October 26, 2020

Почему я сгорел с Gwent Open #4

Дисклеймер: в этом тексте не будет ни слова о киберспорте, киберспортсменах и их играх на турнире. Здесь написано про моё отношение к политике развития Гвинта. Если вы не согласны с моим мнением, это ваше право.

Я пишу этот текст утром 26 октября. Вчера был Open и я собирался писать текст на основе ликов, пытаясь угадать, что нас ждёт. Впрочем, у меня уже нет желания этого делать из-за хамского отношения CDPR к игрокам. Для тех, кто пропустил трансляцию и вообще не в курсе, краткая ретроспектива событий:
— в первый день турнира нам показали два арта карт, монетки и одну рубашку
— на второй день нам показали два арта, процесс набора карт в драфте и вылили на нас кучу словесной воды.
Как старый игрок с стажем более, чем в 2 года, как донатер, заливший в Гвинт суммарно более 20 тысяч российских рублей (~260$), как человек, старавшийся развивать коммьюнити по мере сил, я очень недоволен развитием игры. Разберу, почему.

Самый важный пункт, из которого вытекает вообще всё:

Слама на стриме признал, что команда работает без роадмапа. Для тех, кто ничего не понял, у разработчиков нет плана развития игры. Игроки для того тратят своё время и деньги у вас, чтоб вы не знали, что делать с игрой дальше? Уверен, что по факту хоть какой-то план развития есть, но за семью замками в корпоративной сети CDPR, а игрокам ничего не говорят, чтоб не ставить чётких дат и не позориться в случае их переноса. Из этого выходит следующий пункт:

Закрытость Гвинта от коммьюнити:

Звучит глупо, не правда ли? Впрочем, это лишь на первый беглый взгляд. Бужа, Слама и Торцов отвечают желающим на реддите, в дискорде и в твиттере. Интересно, что Слама вообще вчера заявил, что создаст некий канал для связи коммьюнити напрямую с ним самим. Возникает вопрос, а зачем тогда нужен Бужа? Он коммьюнити-менеджер, он должен собирать фидбэк и приносить Сламе на анализ. О том, почему Слама заставляет коммьюнити прыгать выше Бужи, специально для этого нанятого человека, доходя аж до самого геймдиректора, подумайте сами, но я вообще веду к другому, именно к закрытости самого Гвинта, а не его разработчиков. Закрытость разработчиков тоже есть, как ни странно, но её я коснусь позже.
