August 17, 2020

Как получить контроль над своим свободным временем

В каждой неделе 168 часов. Как нам найти время для самого важного? Эксперт по тайм-менеджменту Лаура Вандеркам изучает, как занятые люди проводят свою жизнь, и обнаружила, что многие из нас резко переоценивают свои обязательства каждую неделю, недооценивая время, которое у нас есть на себя. Она предлагает несколько практических стратегий, которые помогут найти больше времени для того, что для нас важно, чтобы мы могли "строить жизнь, которую хотим, за то время, которое у нас есть".
l Laura Vanderkam l TEDWomen2016 l

Когда люди узнаю́т, что я пишу об управлении временем, они предполагают две вещи. Первая — что я всегда всё делаю вовремя, а это не так. У меня четверо маленьких детей, и я бы хотела назвать их причиной некоторых моих опозданий, но иногда это совсем не их вина. Однажды я опоздала на собственную лекцию по управлению временем.

Второе предположение — что у меня много разных приёмов для экономии времени тут и там. Иногда со мной связываются из журналов, когда пишут статью по схожим темам, обычно о том, как помочь читателям найти ещё один час в сутках. Идея в том, что мы возьмём немного времени от разных занятий, сложим его и получим много времени на другие занятия.

Будьте благоразумны в использовании микроволновок: если требуется от 3 до 3,5 минут, выбирайте меньшее число. И моё самое любимое, что в каком-то роде имеет смысл: записывать любимые передачи, чтобы перематывать рекламу. Так вы сохраняете по восемь минут каждые полчаса, и за два часа просмотра ТВ найдётся 32 минуты для упражнений.

И это правда. Знаете, как ещё найти 32 минуты для упражнений? Не смотреть телевизор по два часа, да?

В любом случае суть в том, что можно сэкономить минуты, сложить их и наконец-то делать то, что хочется. Но после изучения времяпрепровождения множества успешных людей и просмотра их расписания час за часом, я думаю, эта идея должна звучать наоборот. Сохраняя время, мы не начинаем жить как хотим. Мы строим жизнь, которую хотим, и тогда время сохраняет само себя.

Вот что я имею в виду. Я недавно делала проект по планированию, изучая 1 001 день в жизнях очень занятых женщин. У них были ответственные должности, иногда собственный бизнес, дети, родители, о которых надо заботиться, общественные обязательства — очень занятые люди. Я просила их отслеживать своё время за неделю, чтобы высчитать часы на работу и сон, и я поговорила с ними о стратегиях для своей книги.

Одна женщина, чьё время я изучала, ходила куда-то вечером в среду. Она возвращается домой и видит, что водонагреватель сломался и теперь весь подвал затоплен. Если с вами когда-то приключалось нечто подобное, вы знаете, что это разрушительный, пугающий, мокрый бардак. Тем вечером она устраняла безотлагательные последствия, на следующий день вызвала сантехника, а после этого уборщиков, чтобы разобраться с испорченным ковром. Это всё записано в её ежедневнике. В сумме заняло семь часов в неделю. Семь часов. Это будто найти лишний час в сутках.

Но я уверена, что если бы в начале недели её спросили: "Вы бы могли найти семь часов для тренировок по триатлону?" "Вы бы могли найти семь часов, чтобы быть наставником семи достойным людям?" Я уверена, она бы сказала то, что и многие из нас: "Нет — вы что, не видите, как много у меня дел?" Но когда ей пришлось найти семь часов, потому что подвал залило водой, она нашла семь часов. И это демонстрирует, что время очень эластично. Мы не можем сотворить больше времени, но время может растянуться в зависимости от нашего им распоряжения.

Чтобы до этого дойти, я использую фразу одной из самых занятых женщин, с которыми я говорила. Она руководила собственным бизнесом, где у неё было 12 подчинённых, а в свободное время — шесть детей. Я с ней связывалась, чтобы назначить интервью о том, как она "со всем справлялась", — вот эта фраза. Помню, это было в четверг утром, и она не могла поговорить со мной. Разумеется, правда?

