тарас Вахрив.

— С какого-то момента ваши фамилии стали очень часто упоминаться вместе. Как сложился такой тандем?

АК: Честно сказать, конкретную дату или точку отсчёта не помню. С определённого момента мне стали нравится темы Тараса, позже я и вовсе начал считать, что он лучший автор свояка. Тарас пришёл в СНС (интернет-проект «Свояк нон-стоп»), мы стали общаться. Я узнал, что он пишет и ЧГК, позвал однажды в соредакторы. И всё заверте...

«Свояк нон-стоп» (больше известен как СНС) — интернет-проект, участники которого каждую неделю играют между собой мини-турнир, состоящий из двух этапов — полуфинальных боев (по 10 тем), финала и боев для проигравших (тоже по 10 тем). Каждую неделю из участников набирается редакторская группа из 5-6 человек (один из которых назначается редактором), которые сами готовят пакет из 20 тем. Состав набран таким образом, чтобы каждый участник раз в месяц готовил пакет и примерно раз в полгода его редактировал. В разные годы в СНС участвовали и участвуют такие известные игроки как Александр Либер, Павел Солахян, Антон Бочкарёв и другие.

ТВ: Да, началось всё в СНС, где мы иногда пересекались в одной редакторской группе. Первой большой совместной работой, если память не подводит, стал Чемпионат мира по Своей игре 2015 года. Было легко и, главное, интересно работать вместе. Поэтому, когда Саша предложил редактировать турниры по ЧГК, то минуту на обдумывание я сэкономил. И всё заверте...

— Одна иркутская команда («Кудрявчик и Вахривка», кстати, они приедут на СтудЧР) даже придумала в вашу честь плохой каламбур и сделала его своим названием. Не обижаетесь?

АК: Я в тёплых отношениях с Лёшей Скуратовым, и в очень тёплых с Костей Малютиным. Даже и не придумаю, кто из молодёжи был бы мне ближе, чем Константин. Проникся к нему уважением, когда он создал СНС-Culture (похожий на СНС проект, вопросы в котором завязаны на явления из культуры — живопись, музыку и так далее, — прим. ред.). Не за буковки СНС в названии, а за желание и умение «строить». Создать проект с нуля, найти людей (а ротация в таких проектах идёт постоянно), тянуть два года — это достойно уважения. Поэтому обидного в названии ничего не нахожу. Назовём это модным словом «оммаж».

ТВ: Ребята делают нам дополнительную рекламу, как за такое можно обижаться? Даже поболею за них на СтудЧР.

Константин Малютин (слева) и Алексей Скуратов (справа) на турнире по Своей игре в рамках U-Mind games-2017

— Вы даже создали гейм-агентство «Mister Quizter». Чем оно занимается? Это только разнообразное ЧГК и Своя игра, или квизы вы тоже делаете?

АК: Планировали охватить весь спектр, но банально не хватает времени. Из задуманного реализована «Гусарская Лига» (серия турниров, посвященных «взрослой» тематике, — прим. ред.). Возможно, в следующем сезоне перераспределим приоритеты и запустим что-то ещё.

— А почему вы взялись именно за кубки Ржевского? Они настолько популярны?

АК: Во-первых, это универсальная тема, которая в той или иной мере интересна почти всем людям. В отличие от, скажем, футбола или кино. То есть, могли подтянуться люди, не играющие в спортивное ЧГК. Во-вторых, ниша ещё не переполнена, есть где развернуться, не толкаясь локтями.

— Кто придумал эту идею? Вы в этом агентстве только вдвоем или есть еще компаньоны?

АК: Идея моя. Помимо Тараса и меня, среди участников Юля Лунёва, Саша Мудрый и Андрей Данченко. Задумывался «Mister Quizter» как тандем квизов и лайт-ЧГК, но в итоге не нашлось никого, кто стал бы сердцем и мотором квиз-направления — проработал бы стратегию, нашёл и наладил контакты, отвечал бы за творческую часть. Поэтому пока выходит вариация на тему известного анекдота — слово есть, а квизов нету.

— Если я верно помню, Тарас первое время делал только Свою игру, и только потом началось ЧГК от него. Почему ты решил и этим заняться?

ТВ: ЧГК я писал и раньше, но это были в основном региональные турниры, которые не попадали в базу или ЖЖ. Обычно после работы над пакетом свояка всегда остаётся много интересных несвеченных фактов для ЧГК. Неразумно было бы этим не воспользоваться. Хотя мне одинаково интересно писать и вопросы ЧГК, и Своей игры.