Так вот, с переходом Гвинта в Homecoming умер трекер GwentUp. В ОБТ он был необходим, как воздух, ибо давал информацию о твоей колоде и о сбросах игроков. Сейчас это не так важно, есть просмотр напрямую в игре, но люди почему-то забыли о ещё одной немаловажной функции трекера: статистика. GwentUp её вёл, собирая у себя и публикуя еженедельные подробнейшие мета-отчёты вплоть до плейрейта карт. Сейчас достойного аналога такой статистике нет в публичном доступе, CDPR закрыли доступ к инжектам в клиент. По инсайдерской информации я знаю, что за достаточно большие деньги китайские реверсеры (взломщики программ) не смогли вскрыть ХК-клиент Гвинта. Спасибо за хорошую защиту от своих же игроков, CDPR.
В результате, у игроков сейчас есть лишь два способа оценить мету на основе статистики: взять графики из гвинточата в телеграме или дождаться, когда Бужа опубликует в твиттере репорт по абилкам и фракциям за ПРОШЛЫЙ месяц. То бишь, репорт от Бужи всегда опаздывает на месяц, всегда не актуален, имеет ошибки в разметке (легко проверяется самостоятельно, проверьте графу про на соответствие цветам фракций, вот ссылка) и он начал выкладывать их не так давно, месяца два-три назад. Игрокам он бесполезен и с таким же успехом его можно было бы не выкладывать вовсе.
Что не так с графиками из гвинточата? Они собираются не по ВСЕЙ базе игроков, лишь с 12к, у CDPR в любом случае выборка больше, как была и у GwentUp. Также там нет возможности просмотра винрейта и плейрейта абилок, про карты я молчу. Я не хочу оскорбить разработчика, спасибо ему хотя бы за такую возможность анализа. Суть в другом: графики строятся на основе профилей с playgwent.com, разработчик использует всю доступную там информацию. Опять же, её мало для полноценного анализа, она создаёт лишь общее представление. У нас, как игроков, нет никакой возможности получить что-то большее и это очень грустно.
А что у нас по сайд-софту от коммьюнити? Его фактически нет. Проверяется очень легко: это ссылка на GitHub по запросу Gwent, а это по запросу Hearthstone. Всё очень просто, у Гвинта 469 проектов (из которых много проектов по Гвинту из W3), а у Hearthstone 3318 проектов. Чего-то мастхэвного для Гвинта там сейчас нет в принципе, а для Хартстоуна я нашёл три трекера уже на первой странице поисковой выдачи. Спасибо, CDPR, вы выстрелили в ногу своему же кодящему для вашего проекта коммьюнити.
Подытожу: CDPR целенаправленно не даёт игрокам информацию для анализа, они убили самый популярный трекер, у Гвинта вообще нет сайд-софта, в отличие от прочих ККИ. Мы играем в тактическую карточную игру, игрокам ОЧЕНЬ нужна информация и сайд-софт. Мне искренне жаль, что этого не появилось за два года и похоже, что не появится вовсе.

