Книги
May 25, 2021

Джон Бойн "Незримые фурии сердца"

Описание книги

Сирил Эвери - не настоящий Эвери, во всяком случае, отец не устает ему это повторять. И никогда настоящим ему не стать. Но тогда кто же он? Мать Сирила, совсем еще девочку, изгнали из родной ирландской деревни, когда стало известно, что она ждет ребенка. Сирила усыновила богатая и чрезвычайно эксцентричная пара из Дублина. Он рос в достатке, но глубоко одинокий - пока не встретил Джулиана, взбалмошного и чрезвычайно обаятельного. Так началась история Сирила длиною в жизнь, полная удач и разочарований, невероятных совпадений и роковых поступков. Это будет путь к самому себе, к своей идентичности, к своим корням, пусть они и пытались его отторгать. В новом и самом личном романе Джона Бойна дана впечатляющая панорама жизни в Ирландии с середины 20-го века и по наши дни, увиденная глазами обычного человека. Это история о том, как ярость, ревность, зависть, нетерпимость, терзающие человека и целую страну, постепенно утихают, уступая место покою. Трогательный, полный иронии и юмора роман об эпохе, которую уже можно назвать ушедшей.

Моё впечатление от книги

Я даже не читала аннотацию к книге, когда приступила к прослушиванию. Привлекло название романа, оно практически рисует в воображении невозмутимую на вид, но разрываемую страстями душу. Куча восторженных слов, попадание произведения в личные топы многих читающих блогеров... Но нигде, ни разу я не прочитала о том, что роман будет о гомосексуализме. Тема специфичная и непростая, но написано без какой-либо пропаганды и попыток давить на жалость. Автору удалось в лёгко и даже иронично описывать трудности, с которыми сталкивался главный герой и его "коллеги по несчастью". Я говорю так не от того, что имею что-то против, просто в суровой католической Ирландии середины 20 века родиться гомосексуалистом совсем не безопасно. Мало того, что это запрещено законом, но и так ещё и за физическую расправу над геем убийце ничего не грозит. В высшей степени пуританское и консервативное общество вешает ярлыки на посмевших отступить от общепринятого поведения, а религиозные фанатики решают судьбы отступников. Джон Бойн же напоминает нам о том, что нельзя агрессивно притеснять ни за нетрадиционную ориентацию, ни за рождение детей вне брака, ни за какой-либо личный выбор человека, который не причиняет вреда другим.

В целом, если вы не ханжа (а в книге довольно много скабрезностей), толерантно относитесь к сексуальным меньшинствам, то уверяю получите массу удовольствия от прослушивания. Автор рассказывает историю героя начиная за несколько месяцев до его рождения и заканчивая незадолго до его смерти. Каждые 7 лет (привет ведическим астрологам, нумерологам, биоэнергетикам) мы проживаем с нашим героем своеобразные жизненные циклы: лишенное родительской любви и теплоты детство, распутную юность, в которой было много лжи и наломано немало дров, полную настоящей любви зрелость и мудрую старость. Мы видим как он взрослеет, как начинает осознавать себя, свое место в социуме, анализирует свои ошибки. Следить за происходящим было интересно, автору не занимать фантазии, да и язык подвешен хорошо, сюжет затягивал и не хотелось останавливаться даже на сон, что давно со мной не было. Только за это, я готова поставить наивысшую оценку. Но я долго думала и считаю, что от части нецензурной лексики можно было бы вполне отказаться и от этого роман ничего не бы потерял. Тем не менее планирую продолжить знакомство с автором, а книга занимает достойное место в моем личном рейтинге.

Цитаты

"Читал «Преступление и наказание», – сказал я. – Я не читала. Все собираюсь. Интересно? – Ничего. Не так много преступления, но уйма наказания."

"Есть три типа лжи, – пояснил мне Алекс. – Ложь, наглая ложь и статистика."

"Мы ненавидим то, что боимся найти в себе."

"Вот работа так работа, – сказала она. – Не хуже, чем в банке. Госслужба – то, что надо. С нее не уволят, даже если ты полная бестолочь, а в стране кризис."

"Да, отче. Я очень не люблю одного школьного священника и мысленно зову его «хер». – Как-как? – Хер. – А что это, скажи на милость? – Вы не знаете? – А зачем бы я спрашивал? Я сглотнул. – Так еще называют… ну, хозяйство… – Хозяйство? Какое? Что за хозяйство? – Нижнее, отче. – Я тебя не понимаю. Я подался вперед и шепнул в оконце: – Член, отче. – Боже мой! Я не ослышался? – Если вы услыхали «член», то нет."

"Да, гомосексуалисты есть во всем мире. Их полно в Англии. Пруд пруди во Франции. Я не бывал в Америке, однако, думаю, и там их предостаточно. Навряд ли их часто встретишь в России и Австралии, но там, наверное, какая-нибудь своя гадость имеется. Но вот что хорошенько запомните: в Ирландии гомосексуалистов нет."

" — Эдда говорит, вы валялись в дерьмо. [...] — Да, — признался я. — Бывает. Все мы не раз оказываемся в дерьме. Вся штука в том, чтоб из него выбраться."

" Может, в этой истории вообще не было злодеев? А только обычные люди, хотевшие как лучше."

" - В Ирландии нет венерических болезней, что ли? - хихикнул Игнац. Несмотря на весь опыт, он оставался мальчишкой. - Полно. Но мы делаем вид, что их не существует, об этом никто не говорит. Вот так заведено в Ирландии. Если что-то подцепил, идешь к врачу и получаешь укол пенициллина, а на обратном пути исповедуешься в грехах священнику."

" – У тебя недомогание? – Нет, домогаюсь себя регулярно."

"Хуже нет, когда взрослый человек винит родителей, среду и прочее в том, что все в его жизни пошло не так."

" - Это ничего не значит. У нас в парламенте кого только нет. Как говорится, в собаку кинь - в бисексуала попадёшь."

"Если б вы нашли своё счастье, вам бы не было дела до личной жизни других."

"Я так усиленно отталкивал лодку от причала, что забыл в нее запрыгнуть сам. Теперь она в открытом море, а я любуюсь на нее с берега."