— Я не раз слышал мнение (от игроков как студенческого возраста, так и от людей постарше), что сейчас Тарас — лучший автор вопросов Своей игры и Эрудит-квартета. Есть ли у тебя какой-то секрет? И как удается писать так много?

ТВ: Вряд ли есть какой-то особый секрет. Стараюсь не ставить вопросы, которые мне самому было бы скучно играть. Многое подсказывают тестеры. Уделяю внимание мелочам, таким как целевая аудитория, баланс тематики, разнообразие в пакете, сложный берущийся вопрос за 50 в последней теме боя. Как показывает практика – система работает. Ну и чем меньше спишь, тем больше успеваешь написать :)

— Мне зачастую сложно писать свояк потому, что с первой… ну, тысячей, что ли, вопросов приходит ощущение, что по большинству фактов вопросы ты уже написал и не хочется повторяться. За первую тысячу вы вдвоем уже давно перешли. Нет ли такого ощущения, боязни повторов?

АК: Меня это ощущение преследует давно. «Верхний слой Википедии» я уже давно «съел» — или отыграл, или написал по фактам свои вопросы. Поэтому лезешь в дебри, тратишь по несколько часов на тему, а выходит не совсем то, или совсем не то, чего хотел. Возможно, если бы научился отключать внутренний факт-чекер, выходило бы лучше, ведь есть молодая поросль, есть те, кто играют мало. Но не выходит, не знаю, где кнопка.

Собственно, поэтому из свояка в последние два года «на вынос» делаю только Кубки Мира. Также писал для СНС, но осенью прошлого года я проект покинул. Пять-шесть десятков тем в год — это мой максимум в данное время.

ТВ: У меня пока такой проблемы нет. Могут возникнуть трудности, если седьмой раз писать тему «Нобелевские лауреаты по литературе». Но одно добавленное слово в название темы сразу превращает процесс написания в забавный челлендж. Например, «Вымышленные нобелевские лауреаты по литературе» или «Внуки нобелевских лауреатов по литературе».

Финал чемпионата Украины по Своей игре-2016. Слева направо: Евгений Шляхов (Днепр), Тарас Вахрив (Тернополь), Антон Мартыненко (Киев)

— Не чувствуете, что с тем, чем больше пакетов ЧГК вы делаете, тем труднее дается каждый следующий? Труднее искать факты, например. Или такой границы еще нет?

АК: Фактов много, и они продолжают появляться. Это несколько противоречит тому, что я написал про свояк. Поясню: я разделяю хороший факт для Своей игры и хороший факт для ЧГК. Идеальный незашоренный игрок-энциклопедист должен отвечать на пять из пяти вопросов в каждой теме, но в ЧГК он вовсе не будет брать пятнадцать из пятнадцати в туре. В ЧГК, на мой взгляд, глобальная ценность факта может быть мизерной, главное, чтобы от него в разные стороны отходили паутинки.

ТВ: Поиск новых фактов не вызывает трудностей. Сфера знаний безгранична, постоянно появляются новые романы, картины, учёные делают открытия – об этом можно писать вопросы. Главное – умение найти и превратить эту информацию в хороший вопрос.

Участники VI Николаевского марафона по Своей игре. Верхний ряд (слева направо): Владимир Печерога (Киев), Олег Рахмилевич (Николаев), Павел Трощенко (Николаев), Александр Клейн (Одесса), Сергей Хлопяк (Киев), Андрей Данченко (Винница) Нижний ряд (слева направо): Денис Кухаренко (Николаев), Александр Булавчук (Красноярск), Тарас Вахрив (Тернополь), Анатолий Вассерман (Одесса-Москва), Александр Кудрявцев (Николаев), Борис Маляревич (Николаев)

— Я некогда случайно обнаружил, что Тарас кроме вопросов пишет еще и книги. Правда, они про интеллектуальные игры или про занимательные факты. Пишешь ли ты их до сих пор? И почему вообще решил начать писать?

ТВ: Моя хорошая знакомая работала редактором в местном издательстве. Она предложила написать серию игровых книг для школьников и студентов. У меня был материал для первых книг, поэтому согласился. Серия пользовалась спросом и постепенно разрослась до десятка книг. Сейчас писательская деятельность поставлена на паузу, поскольку физически не хватает на всё времени.

— Я, естественно, не мог не погуглить и про писателя Александра Кудрявцева. И нашел! Вот такого Александра Кудрявцева, который родился под звуки советского радио. Надеюсь, это не ты. Не писал ли ты книги?