Развитие меты:

Цензурно у меня еле получается про это писать, но я всё же стараюсь. Начнём с малого и перейдём к большему. Я понимаю, что перед большим апдейтом разработчики не хотят трясти мету, но почему я, как игрок, должен уже третий месяц играть в одно и то же? Да, Скеллиге уже не такое имбовое, как в прошлом сезоне, да, Нильфгаарду убрали абуз Бала, но это фактически та же мета, что и три месяца назад, только с минорными изменениями. Ты знаешь колоду оппонента наизусть, как и он твою, вы оба можете сказать, кто выиграет, даже не играя и это попросту скучно. Это не первый такой застой в истории ХК и отнюдь не последний. Люди уходят в эти периоды и не все возвращаются назад. Я общаюсь с некоторыми русскоязычными контентмейкерами и тет-а-тет они говорят, что дико падают просмотры в застойные месяцы, что думают бросить игру, что боятся, мол, следующий застойный период станет для Гвинта фатальным. Это говорят те, кто сделал Гвинт своей работой добровольно, те, чей доход зависит от развития игры, те, кто делает коммьюнити живым. Они боятся больше всех и это обоснованно. Почему есть застои? Дополнение раз в полгода — очень мало. Да, Слама сказал, что теперь будет три дополнения в год, а не два, но слабо верится, что это что-то глобально изменит. Могут быть переносы, оттягивание до последнего, малое количество карт в дополнении и всё, что угодно.
Теперь в более широком плане развития меты. CDPR следует два года одному и тому же плану: "выдумай имбу, дай имбе поиграть, послушай вой коммьюнити несколько месяцев, убей имбу в ноль". Примеров множество. Были артефакты на старте ХК с максимально токсичным ноуюнитом. Игроков тогда бросили фактически в два котла сразу: фактически новая игра и ещё такая грязь в мете. Я помню, как люди горели и уходили из игры. Были сценарии, которые сначала игрались дважды, потом игрался дважды только Бал, а потом и до него добрались с нёрфом. Это должно работать не так. Почему никто не увидел максимально очевидную связку сценария (артефакта технически) и Ключника (который тогда ресал артефакт)? Это было так и задумано? Если да, то зачем было резать потом, ради искуственно подтолкнутого CDPR развития и навязанного перехода на что-то другое?
А теперь самый вопиющий пример такого развития: яды. Когда их ввели, как механику, во всей игре около 10 карт набиралось. Яды были не популярны, их было попросту мало. Позже из них сделали целый мощнейший архетип для Нильфгаарда, дали больше карт Синдикату и Скоя'таэлям. В коммьюнити начался вой, мол, CDPR pls nerf this. Полгода CDPR отмалчивались, а потом выкатили Покров. Браво! Зачем надо было вводить ультимативный ремувал всего живого и ещё мощную синергию к нему, а через полгода выкатывать его же контру? Это надо было либо делать сразу вместе, либо не вводить яды вовсе в таком виде. Зачем надо было ещё и не нерфить явный абуз двойного Бала через Ассире, когда два раза сценарий играть уже никто не мог, поощряя архетип на ядах?
А ответ прост: Нильфгаарду нечем играть, что мы окончательно и поняли в этом сезоне. Я не беру в расчёт топов проладдера в духе Nik_r c его 2570+ ммр, я говорю о обычных игроках, у которых в массе винрейт ниже 50%. Яды играли хоть как-то, сейчас у целой фракции фактически нечем играть. Это тоже не первый раз в истории ХК, но удивительно, что Нильфгаард из тир-1 и тир-2 фракции превратился в беззубое непонятно что. Тут максимально прямая вина CDPR, которые добили единственный играбельный архетип в прошлом месяце, но дали пачку минорных апов, которые фактически не улучшили положения дел. И Нильфгаард не единственный такой, он просто единственный, кто спровоцировал бурное обсуждение в коммьюнити. Когда Север играл в режиме "полгода чиллю на дне ладдера, месяц сижу в тир-1", не было такого шума. Тем не менее, такая тенденция ненормальна. Нельзя выкидывать целую фракцию на дно, у неё должна быть хоть одна играбельная тир-2 колода, как следствие, хоть один конкуретноспособный архетип.
Подытожу: как видно, здесь проблема на проблеме. Я только начал раскручивать клубок по ниточке, говоря только про последние три месяца, при этом неглубоко и без особых деталей, рассматривая ближайший год. Даже не хочу крутить этот клубок до конца, оставив каждому мысли для самостоятельного рассуждения.

