December 23, 2023

Слово Пацана - главный российский сериал 2023 года

Было бы странно не написать про «Слово Пацана» в этом году, потому что главный хайп. В этом проекте многое интересно и он действительно стоит таких обсуждений. Потому что Жора Крыжовников, например, для меня не громкое имя, «Горько» я не люблю и не уважаю, сериал с Петровым не видел, не поклонник. Плюс тематика бандитизма и всяких ОПГ мне тоже не очень близка, хоть к «Бригаде» и «Бумеру» отношусь нормально. При этом, я как идиот сначала попался на удочку не смотревших «Пацанов» людей, которые кричали в соцсетях, что «это романтизация преступников!!!», не включив ни серии. А там затесался действительно хит.

Постер

Если вы углядели романтизацию в этом сериале, то это может быть только по трем причинам: либо не смотрели, либо вам хочется такой жизни (что странно), либо вы до мозга костей интеллектуал, типа господина Долина (признан иноагентом в РФ), который рассуждает об этом термине в глубоких слоях. По мне же, «Слово Пацана» — это самый не романтизирующий контент, что я смотрел за долгое время. Временами «Пацаны» напоминали «Груз 200» Балабанова, временами «Чужую» Борматова. Если в серии не случилось чего-то, разбивающего сердце или просто оставляющего осадок — это редкость.

Роберт Гараев опубликовал книгу «Слово Пацана: Криминальный Татарстан 1970х-2010х» несколько лет назад. При этом, сериал не прямая экранизация, Гараев был консультантом. История Андрея, Марата, Вовы и других ребят частично выдумана, какие-то персонажи имеют (имели) реальные воплощения. Обобщая, «Слово Пацана» Крыжовникова — это про «казанский феномен», когда банд-формирований было так много, что на улицах перестрелки из дробовиков не были редкостью, и каждый район за кем-то закреплен: Теплоконтроль, Хади Такташ, Перваки, Универсам, Дом Быта итд.

Всего в мини-сериале 8 серий. Из них 7 я пребывал в каком-то странном состоянии между ужасом и восторгом. К счастью, мне 31 год и эти времена я не застал, зацепил лишь кусок, когда еще какие-то «стрелки» на улицах происходили, но редко и без оружия. Помню забавную историю, когда я отдыхал летом в Таганроге (мне было 14 или 15), и на нашем «районе» собралась стрелка, человек наверное триста разновозрастных, чтобы подраться за честь младших. Закончилась ничем, разошлись по домам. Я там тоже постоял в толпе, поглазел как "чушпан", в терминологии сериала.

Команда создателей проделали невероятную работу в стиле «вредные советы», чтобы ни у кого не возникло ни малейшего желания повторять ошибки героев. Да, я слышал что дети где-то там начали делить асфальт, но ребенок не способен рефлексировать на должном уровне и вообще сериал для них не предназначен. Каждое действие героев, будь оно во благо себя, или во благо родных — приводило к ухудшению ситуации. Пример: Марат разрулил ситуацию с шапкой мамы Андрея, это в итоге закончилось плохо. Или казалось бы не такая серьезная кража видеомагнитофона, а какой итог.

Вообще, в «Слово Пацана» есть все, что можно себе представить, слыша фразу «сериал про банды 90-х». Понятия, которые очень кривые и нарушаются по щелчку пальца, смерти, насилие, несчастная любовь, разрушенные семьи, плачущие родственники, драки ради укрепления своей позиции. Молодые и постарше актеры выдают действительно достойный перформанс. Иван Янковский (Вова Адидас) смог, наконец, достойно проявить себя. Но и неизвестные широкому зрителю Рузиль Минекаев, Никита Кологривый, Лев Зулькарнаев, Слава Копейкин. Кстати, многие восторгаются Леоном Кемстачем, который сыграл Андрея, но я там не заметил ничего выдающегося.

Из старичков совершенно замечательно выступили Сергей Бурунов в роли отца Марата и Вовы и внезапно Юлия Александрова (aka ЛАДНО, ПРОЩАЮ), с несколькими пронзительными сценами. Дочка Юлии Пересильд и Алексея Учителя Анна в свои 14 лет тоже выдала драматическую и тяжелую роль. Кстати, все актеры теперь звезды соцсетей, в ТикТоке миллионы подписчиков итд. Ну и заслуженно, фальши в их исполнении нет. Меня немножко удивило только, что герой Янковского Вова Адидас возвращается из Афганистана совсем без ПТСР и концентрируется сразу на пацанских делах. Одна сцена ностальгии по боевым товарищам и то привязана к другой сюжетной трагедии.

Я намеренно не рассказываю ничего про сценарий, потому что советую это пережить вместе с героями без моего вовлечения. Но тут могу добавить, что динамика невероятная, за серию успевает случиться столько всего, что на две хватит. При этом, не чувствуется торопливости, просто жизнь такая у пацанов была, быстрая. Я так и не понял какой промежуток времени за эти 8 серий показали, но все в рамках буквально месяца. Сюда же добавлю про главный минус: финал мне не очень понравился. За неделю до выхода 7 и 8 серий в сеть слили то, что создатели потом переделали (был перемонтаж и доп съемки). Из-за этого финал отличается от первоначальной задумки. Хорошо или плохо получилось — решать вам. Частично концовка логичная, но как-то все в кучу. В сети есть сравнения, если оно вам надо.

В остальном, если вы готовы к тяжелой драме, поставленной талантливо и сыгранной достоверно (даже настоящим бандосам тех лет зашло, Гараев уточнял) — я советую. И надеюсь, что второй сезон на волне хайпа снимать не будут, рассказывать тут уже нечего.