Публицистика
May 12, 2018

"Война глазами простого человека"

Артемий Лебедев, по-моему уже не первый раз, к годовщине окончания войны рекомендует своим читателям книгу Николая Никулина "Воспоминания о войне":

Я буду советовать эту книгу в начале каждого мая. Чтобы читатели помнили, что кроме войны и победы начальства была война и победа обычных людей. Эта книга написана простым человеком, который попал на войну случайно, прошел ее чудом, а потом до конца жизни работал ведущим научным сотрудником в Эрмитаже. Война глазами простого человека, а не гранитного памятника и не словами партийного функционера.

Начал я её читать, на первых же страницах:

В штабе нас распределили по войсковым частям. Лучше всех была судьба тех, кто попал в полки связи. Там они работали на радиостанциях до конца войны и почти все остались живы. Хуже всех пришлось зачисленным в стрелковые дивизии.— Ах, вы радисты, — сказали им, — вот вам винтовки, а вот — высота. Там немцы! Задача — захватить высоту!Так и полегли новоиспеченные радисты на безымянных высотах. Моя судьба была иная: полк тяжелой артиллерии.

Для людей переполненных на этом месте эмоциями поясню - своими глазами он их судьбу не наблюдал, несмотря ни на название книги "Воспоминания...", ни на теглайн Лебедева "Война глазами...". Я прочитал примерно пятую часть книги (51 страница из 265) и выписал моменты где автор конкретно признаётся что не видел, не был, не участвовал, а только слышал в пересказе то соседа по койке, то от немецкого ветерана, то просто знание сгустилось ему в голову из мирового эфира.

"Все это я узнал потом.""Однако, как я узнал позже, положение раненых зимою 1942 года на некоторых других участках советско-германского фронта было еще хуже. Об одном эпизоде рассказал мне в госпитале сосед по койке""Мне рассказывали, как некий полковник Волков выстраивал женское пополнение и, проходя вдоль строя, отбирал приглянувшихся ему красоток.""Погостьинские бои были в какой-то мере типичны для всего русско-немецкого фронта 1942 года. Везде происходило нечто подобное, везде — и на Севере, и на Юге, и подо Ржевом, и под Старой Руссой""Недавно один немецкий ветеран рассказал мне о том, что среди пулеметчиков их полка были случаи помешательства: не так просто убивать людей ряд за рядом — а они все идут и идут, и нет им конца.""Были случаи, когда дивизия, начиная сражение, имела 6-7 тысяч штыков, а в конце операции ее потери составляли 10-12 тысяч""Я где-то читал, что английская разведка готовит своих агентов десятилетиями.""Я видел это в Погостье, а это, как оказалось, было везде.""Санитары рассказали мне следующую историю. Некто Шебес, писарь продовольственного склада, был переведен в разведку.""Известна история, когда во время обстрела солдат ощутил неизъяснимую тоску и потребность пойти к соседям. "

Там довольно много мест которые тоже скорее всего являются пересказом, например, леденящее душу описание поля зимних боёв после того как сошёл снег. Я его приводить не буду, его тяжело читать, особенно людям с развитым воображением и эмпатией. Я, кстати, это описание уже встречал в литературе как рассказ очевидца. Однако из текста выходит что линию обороны прорвали в январе и часть автора воспоминаний ушла вперёд. Когда Никулин видел поле оттаявшим, но про этом трупы были ещё не разложившимися и неубранными не очень понятно. По моим прикидкам из пятидесяти страниц конкретно указанных авторских воспоминаний из 1941 года ("я видел", "мы пошли" и т.д.) не наберётся и на десяток из них.

Помимо всего этого, книга переполнена лирическими размышлениями о судьбе русского народа, страданий по русским мужикам, критикой порочности и гнилости большевистского строя. Мне даже стало интересно откуда у восемнадцатилетнего деревенского паренька (1923 года рождения) из Ярославской области такая лексика и мировоззрение. В Википедии про родителей Николая Николаевича немного: "родился в семье учителя". В 1927 году семья деревенского учителя перебралась в Ленинград. В предисловии к книге, однако, упоминается что отец его закончил СпбГУ, а мать - бестужевские курсы. В общем, не такой уж он и деревенский парнишка, это семья петербуржцев, очевидно далеко не пролетарского происхождения, перекантовалась в деревне лет десять и вернулась домой когда появилась возможность.

У меня лично от книги осталось послевкусие сборника страшных историй про чёрную руку которые друг другу рассказывали дети по ночам в пионерских лагерях. Может быть я неправ, я даже вполне допускаю что всё изложенное в ней правда, включая сходящих с ума немецких пулемётчиков. Но книга называется "Воспоминания..", а не "Что я слышал о войне от моего соседа по койке ...". И Лебедев, вроде как не рекламирует её как "Войну глазами сошедшего с ума немецкого пулемётчика".

Если уж действительно кому-то хочется прочитать реальные и неприкрашенные воспоминания ветерана, то я бы предложил книгу Александра Шумилина "Ванька-ротный", хотя, конечно, это чтение не для всех, но человек пишет о том что видел и делал сам. Для более широкой аудитории есть облегчённая версия воспоминаний фронтовиков - серия книг "Я воевал..." Артёма Драбкина.