Путешествия, они же баттл-пассы:

Очень хорошая идея, которую CDPR смогли адаптировать под формат ККИ, но опять умудрились испортить. Разберем опять же пошагово.
Три месяца — очень много. Я выгорел на путешествии с Цири, фармя по 5-8 часов в сутки метовой колодой в обычке, таким образом повышая винрейт, а следовательно, ускоряя фарм. Мне не хотелось давить мем-колоды и новичков, но я был вынужден это делать, создавая токсичную атмосферу другим игрокам. Я хочу уделять больше времени своей жизни, а не поднимать онлайн Гвинту, пытаясь фармить баттл-пасс ради рескина рескина.
Как можно было сделать путешествие иначе? Приведу в пример CoD Mobile. Да, это другой жанр, но гейм-механика точно та же. Там баттл-пасс даёт игровые ресурсы и те же самые рескины, но при этом он длится месяц и его реально выфармить в ноль за две-три недели без особого манчкинства, отыгрывая по два-три часа в день. Плюсом ко всему, там очень хитрая система: игрок покупает баттл-пасс не за реальные деньги напрямую, а за донатную валюту, которую он приобретает за реальные деньги. При полном закрытии баттл-пасса игрок получает столько же валюты, сколько потратил на баттл-пасс. Таким образом, на баттл-пасс можно один раз задонатить, а дальше открывать его бесплатно всегда. Это даёт постоянное поднятие онлайна, так как игрок вынужден ВСЕГДА закрывать баттл-пасс, если начал, чтоб не лишиться донатной валюты. Также это даёт более частый приток денег разработчикам. В CoD Mobile баттл-пасс стоит 5 долларов на месяц, а в Гвинте 10$ на три. Не все будут закрывать до конца из-за нехватки времени или банальной лени, опять же, следовательно, задонатят в следующий раз, а те, кто закроют, закроют полностью и следующее путешествие в обязательном порядке, иначе лишатся донатной валюты. Впрочем, есть и контраргумент: в CoD Mobile есть лутбоксы, на которые можно импульсивно слить донатную валюту, в Гвинте их нет. Я уверен, что здесь можно сделать привязку к тем же ключам (reward points) и дать возможность покупать за них некоторые скины, чтоб у игрока был соблазн слить бюджет, полученный с путешествия и отложенный до следующего. Здесь можно очень много чего придумать, но я не геймдизайнер и я не принимаю такие решения. Просто это бы увеличило интерес к игре и внесло бы ещё несколько факторов для ресурс-менеджмента, сделав прокачку аккаунта более интересной.
Идём дальше: я понимаю, что формат путешествия ещё не устоялся, кончилось всего лишь второе. Первое с Геральтом было на 100 уровней и длилось 3 месяца, второе с Цири было на 175 уровней и шло тоже 3 месяца. 100 уровней — мало, 175 — много, это уже ясно. Я понимаю, что CDPR ищут оптимальное количество уровней, но можно при этом не ломать психику игрокам?
Как я думаю, основываясь на свой опыт в прочих играх, между путешествиями не будет промежутков. Это понятно, конвейер должен работать, принося больше денег, вопросов нет. Только если будет по 175 или более уровней для наград, то это очень печально. Цепочка здесь максимально проста: игрок покупает путешествие, не успевает выфармить все награды, расстраивается и не покупает следующее, потому что негативная ассоциация уже закрепилась. Не стоит так сильно задирать планку с уровнями. По факту, игрок завершит путешествие с трудом, чтобы тут же начать фармить новое. От такого выгорит кто угодно, вопрос лишь во времени.
Подытожу: я готов довольствоваться меньшим количеством рескинов и ресурсов в путешествии, лишь бы не выгорать, фармя три месяца рескин рескина, искуственно поддерживая онлайн Гвинту и спуская жизнь в фарм за свои же деньги. Путешествия раз в один-два месяца или раз в три месяца, но при этом оба варианта со пропорционально сниженным количеством наградных уровней меня устроили бы полностью.

Драфт:

Несмотря на всё вышесказанное и общий негативный посыл текста, я не могу сказать ничего плохого, как и хорошего, насчёт драфта. Арену всё равно надо было реворкать. В ХК она резко стала не такой интересной, а уж с вводом жёстко фракционных карт и Синдиката, как вишенки на торте, реворк был необходим очень сильно. Хорошо или плохо это сделали CDPR, мы ещё не знаем. По процессу набора можно сказать не так много, как кажется. Слама заявлял, что паки карт будут модифицироваться под мету, что будет происходить ротация паков, что паков много, а подбор умный. Умность подбора и интересность геймплея проверяется только самостоятельной игрой и ведением статистики, а её необходимо будет собирать в будущем. Именно по этой причине я не могу ничего сказать сейчас по процессу подбора, а разбирать тот текст Сламы у меня уже вовсе нет желания. Единственное, что могу добавить: почему CDPR ставят кастомизацию скина/поля/монетки/рубашки в драфте, как заслугу? Это должно было появиться ещё с введением кастомизации, Арена была единственным режимом, в котором косметика совсем не имела значения, а она вообще-то денег стоит. Понятно, что они откладывали это до реворка, то бишь до ввода драфта, но всё же очень нехорошая ситуация.

Leak'и с Open'a:

