Организаторы
September 24, 2021

«Я самый великий прокрастинатор мира»

Владимир Сушков — об интеллектуальных играх в Мордовии, чемпионате мира, прокрастинации, Дмитрии Диброве и Алексее Кортневе

Наш собеседник, казалось бы, организовывал всё, что возможно в мире спортивного ЧГК — от детского лагеря до чемпионата мира. Без его участия не проходит ни один турнир в Мордовии, уже несколько лет он состоит в оргкомитетах студенческого и взрослого чемпионатов России, а недавно вошёл и в Правление Международной ассоциации клубов ЧГК. Кроме того, он еще и редактор, например, подготовил вместе с Александром Рождествиным прошедший только что первый этап XVI Открытого всероссийского синхронного чемпионата. Мы поговорили с Владимиром Сушковым о том, что его привлекает в организации, с какими сложностями приходится сталкиваться и как к рекламе детского ЧГКшного лагеря удалось привлечь Дмитрия Диброва и Алексея Кортнева.

Впервые интервью было опубликовано в группе Вконтакте «Студенческое ЧГК в России» 22 сентября 2018 года.

— Как ты попал в ЧГК?

— История достаточно стандартная. В девятом, кажется, классе завуч по воспитательной работе пригласила меня в команду школы. Команда тогда формировалась по простому принципу — приглашали тех, у кого были хорошие оценки. В этой команде (называлась она «Аделаида» и даже успела засветиться в рейтинге) я поиграл пару лет, лучшим достижением было где-то 15-е или 20-е место в Чемпионате Мордовии среди школьников по ЧГК (справедливости ради отмечу, что в турнире участвовало больше сотни команд).

Через некоторое время на занятиях у репетитора я познакомился с Игорем Меркуловым, что, впоследствии, позволило мне перейти в его команду «Веселый Роджер». Эта команда входила в тройку сильнейших команд Мордовии. Для меня это был невероятный трансфер, особенно если учесть, что я никогда не считался хорошим и талантливым игроком, не показывал никаких выдающихся результатов. Просто так сложилось, что влился в компанию ребят, которым в тот момент нужен был хоть какой-то игрок на школьный чемпионат России (насколько помню, кто-то из основного состава к тому году уже не подходил по возрасту, а кто-то просто не смог поехать на турнир в другой город).

Дальше же получилось так, что мы с Игорем поступили на один факультет, что, во многом, и определило нашу общую судьбу в студенческих играх — мы собрали команду, которая впоследствии стала известна как «Грешники» и была, в своем роде, довольно успешной и известной (по крайней мере, мне так хотелось думать). В двух подряд идущих сезонах, как подсказывает сайт рейтинга, мы умудрились сыграть сначала 11, а потом 14 очников. Мне кажется, что для команды не из Москвы и Питера это довольно нетривиальное достижение.

Владимир Сушков (справа) с легионерами саранской студенческой команды «Ласковый май» — Анастасией Рекшинской (слева) и Сергеем Лобачёвым (в центре за Настей)

— Как появилась София?

— Изначально эта команда (тогда мы еще назывались «Сосьедад») собиралась под один конкретный турнир — «Знатокиаду», проходившую в 2013 году в Санкт-Петербурге. Нам всем показалось, что будет здорово собрать некое подобие сборной города, чтобы поехать на такой крупный турнир. К тому моменту это была первая «Знатокиада» на территории России. В последний день турнира мы (я, Виктор Масягин, Станислав Мальченков, Максим Феоктистов и Денис Лашин), сели в каком-то кафе в Питере, чтобы скоротать несколько часов до поезда. Там и было принято знаковое для всех нас решение играть в таком составе на постоянной основе.

Решение, надо сказать, для большинства игроков было очень непростым. Ребята уходили из команд, в которых провели всю игровую карьеру, а это по 14-15 лет. К слову, Саша Никольский поехал на тот турнир с женой и в кафе с нами не сидел. Ему новость мы сообщили на вокзале. С тех пор мы, практически в неизменном составе (основное изменение — переход в 2015 году Дмитрия Великова) и с переменным успехом играем вместе.

