Разное
October 17, 2021

Урок для невнимательных (1987)

Среднее время чтения: 4 минуты.

Из книги: «Brilas saĝo» (из раздела «Сияет мудрость»), 1987. Автор: Ван Зикун, профессор и ректор (1984-1989) Пекинского Педагогического университета.

Перевод с эсперанто: mffkeep

Я человек непедантичный. Я никогда не обращал внимания на пустяки, меня интересовали лишь большие дела. Я считал цифры после десятичной запятой слишком мешающими и никогда не обращал внимания на них. По мне, π равняется 3, а не 3,14... Если кто-то займёт у меня 3,1 юаня, я решу, что ему достаточно вернуть 3 юаня. Похожим образом я занял у Шао Ли 3,9 юаней и вернул ему лишь 3 юаня. Он не стал ворчать на меня. Такой уж мой характер! Ничто нельзя сделать чтобы изменить это. Но в прошлом году кое-что раздражало меня. Я купил железнодорожный билет, который гласил, что поезд приходит в 13:25. По моей привычке я упустил 25 минут. Увы! Когда я спокойно добрался до железнодорожной станции, поезд уже давно уехал. Я рассердился и позже узнал, что перепутал 13 часов и 3 часа дня. Я забыл, что часовая система двенадцатеричная. С тех пор я стал обращать большое внимание на системы счисления. Это сильно помогло мне в изучении компьютеров. Компьютерное исчисление двоичное, напр. 5 = 1₂² + 0₂¹ + 1₂⁰. Так, в двоичной системе надо помнить, что 5 это 101, аналогично 6 это 110 и 8 это 1000.

Однажды Шао Ли спросил меня: «Если кто-то пешком пройдёт вдоль экватора, пройдут ли на одинаковое расстояние его голова и стопы?». Я не подумав ответил: «Да, конечно. Разве голова и ступни могут двигаться раздельно?». Шао Ли затряс головой, говоря: «Давай биться об заклад! Кто ошибётся, пусть по-черепашьи ползает по земле». Он продолжил: «Если тот человек на a метров возвышается над экватором, рассматриваемым как окружность с диаметром d метров, то его голова пройдёт 2π(d + a) метров, в то время как его стопы 2πd метров, так что голова пройдёт на 2πa метров больше, чем стопы». Прав был Шао Ли, и я должен был признать свою ошибку. Он добавил, что разница не зависит от земного радиуса. Если бы обходили вокруг Луны, она бы осталась такой же. Это напомнило мне бег наперегонки: разница между внутренней и внешней окружностью бега постоянна. Она не меняется, даже если удлинить внутреннюю окружность.

Запутанный во второй раз, я понял, что должен распрощаться со своей невнимательностью. Я постепенно становился внимательнее и заинтересовался математикой. Усердие меня не подвело. В обучении я обнаружил нечто новое. Во время научного исследования в первую очередь надо поднимать пред собой вопрос. Галилей первым посчитал скорость света, а Кант рассмотрел происхождение небесного тела. Они оба ускорили развитие наук. Каковы они были? Каков я? Каждый, кто полон надежд, таков же, как и они. Почему же я не учился у них? Геометрия позволяет узнать, что два треугольника равны, если все их стороны равны… Я спросил себя, так же ли одинаковы четырёхугольники при тех же условиях? Я сделал чертежи, которые дали отрицательный ответ. Какие дополнительные условия нужны? Я не спал всю ночь из-за возбуждения и наконец нашёл нужный ответ. Даны два четырёхугольника A и B. Если все их внутренние углы меньше 180° и четыре стороны и одна диагональ четырёхугольника A равны соответствующим элементам в B, то четырёхугольник A полностью равняется B. Я, однако, не оставил моё изыскание и изучил пятиугольники, шестиугольники и др.

Я очень забавлялся. По правде это был пустяк, однако для меня большое дело. Это был мой новый исходный пункт. Раньше упражнения в школе были заранее определены, а ответы анонсированы. Но в этот раз нет. Я сам задал вопрос и искал ответ, значит вопросы и ответы новы для меня. Любимое в научном поиске — создание чего-то нового, и аналогично я сейчас впервые наслаждался успехом.

Разделив со мной мою радость, Шао Ли спросил меня:
— Всё ли ещё для тебя π равняется 3?
— Нет. Оно равняется 3,14159 26535 89793 23846 26433...

КОНЕЦ