Вот только теперь поговорим о них. Я специально построил текст таким образом, чтоб было понятно моё негодование. Перед большим дополнением и путешествием (большими вливаниями контента) на взвинченных из-за долгого отсутствия интересного геймплея и недостатка в новой косметике или разбежавшихся по другим играм игроков выкидывают всего четыре арта, монетки и 15 секунд тизера. Это нормально? Они пытаются этим успокоить голодное коммьюнити или вернуть кого-то в игру?
Разберем чуть подробнее. Вообще непонятно, что нам показали, путешествие или дополнение. Это непонятно, как из артов, как из монеток, так и из обрывка тизера. Да, можно предположить, что раз путешествие выйдет сначала, то показывали его, но это всё опять же предположения, ни на чём не обоснованные. Ещё непонятно, что там будет. Да, что-то связанное с магами, но с какими или с каким конкретно? Я не стану обсуждать фанатские теории и анализировать их, я скажу одно: за девять дней до релиза путешествия можно было бы показать больше контента из него же и уж точно показать полный тизер, а не 15 секунд, по которым вообще ничего не разобрать. Зачем так накаливать злую аудиторию? Ну и попросту создаётся впечатление, что там ничего не готово до конца, раз ничего толком не показывают. Понимаю, что такое очень вряд ли, но всё же ощущение есть.
По поводу баланса: я уже сказал, что Слама подтвердил отсутствие хоть какого-то встряхивания меты. Опять будет минорный патч и та же самая мета. Комментировать цензурно это я опять же не могу.
Подытожить этот пункт могу только одним предложением: этот пункт такой маленький потому, что нам ничего толком не показали, обсуждать здесь нечего.

Что в итоге?

Я не планировал этот текст, как комплексный анализ. Это было уже сделано до меня Элом Страйдером, я всего лишь показываю своё недовольство и удивляюсь тому, что CDPR не учатся на своих же ошибках. Они делают застой за застоем, по-прежнему балансят игру теми же методами, как и два года назад, просто сейчас это стало куда виднее. У них даже роадмапа нет, они мыслят абстрактными категориями в духе знаменитого "Soon" Вроде бы Бужа и Слама с Торцовым в прямом доступе, но на какие-то конкретные вопросы по развитию либо Soon, либо игнор, а вот если у тебя платёж не проходит в GOG'e, то сразу на связи все, это то, о чём я говорил выше про закрытость разработчиков от коммьюнити. Понятно, что денежка важнее, но игроки могут устать от однообразия. Для игры, которая два года уже как вышла из беты, для игры, в которой запущен донатный конвейер Путешествий и косметики, для игры, которая пытается всерьёз конкурировать с флагманами жанра — Soon'ы непростительны. Такое отношение было допустимо лишь в бете. Я наслышан о их кранчах, в том числе именно о кранчах в команде Гвинта от инсайдеров, но я не могу понять, что они делают сейчас? Всё, что они делают, выходит забагованным, что дополнения, что путешествия, что турнирная платформа. Я знаю, что у них нет тестирования, но как можно не замечать багов самим? Если баг средней критичности, то его можно выпускать в продакшн? Также год назад было очень много контента, сейчас его крайне мало. Помимо этого они ещё дразнятся огрызками контента, спасибо за хорошее отношение к немногочисленным игрокам. Gwent Open #4 смотрело около 6к людей, если считать рестримеров и если не отнимать тех, кто смотрел одновременно рестримеров и официальную трансляцию ради аватарки с бочками. Таких маленьких просмотров я вообще не помню. Я устал оправдывать у себя в голове "особый польский путь", я устал терпеть одни и те же баги по несколько месяцев, я устал терпеть такое простое отношение к игрокам в духе: "ну фикс контракта на ветеранов будет, но Soon", "мы пофиксим счётчик полукорон, но Soon", и это лишь за последние несколько месяцев, в истории игры такого было куда больше. Также Soon — это ответ почти на любой вопрос по поводу развития игры. Мне уже лень искать и приводить примеры, любой старый игрок прекрасно поймёт, о чём я. Я попросту устал от этого. Положение в моих глазах мог бы спасти драфт, но меня до такой степени огорчили этими недоликами, что мне уже всё равно, как и на драфт, как на путешествие, как на дополнение, так в итоге и на Гвинт. Они сами не знают, как им развивать игру, они не пытаются удержать меня, как игрока, сделав мне интересно, почему я должен тратить на именно их игру своё время и деньги?

P. S. Тут было предложение о продаже аккаунта, но драфт оказался достаточно забавным. Буквально единственный повод не дропать игру.

Мой телеграм-канал с текстами о Гвинте: https://t.me/SuxOPhone