«София» — чемпион Мордовии многих лет подряд

— Расскажи про саранское ЧГК. Кажется, что у вас оно гораздо структурированнее, чем в других регионах, едва ли не больше, чем во всем движении — и школьные, и студенческие турниры, и чемпионат Мордовии, и ЧГК, и брэйн ринг, и Своя игра… Как это возникло и благодаря чему держится?

— У нас долгое время действует четкая структура турниров. Во-первых, все турниры делятся на возрастные категории: школьные, студенческие, взрослые (в которых, понятное дело, могут принимать участие желающие команды из предыдущих двух категорий). Во-вторых, в каждой категории есть официальные чемпионаты (по традиции они называются «Чемпионат Мордовии», хотя по факту всё это — чемпионаты Саранска и только в школьном чемпионате принимают участие около 130 команд со всей республики).

Всё это задолго до меня придумал Дмитрий Соловьёв, который основал «Клуб интеллектуального творчества» в 1996 году (безусловно, в организации и развитии клуба принимали и принимают участие огромное количество неравнодушных людей, но я не буду их перечислять: забуду кого-нибудь обязательно, да и просто не могу знать всех, кто стоял у истоков интеллектуального движения в Саранске). Мне же с моими коллегами остается аккуратно поддерживать всю эту структуру на плаву и, по возможности, постараться не развалить то, что придумано и создано задолго до меня.

Организаторы XIV Открытого кубка Мордовии (слева направо): Владимир Сушков и Дмитрий Евгеньевич Соловьёв

— В организации какого турнира ты впервые поучаствовал?

— Будем считать, что это был Открытый кубок Мордовии 2009 года. Но честно признаюсь, что все мое участие ограничивалось погрузкой, разгрузкой и переноской столов и стульев. Но почему-то это запомнилось. В 2010 году, как мне помнится, я уже входил в оргкомитет того же турнира, а впоследствии этот оргкомитет возглавил.

— Кстати об Открытых кубках Мордовии, почему они не проводятся сейчас?

— Причины самые банальные — иногда не хватает сил, иногда не хватает денег. Хотя я понимаю, что это, скорее всего, отговорки, которые я сам себе придумал. Но очередной ОКМ есть в планах клуба на ближайшее время, следите за объявлениями!

— В 2012 году в Саранске проходил чемпионат мира по ЧГК. Чем организация отличалась от условно обычного фестиваля?

— Отличия очень существенные, я до сих пор считаю, что для меня это был самый сложный турнир.

Наверное, самое важное отличие, — это фактически два оргкомитета. Первый работал на месте, готовит зал, заказывает блокноты для команд, организует встречу, проживание и все такое прочее. Второй — это главный оргкомитет, который принимает все решения по турниру: заказывает пакет вопросов, приглашает команды, утверждает макеты твоих блокнотов.

Я к тому моменту как-то свыкся с мыслью, что на мне основная ответственность за организацию любого турнира, но вместе с тем и свобода принятия каких-то решений. Здесь же, по понятным причинам, многие решения нужно было согласовывать с главным оргкомитетом. Кроме того, нужно было решать не самые типичные для обычного фестиваля задачи: помогать иностранным командам с визами, организовывать торжественный вечер с вручением премий МАК и так далее. Не скажу, что были какие-то невыполнимые задачи, но в совокупности это отняло много времени и сил.

На открытии X чемпионата мира (сентябрь 2012 года, Саранск).

— Хотел сказать, что СтудЧР 2016 года (в 2011 году я не был свидетелем, только играл) тоже был своего рода таким, условно с двумя оргкомитетами, но виз участникам делать не надо было, да.

— С оргкомитетом СтудЧР мне, понятное дело, гораздо проще взаимодействовать. Я же сам в этот оргкомитет вхожу и изнутри вижу все обсуждения, могу на них каким-то образом повлиять. К тому же, в 2016 году я проводил уже второй СтудЧР в Саранске, было понимание, что от меня хотят увидеть, какие задачи на месте нужно было решить.