Но она не могла говорить со мной, потому что ушла в поход, так как это было прекрасное весеннее утро, и она хотела пойти в поход. Конечно, это меня ещё больше заинтриговало, и когда мы наконец встретились, она объясняла это так. Она сказала: "Слушай, Лора, всё, что я делаю, то, как я провожу каждую минуту, — это мой выбор". И вместо того, чтобы сказать: "У меня нет времени на одно, другое, третье", она сказала: "Я не делаю одно, второе, третье, потому что это не мой приоритет". "У меня нет времени" часто означает "Это не приоритет". Если задуматься, это более точное выражение. Я бы сказала, что не успеваю стереть пыль с жалюзи, но это неправда. Если бы мне дали $100 000 за то, чтобы стереть пыль с жалюзи, я бы быстро это сделала.

Но так как этого не произойдёт, я могу признать, что проблема не в нехватке времени, а в том, что я не хочу этого делать. Использование этой фразы напоминает, что время — это выбор.

Так как нам это сделать?

Как относиться к приоритетам так же, как к сломанному водонагревателю?

Для начала необходимо их выявить. Я расскажу вам о двух возможных подходах. Первый — профессиональный. Я уверена, многие люди, приближаясь к концу года, получают годовой отчёт о своей работе. Вы оглядываетесь на свои успехи за прошедший год, ваши "возможности для роста". И у этого есть своя цель, но мне кажется, более эффективно это делать, смотря в будущее. Я хочу, чтобы вы притворились, что сейчас конец года. Вы проводите оценку эффективности своей работы за этот весьма успешный в профессиональном плане год. Какие ваши действия, от 3 до 5 пунктов, сделали этот год таким успешным? И сейчас вы можете написать обзор следующего года.

Hайдите немного времени в пятницу днём, чтобы написать список приоритетов по трём категориям: карьера, отношения, личность. Написание списка по трём категориям напоминает, что во всех этих категориях должно что-то находиться. Мы думаем о карьере, а об отношениях и личности — не особенно. В любом случае составьте короткий список из 2–3 пунктов в каждой категории. Потом подумайте обо всей предстоящей неделе и посмотрите, куда их можно включить.

Куда вы их поставите — зависит от вас. Я знаю, что для одних людей это будет сложнее, чем для других. То есть жизни некоторых в принципе сложнее. Будет непросто найти время для поэтического кружка, если вы в одиночку заботитесь о нескольких детях. Я понимаю и не пытаюсь преуменьшить ничьи усилия. Но думаю, что числа, которые я произнесу, говорят сами за себя.

В неделе 168 часов. Двадцать четыре умножить на семь будет 168. Это много времени. Работа на полный день занимает 40 часов в неделю, восьмичасовой ночной сон — 56 часов в неделю, остаётся 72 часа на всё остальное. Это много времени. Если же вы работаете 50 часов в неделю, может, основная работа и подработка. Всё равно остаётся 62 часа на всё остальное. Допустим, вы работаете 60 часов. Остаётся 52 часа на всё остальное.

В любом случае в 168 часах недели можно найти время для действительно важных дел. Если хотите проводить больше времени с детьми, хотите больше готовиться к предстоящему тесту, хотите тренироваться три часа или быть волонтёром два — вы можете. Даже при условии, что вы работаете гораздо больше, чем полный рабочий день.

У нас много времени, и это отлично, но знаете что? Нам даже не нужно столько времени, чтобы делать удивительные вещи. Но когда у нас есть немного времени, что мы с ним делаем? Достаём телефон, правильно? Начинаем удалять письма. Или же бесцельно бродим по дому или смотрим ТВ.

Но в коротких мгновениях много силы. Вы можете сделать так, чтобы это время приносило вам радость. Может быть, выберете прочитать что-нибудь хорошее в автобусе по дороге на работу. Когда я каждое утро ездила на работу на двух автобусах и ещё на метро, я ходила в библиотеку по выходным, чтобы запастись книгами. Это делало всю поездку практически приятной. Перерывы на работе можно использовать для медитации или молитвы. Если семейный ужин не укладывается в ваше сумасшедшее расписание, его может заменить семейный завтрак.

Суть в том, чтобы смотреть на время, которое у вас есть, и видеть, куда поставить приятные вещи. Я на самом деле в это верю. Время есть. Даже если вы заняты, у нас есть время на то, что важно. И когда мы фокусируемся на том, что важно, мы можем построить желаемую жизнь за то время, что у нас есть.

Источник: https://www.ted.com/talks/laura_vanderkam_how_to_gain_control_of_your_free_time