АК: Это не я, но тот, который я, тоже грешен. С детства любил фантастику, в подростковом возрасте баловался стишками. Учительница русской литературы познакомила меня с николаевским писателем-фантастом Сергеем Стульником. Сергей «убедил» меня в наличии таланта, познакомил с Владимиром Васильевым, людьми из тусовки за пределами Николаева. В общем, около двух лет я косил под фантаста, но в какой-то момент понял — не моё. Случилось это после того, как в течение месяца никак не мог закончить главу. Если интересно, то вот одна из вещей, которые я считаю условно удачными. Самым главным моим литературным достижением считаю знакомство с женой, которое произошло на литобъединении николаевского завода «Заря».

— Вы оба очень много играли в скайпе и, вместе с тем, достаточно поиграли и «в реале» — в частности, оба становились чемпионами Украины по Своей игре (а Саша еще и вице-чемпион мира по Своей игре). Чем помогли игры в скайпе? Где вам играется комфортнее?

АК: Считаю, что моё чемпионство — это, несомненно, заслуга СНС. Я долго к нему шёл, а прокачка эрудиции и рефлексов происходила как-раз на СНС-площадке. Вообще, я очень плохо играю самые важные игры, финалы. До того, как стать чемпионом Украины, дважды играл в финалах, и оба раза без шансов их «сливал». Если к середине игры мне не удаётся организовать отрыв, я начинаю дёргаться, и проигрываю психологически. Примерно это же произошло на одесском чемпионате мира по Своей игре в рамках «Знатокиады». Примерно до девятой темы я шёл с незначительным отрывом от Ильи Новикова, потом Илья выгреб почти полностью десятую тему, и я поплыл.

Одно из редких и, пожалуй, одно из самых массовых собраний участников СНС (на момент осени 2015 года) на Кубке Евразии в Алматы. Верхний ряд (слева направо): Антон Гусаков (Берлин), Александр Образовский (Новосибирск), Анвар Мухаметкалиев (Алматы), Павел Солахян (Ереван), Александр Райков (Ташкент), Егор Дружинин (Томск), Дмитрий Плотников (Новосибирск), Марк Мальчиков (Алматы). Нижний ряд, слева направо: Кирилл Берёзкин (Томск), Наиль Фарукшин (Навои)

В том ЧУСИ, который я выиграл, мне ещё сильно повезло с авторами. Я хорошо чувствую Пашу Солахяна, вижу и понимаю его подсказки, поскольку много с ним работал в паре, а Женя Миротин близок мне по используемому фактажу. Так что всё удачно сошлось.

ТВ: Несомненно, игры в скайпе помогли добыть чемпионство. Дело в том, что каждый бой в СНС по составу участников не слабее финального раунда чемпионата Украины. В таких условиях очень быстро прокачиваешься. А ещё помогли большие объёмы редактуры. В ЧУСИ почти в каждом бою есть несколько вопросов, аналоги которых я писал. Понятно, что на таких вопросах легко выиграть кнопку у соперников. Мне больше нравятся игры «в реале», где я вижу соперников, а длинная дистанция даёт возможность играть стратегически.

Тарас Вахрив на награждении Чемпионата Украины по Своей игре-2016

— Можете как чемпионы что-то посоветовать участникам Чемпионата России по Своей игре среди студентов?

АК: Могу сказать, как играю я. Отключаю все «логистические устройства», которые нужно держать под контролем сознания, и погружаюсь в вопросный поток. Позволяю ему проходить через себя и цеплять нужные «зазубринки». Замыкается цепь, пальцы жмут кнопку, рот произносит ответ. Знаю, что многие вещи просто не достал бы из памяти, если бы пытался делать это сознательно, целенаправленно.

ТВ: Хороший результат складывается из мелочей, за которыми стоит следить. В свояке цена выигранной кнопки – это сотые доли секунды. Нужна постоянная концентрация – не расслабляться и не отвлекаться на шум в зале. Часто игроки, услышав название «неродной» темы, убирают палец с кнопки. Сегодня темы пишутся так, что минимум 2-3 вопроса обязательно берутся логикой и общими знаниями, поэтому не стоит заранее сдаваться. Ну и если чемпионат проходит с групповым этапом, и есть цель пройти в плей-офф, то нужно анализировать турнирную ситуацию. Иногда в последнем бою достаточно занять второе место. Гораздо проще играть, если знать это наперёд. А в финале уже нужно показывать всё, на что вы способны и не сдаваться до последнего.

Другие интервью читайте в паблике Чемпионата России по интеллектуальным играм среди студентов-2018 и ЖЖ-сообществе студенческих интеллектуальных игр в России.