Экспертные посты
June 8, 2023

Ledger Recover: мнение Владимира Абовяна

Всем привет! В этой экспертной статье я хотел бы поделиться своими мыслями по поводу нашумевшей ситуацией с Ledger Recover.

💡 Пару тезисов о том, что я собираюсь делать в ближайшее время как пользователь Ledger Nano X.

Я спокоен за сохранность своих средств.

Никто не отменял принцип работы аппаратных кошельков в Ledger, чтобы средства покинули периметр кошелька, мне необходимо подписать транзакцию и транслировать ее в блокчейн. Никто за меня этого сделать не может; Идея Ledger Recover мне близка, и рано или поздно кто-то в индустрии аппаратных кошельков начал бы ее реализовывать. Французский производитель допустил две ошибки: неудачно ее реализовал и ужасно общался со своим комьюнити, за что и получил в свой адрес столько негатива.

Что мне нравится в Ledger Recover?

    1. Разделение секрета
    2. Передача третьим лицам
    3. Идентификация по ID

Что мне не нравится в Ledger Recover?

    1. Мы не выбираем третьих лиц
    2. Идентификация по ID компрометирует весь портфель из-за пункта А

Ledger Recover в моем представлении должен быть:

Например, если бы я сам мог установить порог разделения секрета 3 из 5 или 5 из 9. Где любые 3 части секрета из 5 могут сгенерировать доступ к кошельку. Но что самое главное - я сам бы выбирал, кто является хранителями моего секрета так, как об этом писал Виталик Бутерин два года назад в статье про Social Recovery. Он предлагал использовать мультисиг-кошелек и хранителей (Guardians), которых мы выбираем сами.

Также мне очень нравится идея использования ключа шифрования и дешифрования секрета (соединение и разъединение частей секрета) с помощью ID. Представьте: вы можете из любой точки мира получить доступ к своей сид-фразе по ID. Сразу оговорюсь, что это должно выполнятся сервисом, не требующим доверия, на текущий день таких сервисов пока что не существует, но мы обязательно к этому придем.

Еще большой вопрос к каналу передачи данных (секретов) и в целом я вижу множество других нюансов, которые на данный момент не представляется возможным реализовать сообществу.

Вопрос хранения резервных копий на текущий день является одним из самых острых в индустрии.

За 6-летнюю практику я видел множество случаев, когда люди теряют, забывают или компрометируют свою фразу. Именно этим людям очень подошел бы способ хранения резервных копий по ID. Если в будущем у нас появится механизм резервного копирования по ID с очень низким уровнем доверия, то определенно это был бы сильный шаг в сторону решения проблемы резервных копий. Я не вижу сценария массового распространения криптовалют без новых концептов по хранению резервных копий, которые идеально подходили бы для масс.

Я буду и дальше использовать свой Ledger Nano X

Но только с некоторыми монетами, а биткоин я переведу в на аппаратный кошелек Coldcard MK4 - жду его поступления. Другая альтернатива - BitBox02 BTC Only. Мое решение о переходе на другой кошелек не только из-за Ledger Recover. Я просто хочу использовать устройства с меньшим уровнем доверия к производителю кошельков. У Coldcard MK4 модель безопасности построена совсем другим способом. Подробности вы можете найти в официальном источнике.

👨🏻‍💻 Полезные ссылки:

SUNSCRYPT | Магазин | YouTube | Обменник | Майнинг | Подкасты | Клуб