December 31, 2022

Тест-драйв миграции: три дня в Казахстане

В конце декабря я съездил на 3 дня в Казахстан, чтобы открыть счет в местном банке и подлечить психику. Эта статья - подробный обзор того, как осуществить такую поездку, сколько она стоит и какие впечатления она мне оставила.

Цели поездки

После того, как против России ввели санкции, одна из моих субличностей (назовем ее "Путешественник") столкнулась с кучей сложностей. Как теперь платить за границей? Будут ли там работать наши банковские приложения? Легко ли теперь выпускают из России и впускают обратно? В моих планах много путешествий в 2023 году, поэтому я решил заранее к ним подготовиться - с помощью Казахстана.

Главными целями стали:

  • Протестировать, работают ли банковские приложения (чтобы оплачивать из-за границы налоги, переводить деньги родственникам и друзьям и так далее)
  • Оформить карты казахских банков (чтобы платить картой за границей и оплачивать сервисы, которые ушли из России)
  • Просто отдохнуть и сменить обстановку

Маршрут

Обычно я путешествую на машине, но сейчас не успел бы вернуться домой до Нового года. Самолетом я предпочитаю не летать, поэтому был выбран поезд. Точка отправления - Москва, конечная точка - Актобе (он же Актюбинск). Почему Актобе? Это ближайший к границе город, где были отделения всех нужных мне банков.

Добраться поездом до Актобе напрямую из Москвы невозможно: придется делать несколько пересадок. На сайте РЖД предлагают странные, неудобные маршруты, поэтому маршрут я построил самостоятельно. Оптимальным вариантом оказался путь, состоящий из трех частей:

  1. Поезд Москва - Оренбург (наиболее быстрый вариант: ~22 часа в пути)
  2. Электричка Оренбург - Илецк-1 (~1,5 часов в пути; альтернатива - такси между городами)
  3. Поезд Илецк-1 - Актобе (Казахский поезд №57 или №58, следует из Уральска в Астану или Алматы как раз через российский Соль-Илецк)

Есть и альтернативный вариант: сначала из Москвы до Самары, а затем - из Самары до Актобе (на поезде Самара - Бишкек или Самара - Ташкент).

Как открыть казахскую карту

На эту тему уже написаны десятки статей, мне остается лишь сделать выжимку и поделиться своим опытом, работает это или нет.

Для того, чтобы открыть карту в Казахстане, нерезиденту (в нашем случае, гражданину России) нужно:

  1. Завести местную сим-карту. По советам других путешественников завел карту Tele2. К сожалению, тарифа без абонентской платы не было, поэтому в Москве буду думать над тем, как ее избежать.
  2. Зарегистрировать ИИН (индивидуальный идентификационный номер) в местном ЦОНе (аналог нашего МФЦ). У меня на это ушло полдня: ~10 минут на подачу заявления и 5-6 часов на ожидание. Затем нужно распечатать ИИН (опять же, в ЦОНе) - в распечатанном виде он понадобится для оформления банковской карты.
  3. Оформить банковскую карту. Банковские карты россиянам без вороха документов (например, контракта с местной компанией) оформляют Kaspi Bank и Freedom Bank. Эти банки рекомендуют все авторы, я тоже остановил свой выбор на них. Kaspi - финтех-монстр, розовая мечта Сбербанка и лично Грефа, банк с огромной экосистемой, счет в котором есть практически у каждого жителя страны. Freedom Bank - дитя российского Freedom Finance, их главное преимущество - мультивалютная карта (рубли/тенге/доллары/евро).

Эти три шага - классический квест, но не слишком сложный. Без номера телефона вам не дадут зарегистрировать ИИН, без ИИН вы не получите карту. У меня на прохождение квеста ушло 2 дня: в первый день я получил сим-карту и ИИН, во второй - респечатал ИИН и открыл счет в банке.

О банках

В большинстве статей все настойчиво рекламируют Kaspi и Freedom, поделюсь своим пользовательским опытом.

