January 16, 2019

О Василисе Филатовой

В заключение своей небольшой серии портретов музыкантов-участников концерта «Wallpapers_duets», что пройдёт в КЦ ДОМ 16-го января, композитор Алексей Сысоев спешит рассказать о Василисе Филатовой, которая сыграет в дуэте с Юрием Фавориным (дуэт ФиФа).

"С Васей я впервые очутился на одной сцене в проекте «Рельеф_Саяны» в феврале 2016-го года. Это был большой концерт, посвящённый памяти Гоши Дорохова. Вася играла две сложнейшие партитуры: «Хорошо гранулированный рай» Володи Горлинского и перфоманс Нам Джун Пака "One for Violin Solo». Если первая «просто» технически очень сложная партитура, то вторая прячет под своей внешней "наивной" бесхитростностью что-то гораздо более сложное, а именно необходимость иметь железные нервы:

Я не уверен, справился бы я с такой задачей. Вероятно, я истерически усмехнулся бы в самый ответственный момент, не попал бы скрипкой по столу, уронил бы её себе на голову, упал бы сам, ну или вообще, запустив скрипкой в зрительный зал, с горестными восклицаниями выбежал бы на улицу.

Следующей большой нашей встречей был уже «Агон». Не менее сложная партитура, длящаяся к тому же четыре часа. Это был окончательный и бесповоротный момент для меня признания Васиного таланта. Дело в том, что эта пьеса подразумевает не только наличие железной дисциплины, концентрации воли и внимания, дара импровизации и вокальных, инструментальных музыкальных навыков…. Скорее, она о другом. О преодолении себя. В какой-то момент во время исполнения этого сочинения обязательно наступает предел, когда ты уже не можешь сохранить в памяти нагромождение необходимых условий игры, когда ты забываешь условия партитуры, когда ты иссяк, выдохся как импровизатор, как вокалист, как просто перформер. Но тебя ждут всё новые и новые заковыристые препятствия и испытания. Цель всего этого - настолько «самоизнуриться», чтобы у тебя открылось второе, третье, пятое дыхания, в результате чего ты предстал бы перед слушателями таков, каков ты есть на самом деле. Предвидя это, я, известный своим вздорным, придирчивым и мелочно-подозрительным характером, посадил Васю рядом с собой, чтобы ревностно «следить» за ней:

Но в результате этой «слежки» я понял, что без её участия теперь мой любой проект что-то потеряет. Мало того, вдохновлённый прекрасным исполнением ею одного из особо сложных и ответственных эпизодов «Агона», я специально написал для неё партитуру «LOV» на стихи Екатерины Соколовой:

Вася незаменима в моей музыке (запоздалое публичное признание!). Но, пожалуй, если я сейчас буду постить все мои пьесы с её участием, то заметка моя неминуемо перерастёт в пост саморекламы. Ограничусь вот этой штукенцией, сыгранной в ДОМе ровно год тому назад:

Посмотрите, послушайте это внимательно. Васе на концерте выпал жребий завершать её. Это очень нелегко. Пожалуй, тяжелее даже чем начать. Более 40 минут всё более накапливающийся вал информации невероятно трудно обуздать, затормозить, растворить. В контексте этой пьесы мы сталкиваемся с буквальной аналогией этого процесса. Вы должны расчистить, убрать всё, что «натворили» перед вами ваши предшественники. Буквально выключить после вас все инструменты и сделать это артистически блестяще. То, как делает здесь это Вася - большое искусство".