— В прошлом сезоне оказалось, для многих неожиданно, что в Саранске будет проходить Открытый чемпионат вузов России. Расскажи, как так получилось?

— Решение провести ОЧВР в Саранске, как ни странно, напрямую связано с моей работой в оргкомитете взрослого Чемпионата России по «Что? Где? Когда?». В определенный момент мы поняли, что единственная возможность нормально сделать ЧР — это провести его в Питере усилиями Алексея Рабина и его клуба. Вместе с тем клуб «Аэробрэйн» планировал в этом же сезоне провести у себя и финал ОЧВР. Два крупных турнира с разницей всего лишь в месяц — задача непростая. Поэтому Леша попросил организовать финал ОЧВР в Саранске.

— За какой минимальный срок тебе удавалось организовать какой-нибудь турнир?

— Я самый великий прокрастинатор мира, поэтому любой турнир получается организовать за самый минимально возможный срок.

Если серьезно, то я не смогу дать конкретного ответа на такой вопрос. Для меня организация делится на две большие части. В первой из них — вопросы, которые нельзя решить за две недели: нужно договориться с редакторами, назначить даты, забронировать помещение, опубликовать анонс, начать прием заявок. Во второй части (она и правда чаще всего наступает в последние пару недель) занимаемся более точечными задачами: заказать медали и сувенирную продукцию, купить призы, начать печатать необходимые материалы.

Организатору приходится не только организовывать, но и давать интервью для СМИ

— Ты состоишь в оргкомитете не только студенческого, но и взрослого ЧРа. Чем отличается работа над этими турнирами? И зачем тебе быть в двух оргкомитетах?

— Важно, что в последние годы мое участие в работе оргкомитета СтудЧР все чаще сводится к формальной стороне: проголосовать по какому-нибудь вопросу, поучаствовать в обсуждении каких-нибудь проблем. Основная же нагрузка ложится на плечи других людей, о чем мы с тобой прекрасно знаем. Наверное, организовывать студенческий чемпионат чуть сложнее. Начать хотя бы с того, что в программе СтудЧР четыре официальных турнира, да и проводить его нужно в три дня. А взрослый ЧР состоит только из «Что? Где? Когда?».

С другой же стороны, для взрослого ЧР гораздо сложнее найти редакторов: многие из тех, кого можно было бы позвать, обычно его играют. А для СтудЧР этой проблемы нет. Есть и вещь, которая оба этих турнира роднит — каждый сезон оргкомитетам обоих чемпионатов приходится решать проблему с городом проведения турнира. И очередь из желающих, к сожалению, не выстраивается ни там, ни там.

— Что тебе больше всего нравится в процессе организации? Почему ты до сих пор этим занимаешься?

— Как мне кажется, организовывать у меня получается гораздо лучше, чем играть или редактировать — вот это-то и нравится, наверное. Здесь я часто вижу, что могу сделать какие-то вещи лучше многих (или мне просто так нескромно хочется думать).

Чтобы показывать хорошие результаты в «Что? Где? Когда?», нужна сильная команда, где пять человек и без меня справятся с задачей взятия вопроса. Чтобы написать хороший пакет, нужен соредактор, который поправит за тобой все ошибки. А вот для того, чтобы организовать турнир, нужен в первую очередь я сам. Безусловно, я ничего не делаю в одиночестве. Есть огромное количество людей, которые мне помогают. Но в организаторской работе я, чаще всего, не ведомый, а ведущий.

— На недавнем Конгрессе МАК тебя избрали в Правление, кроме того, ты теперь еще и глава информационной комиссии МАК. Собственно, вопрос тот же — зачем? Почему это важно, по-твоему?

— Мне довольно сложно давать внятный ответ на такой вопрос. Я ведь его себе никогда и не задавал толком. Чаще всего понимаешь на подсознательном уровне — «мне это будет интересно, нужно попробовать». Кроме того, это же возможность сделать что-то полезное и нужное.