Kaspi Bank максимально прост и дружелюбен, хотя есть и свои нюансы. В ассортименте банка всего две карты - дебетовая Kaspi Gold и кредитная Kaspi Red. Валюта счета только одна - тенге, поэтому некоторую сумму мы будем терять на конвертации. Карту открывают за 15 минут - сначала оформляем документы, потом печатаем карту в специальном автомате, который есть в каждом отделении банка. Kaspi удобно использовать на территории Казахстана - он есть у каждого таксиста или продавца на рынке. Минусов в Kaspi для меня два: во-первых, я не люблю большие финансовые экосистемы (они проникают слишком во многие области жизни) и, во-вторых, я не люблю сдавать какие-либо биометрические данные (для регистрации в приложении Kaspi нужно "сканировать" лицо, то есть делать фото с трех сторон).

Freedom Bank произвел на меня плохое впечатление.

  • Во-первых, у них странная служба поддержки. До отъезда я попробовал уточнить, сколько займет процесс оформления и получения карты, и получил два разных ответа: с одного номера мне сказали, что процедура займет минимум 10 дней, с другого - минимум 5 дней. В результате, я решил разобраться с ситуацией на месте.
  • Во-вторых, сотрудники банка не стремятся оказать свои услуги. Я пришел в офис где-то за 30 минут до закрытия, в зале с кучей менеджеров сидел один клиент. Я обратился к одному из менеджеров, чтобы открыть карту, на что получил ответ "приходите завтра, процедура займет больше 40 минут времени". В сочетании с общей провинциальной претенциозностью, вроде легкой насмешливой улыбки девушки на ресепшене, желание оформлять что-либо в этом банке отпало.
  • В-третьих, во Freedom'е нужен не просто распечатанный ИИН, а ИИН, занесенный в базу налоговой. Процедура занесения может растянуться на месяц. Прибавьте к этому 10 рабочих дней на выпуск карты - и вот вам уже надо сидеть в Казахстане чуть больше месяца, чтобы получить заветный кусочек пластика.

Плюсы Freedom Bank заключаются в его продуктах - это мультивалютная карта без платы за обслуживание. Возможно, этот факт все-таки побудит меня обратиться в банк в следующую поездку в Казахстан.

Города

Во время поездки я проводил время в трех городах - Оренбург, Соль-Илецк и Актобе.

Оренбург - новая звездочка, взошедшая в моем антирейтинге городов. Обычно я не стесняюсь в выражениях, поэтому сразу прошу у жителей Оренбурга прощения и напоминаю, что плохой город - не равно плохие люди. В Оренбург я приехал около 6 часов вечера по местному времени. Меня встретила кромешная темнота, назойливые таксисты и огромное количество охранников на вокзале. Сквозь тускло освещенные улицы я продрался к красиво украшенной центральной площади с ёлкой в поисках места, где можно перекусить. Судя по всему, это единственное место в городе, которое пользуется всеми преимуществами электрификации.

Перекусив на ярмарке, я вернулся к вокзалу, где меня снова встретила радостная толпа охранников, которые заставляют просвечивать абсолютно все вещи и вытаскивать абсолютно все из карманов. На мое замечание о чрезмерных мерах безопасности мне сказали, что "в Москве так же". Нет, дорогие мои, если бы в Москве было так же, очередь на Казанский вокзал начиналась бы от Храма Христа Спасителя. Затем я вышел не на тот перрон и решил вернуться обратно через главное здание вокзала, чем снова всполошил толпу охранников - мои вещи просветили в специальной камере, а затем - ручным детектором.

Если судьба все-таки приведет вас в Оренбург, рекомендую сразу брать от вокзала такси и ехать в Хилтон - там отличные и относительно недорогие (для Хилтона) завтраки.

Соль-Илецк не балует приезжих комфортом или уютом. В здании вокзала нет даже автомата с водой. Если вы приехали днем, то рядом есть несколько магазинов, если рано утром или ночью - идите на заправку Башнефть, около 10-15 минут быстрым шагом. Не забудьте трость или командный голос, потому что по дороге придется отбиваться от бродячих собак.

Возможно, на контрасте с Оренбургом Актобе мне понравился. Очень уютный город, единственный недостаток которого - отсутствие светофоров для пешеходов, из-за чего периодически приходится бросаться под машины. В городе яркая ночная подсветка, множество хороших ресторанов и кафе, есть неплохой рынок и приличный по региональным меркам торговый центр.

Если вы встанете перед выбором, жить ближе к центру и заплатить больше, либо жить в удалении от центральных проспектов за меньшую сумму - выбирайте второе. По городу приятно ходить пешком, а такси стоит смешных денег - поездки не обходились мне дороже 100-120 рублей за ~15-20 минут.

