May 7, 2020

10 вопросов атомщику

Атомная отрасль – очень специфическая и не похожа ни на одну другую. Не во многих странах мира вообще есть такая сфера. В нашей стране – есть, и работает в ней больше 300 тысяч человек, причём самых разных профессий – астрофизики, инженеры, радиохимики, операторы, метеоэнергетики и многие другие. Кто они, атомщики? Как пришли в эту необычную сферу? Как работают, живут и о чём мечтают?

Об этом и не только будем рассказывать в нашей новой рубрике «10 вопрос атомщику».

Алексей Фатин

Алексей Фатин, 23 года, Екатеринбург, оператор реакторного отделения по парогенераторам на Белоярской АЭС

 

Почему именно атомная отрасль?

Я потомственный энергетик, мои родители работают на АЭС, поэтому с детства думал об этом. Атомная отрасль активно развивается, и я бы хотел развиваться вместе с ней. 

 

Где вы учились и какие предметы были любимыми? 

Я окончил курс «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина. Любимые предметы – «проектирование атомных станций», «парогенераторы и теплообменники».

 

Как попали на АЭС и кем там работаете? 

Учился по целевому набору, проходил практику на АЭС, а теперь работаю в штате. Должность называется ОРО ПГ – оператор реакторного отделения по парогенераторам на Белоярской АЭС.

 

Каждая АЭС – уникальная по-своему. А чем особенна Белоярская?

На Белоярской АЭС единственной в мире используют в качестве теплоносителя жидкий натрий. Ещё она уникальна тем, что здесь работает трёхконтурная система теплоотвода. Такая система помогает исключать возможное взаимодействие радиоактивного натрия первого контура с водой, которая находится в третьем контуре.

 

Чем конкретно вы занимаетесь на работе?

Преимущественно я работаю в ЗКД (зоне контролируемого доступа) на территории второго контура. Провожу регламентные обходы парогенераторов и сопутствующего оборудования второго и третьего контура. Осуществляю переходы во время пуска и расхолаживания реактора под руководством ведущего инженера управления блока и начальника смены.

 

Как начинается ваш рабочий день? 

Я приезжаю на АЭС утром, днём или ночью – зависит от смены. Прохожу досмотр на КПП и потом иду до энергоблока. У меня есть два пути: по переходам и по улице. И чаще всего я выбираю второй, потому что меня до сих пор впечатляют размеры энергоблока (больше 100 метров на верхней отметке вентиляционных труб). Затем захожу в санпропускник, где переодеваюсь в спецодежду, прикрепляю на неё дозиметры и следую на рабочее место.

 

А что на счёт трудностей в работе? 

К трудностям быстро привыкаешь, и они становятся частью твоей рабочей жизни. Например, на оборудовании достаточно жарко, но возле него приходится проводить большую часть смены. Сама смена как у всех – 8 часов. Но на путь от входа на территорию АЭС до рабочего места я трачу в среднем 25 минут. При устройстве на работу и затем каждый год мы подтверждаем свою квалификацию: сдаём экзамены по охране труда, радиационной и электрической безопасности. А ещё тесты и задания на психологическую устойчивость, скорость реакции и психосоматику – атомщик должен быть хорош во всём.

 

Каким образом защищают персонал от воздействия радиоактивного излучения?

На станции работает отдел радиационной безопасности (ОРБ). При входе в ЗКД каждый работник получает свой личный накопительный дозиметр, который измеряет дозу, полученную за весь год, и оперативный дозиметр, который показывает фактическое излучение в реальном времени. ОРБ с помощью этих дозиметров следит за тем, чтобы допустимые показатели не превышались.

 

Как выглядит ваше рабочее место?

У меня нет рабочего места в классическом понимании. Оборудование и их помещения занимают огромные площади. За смену я прохожу приличное расстояние с постоянной сменой высот – это всё и является, по сути, моим рабочим местом. На станции запрещены мобильные телефоны, но для связи с другими работниками у меня с собой всегда есть мобильная рация.

 

Блиц!

Любимый спортивный клуб: ХК «Автомобилист»

Любимый напиток: холодный зелёный чай

Любимый музыкант: Travis Scott

 

Спасибо Алексею, первому герою нашей рубрики, за то, что рассказал о своей важной профессии. На следующей неделе зададим 10 вопросов астрофизику – подписывайтесь и следите за нашими атомными новостями!