Когда ты находишься снаружи условного правления или оргкомитета ЧР, то ты можешь написать какой-нибудь комментарий с предложением что-то изменить. А когда ты находишься внутри, то можешь сам взять и изменить. Многие считают, что это придает тебе значимости и статусности. Но вряд ли. Мы же все прекрасно знаем, что эти должности даже для нашего маленького круга внутри тусовки не слишком значимы. Поэтому да, я к этому всему отношусь как к возможности реализовать свои идеи.

— В этом сезоне ОВСЧ стартует с вашего с Сашей Рождествиным пакета. Вы не в первый раз работаете вместе, тот же лагерь вместе организуете... Как появился этот тандем?

— Я сразу оговорюсь, что про лагерь никак нельзя сказать «работаете в тандеме» — его организует большой оргкомитет из 20 с лишним человек, где каждый отвечает за что-то свое. Например, Саша занимается тренировками детей, а, кроме того, они вдвоем с Сергеем Лобачевым являются авторами и редакторами практически всех вопросов для детей.

Владимир с Александром ведут брейн-ринг на XVI чемпионате России среди студентов (апрель 2016 года, Саранск)

Началось все, кажется, с легендарного фестиваля в Тольятти, куда Саша позвал меня играть за команду «Веселые однорукие гномы». С тех пор мы стали играть и общаться значительно чаще, поэтому, со временем кому-то из нас (думаю, что именно мне) пришла идея написать совместный пакет. Вернее, «совместный» нужно писать в кавычках, ведь большую часть работы берет на себя Саша. Он пишет больше вопросов, он гораздо лучше редактирует. Моя работа часто сводится к тому, чтобы найти несколько интересных фактов, которые не стыдно было бы поставить в пакет.

Одна из итераций «Веселых одноруких гномов». Слева направо: Александр Рождествин, Виктор Масягин, Елена Конькова, Сергей Лобачёв, Ленар Кадыров и Владимир Сушков

— Отвлечемся немного от официального. Ты не первый год организуешь не только взрослый летний лагерь, но и детский. Чем они отличаются друг от друга? И где тебе больше нравится?

— Самый легкий для меня вопрос. Однозначно, детская смена лидирует во всех отношениях. Вообще, некоторое время назад я сделал вывод, что детская смена лагеря «Летние зори» — это самый важный проект. Поэтому, как только возникала дилемма, сделать ли фестиваль в Саранске или бросить все силы на лагерь, я всегда выбирал второе.

Отличие очень простое: взрослая смена ограничивается только интеллектуальными играми (да, там есть и спортивные турниры, но они скорее полуофициальные). Очень много свободного времени в расписании, которое каждый проводит так, как ему хочется: спит, купается, играет в свояк...

А у детей время расписано практически по минутам: подъем, зарядка, завтрак, тренировка по ЧГК, спортивные игры, обед, квесты, другие интеллектуальные игры... Организовывать детскую смену интереснее, нельзя действовать только по шаблону, нужно пытаться каждый год чем-то удивить.

Фото детского лагеря «Летние зори» разных лет

— В этом году вам это удалось еще до начала лагеря, в частности, видеоприглашениями — от Алексея Кортнева, от Дмитрия Диброва и других знаменитостей. Как пришла идея и как удалось ее реализовать?

— В прошлом году мы уже делали видеоприглашения. Тогда действовали по простой схеме: просили записать видео известных знатоков из теледомика: команду Бориса Белозерова, команду Ровшана Аскерова, Максима Поташева. В этом году решили попытаться привлечь звезд со стороны. Честно говоря, я был уверен, что ничего не получится, но не мог позволить себе хотя бы не попробовать.

Написал пост в фейсбуке в надежде на то, что сработает пресловутая «теория шести рукопожатий». И, к моему удивлению, сработала! На мой пост откликнулись очень многие (друзья, спасибо вам огромное за ваше участие!), а реализовать идею получилось у Ильи Бера (он договорился с Дибровым), Кати Мереминской (она договорилась с Кортневым) и Инны Семеновой (она договорилась с Сергеем Кашниковым — он менее известен, чем двое предыдущих, но от этого его приглашение не становится менее важным). Теперь с ужасом думаю, кого же пригласить в следующем году.