В каждой стране я стараюсь пробовать местную кухню, поэтому из ресторанов рекомендую Afsona и Rahat. В первом я ужинал каждый вечер, второй мне рекомендовали местные - он такой же вкусный, но подешевле. В Rahat я не попал из-за череды новогодних корпоративов, когда столиков для людей "с улицы" не хватало.

Не скажу, что в Актобе много развлечений, но каждый день у меня был заполнен делами - я погулял по рынку и попробовал свое любимое хе из судака у корейцев, купил себе теплую зимнюю куртку местного бренда за ~7 000 рублей. Было желание сходить в театр или в кино, но руки не дошли, хотя представления периодически дают неплохие.

Отношение

Когда я говорил со своими друзьями, которые уезжали из России в другие страны СНГ, они рассказывали, что выбирали Армению, а не Казахстан, боясь негативного отношения со стороны местных жителей. Возможно, это зависит от города, но в Актобе я не встретил негатива. В городе много этнических русских, все жители знают русский язык и не воспринимают разговор на нем как оскорбление. Лишь один раз я встретился с проявлением негатива - когда в МФЦ копался и долго называл свой ИИН, а бабушка-казашка цокала языком и спрашивала, почему так долго.

Все остальные люди настроены либо нейтрально, либо доброжелательно. Таксисты готовы помочь и с удовольствием рассказывают о стране и городе, в банке и МФЦ идут на встречу, даже в очереди стараются пропустить, если у тебя мало продуктов. Я бы не хотел, чтобы это описание выглядело как "молочные реки с кисельными берегами", но с негативом я действительно не сталкивался.

Стоимость поездки

Выразим поездку в деньгах:

  • Билеты на поезд Москва-Оренбург (туда и обратно, 2 чел.) - 28 297 руб.
  • Билеты на электричку Оренбург-Илецк (туда и обратно, 2 чел.) - 684 руб.
  • Билеты на поезд Илецк-Актобе (туда и обратно, 2 чел.) - 1 446 руб.
  • Гостиница в Актобе (2 ночи, 2 чел., доплата за ранний заезд и поздний выезд, завтрак включен) - 8 200 руб.
  • Питание в Актобе (2 чел.,3 дня) - 7 811 руб.
  • Такси в Актобе (3 дня) - 600 руб.
  • Оформление карты и ИИН - бесплатно
  • Прочие расходы в дороге - 2 146 руб.

Итого: 49 184 руб.

Разумеется, расходы можно сократить. Очевидные варианты - более дешевые билеты на поезд (брать только верхние полки), снимать квартиру вместо гостиницы и скромнее есть. Для меня эта поездка была не только деловой, но и рекреационной, поэтому о потраченной сумме точно не жалею.

Возвращение домой

P.S. Когда я планировал эту поездку, то думал, что, оказавшись за границей, меня отпустит и я смогу полностью расслабиться. Частично так оно и получилось - только взглянув со стороны на то, что происходит в России, понимаешь то колоссальное напряжение, с которым нам приходиться жить каждый день. Когда ты открываешь в Казахстане Яндекс и видишь, что в топе новостей - сломавшийся эскалатор в Уральске, понимаешь, насколько ненормальной стала наша жизнь. За эти три дня меня наконец-то отпустил нервный тик, с которым я безуспешно боролся с июня, начала отпускать бессонница, улучшился аппетит. Уже по дороге назад, где-то в районе Самары, ко мне снова вернулся нервный тик. Ну что ж, до следующей поездки.

P.P.S. Раньше для меня всегда было радостью возвращаться на Родину после длительного путешествия. Это чувство понятно в основном тем, кто путешествует на автомобиле - когда на границе с Латвией или Эстонией тебе улыбаются наши пограничники, шутят и обмениваются с тобой впечатлениями, ты понимаешь, что наконец-то попал домой, в родную страну и культуру. Сейчас же граница встретила меня нарядом полиции. Пока я стоял в очереди, меня (мужчину призывного возраста) увидел пограничник и вызвал полицейских. После прохождения границы меня сразу "приняли" и проверили российский паспорт, правда, сразу же разочарованно отпустив с осознанием, что никаких правонарушений я не совершал и никуда на долгие месяцы не убегал. Стало грустно, что сейчас лицо у Родины - такое, сурово-пренебрежительное, а не дружелюбное и гостеприимное, как было раньше.