Книги
June 11, 2021

Евгений Водолазкин "Лавр"

Описание книги

Герой романа «Лавр» — средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?

Моё впечатление от книги

«Лавр» книга-атмосфера, и именно средневековье в ней главный герой. И хотя автор совершенно не позиционирует произведение как исторический роман, ты проникаешься всей этой атмосферой средневекового Белозерска и Пскова, Иерус алима и глухой деревни. Роман этот по сути, жизнеописание древнего врачевателя по имени Арсений, жившего на русском севере в конце XV века. Автор заботливо проводит нас по судьбе героя от момента рождения до самой смерти. Но на самом деле получилось нечто вне времени. Переключение языка и вставки будущих событий, известных историй, сленга, оно как бы расширяет горизонт событий. Читая роман, я почему-то совершенно не задумывалась о его литературных достоинствах (недостатках). Мне просто понравился текст, сюжет, персонажи и мелкое хулиганство («что в вымени тебе моём», «в королевстве Польском всё есть» и прочие «цитаты»). А ещё больше — авторская интонация, мягкая, без высокомерия. Книга оставила удивительно доброе и светлое впечатление, хотя описывала довольно мрачные события. Автором предложены крайне интересные мысли по поводу осмысления времени в переплетении с вопросами жизни и смерти.

При этом психологическая сторона романа — не менее сильная — переживания Арсения, его разговоры с воображаемой погибшей невестой, всё это очень трогает душу.

Я не буду советовать эту книгу каждому, потому что каждый должен прийти к ней своим путем! Но хочется верить, что каждому прочитавшему она обязательно напомнит, что у него есть душа, любящее сердце и способность сострадать...

Цитаты

"Я скажу странную вещь. Мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее?"

"Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда."

"Жизнь состоит из расставаний, но помня об этом, полнее радуешься общению".

"Справедливый человек не тот, кто не обидит, а тот, кто мог бы обидеть, но не захотел".

"То, что человеку дается по силе его, и есть наилучшее."

"Не бойся смерти, потому что смерть - это не только горечь расставания. Это и радость освобождения."

"Есть время для общения, и есть время для уединения. Я долго познавал мир и накопил его в себе столько, что дальше могу познавать его внутри себя."

"Скрещение же человеческих воль уподоблю блохам в сосуде: их движение очевидно, но разве оно имеет общую направленность? Потому у истории нет цели, как нет ее и у человечества. Цель есть только у человека. И то не всегда."

"Из временных указаний все чаще ему приходило на ум слово однажды. Это слово нравилось ему тем, что преодолевало проклятие временем. И утверждало единственность и неповторимость всего происходящего - однажды. Однажды он понял, что этого указания вполне достаточно."