Серьёзная практическая стрельба
December 26, 2020

ПЕ-10 Popov Edition для большой руки.

Честно про ПЕ-10. Часть 1.

Собран 25 января 2019 года.

Первый матч 26 января 2019 года.

Срок от первого выстрела 66 дней.

Настрел на сегодняшний день 4438 выстрелов.

Осечек - 0.

Затыков разного рода – 0.

Да, я все вру.

Слухи. Слухи, слухи, слухи… До того, как я решил, что следующий сезон буду стрелять из ПЕ-10 (а решение было принято в самом конце 2018 года, причем принято было очень быстро, не успел даже приехать заказанный мной для переделки под оптикс новый Шэдоу-2), я успел с разных сторон наслушаться столько всякого-разного, что стало даже любопытно – почему слухов так много и почему они так друг другу противоречат? Чтобы сформировать свое собственное мнение, просто из любопытства, даже не думая на тот момент о приобретении, я решил прокатиться в Казань, чтобы узнать о пистолете, так сказать, из первоисточника его длительной доводки и эксплуатации – от Алексея Попова.

Здесь, наверное, надо сделать отступление и перечислить наиболее распространенные слухи из тех, которые я слышал. А то неинтересно будет…

Итак:

1.     Пистолет «сырой» и не доведен до конца…

2.     Пистолет доведен до серийного выпуска, но «сырой»...

3.     Надо подождать, как пистолет себя покажет в эксплуатации – месяц, квартал, год, пару лет…

4.     Наши вообще ничего сделать не могут. Ну, это всегда всем слухам слух – ко всему, изготовленному внутри страны применим…

5.     А вот Попов на каждом матче только и делает, что косяки устраняет вместо того, чтобы стрелять из нормального…

6.     Пистолет только для одного класса – это нонсенс, нет рынка сбыта…

7.     А вот один стрелок купил, а пистолет через две тысячи выстрелов сломался…

8.     У пистолета неудобный хват…

9.     У пистолета толстая рукоять…

10. У пистолета нет регулируемых прицельных…

На второй десяток заходить уже лень, но большинство слухов сводились к тому, что у пистолета либо нет того, что надо именно этим конкретным людям, либо есть то, что им, этим людям, не надо. Либо они слышали такое от других людей…

Причем большинство подобного рода информации исходило от людей, которые максимум сделали несколько выстрелов на презентациях ПЕ, а зачастую вообще видели ПЕ-10 только на фото. Ну ладно, я им не судья – надо же хоть о чем-то поговорить…

А вот я приехал, израсходовал по магазину из ПЕ-10 и из ПЕ-10 Popov Edition, сделал для себя некоторые выводы и принял решение. И теперь, наверное, как новоиспеченный владелец ПЕ-10 Popov Edition, могу уже про свои ощущения от процесса эксплуатации кое-что рассказать.

Так сложилось, что мне повезло приехать к финальному этапу сборки и получения именно моего пистолета самому. И поприсутствовать при процессе финальной сборки, что называется «от и до», причем процесс этот происходил в личном исполнении Евгения Борисовича Ефимова с сопутствующими комментариями ( и это не потому, что я какой-то особенный (хотя я, естественно, особенный, да еще какой!), а просто так сложились обстоятельства). А шоу финальной доводки до идеала по мнению ЕБ и в его же исполнении - на него вообще можно билеты продавать как на отдельное действо. Убедился — это действительно кастомное оружие с обязательной ручной финальной доводкой до идеального скольжения затвора и работы остальных узлов. Сразу отстрелял матч в Питере, что называется, «из коробки» - ни единого затыка, и это в сороковке. Сейчас настрел 4438, с затыками все та же картина - их нет. А все изменения, которые по моей просьбе были там же на заводе сделаны, никак к качеству работы самого пистолета не относились: я попросил другую педаль, смещенную на 5 мм по оси назад по сравнению со стандартным креплением, и уменьшить вылет левого крыла предохранителя влево (я его основанием большого пальца левой руки поднимал при формировании хвата). Сейчас, по мере привыкания и притирания рук к пистолету, вернулся к обычной педали, которая шла изначально, с обычным же стандартным расположением. Но эти опции можно было сделать (при наличии рук и дреммеля) и после получения, я просто воспользовался оказией. К особенностям хвата (больше, с моей точки зрения, надуманным, чем действительным) привык очень быстро, причем по мере привыкания приходит понимание, почему те или иные узлы сделаны именно так, а не иначе. Справка для тех, кто, может быть, не в курсе: у меня предыдущий пистолет – Шэдоу-2, до этого Классики 1911 разных производителей, ранее Шэдоу-1, все в 9х19 (кстати, рукоятки у всех разные), сороковкой до ПЕ не стрелял вообще ни разу ни из одной модели.

Лирическое отступление. Все рассказы типа «некрасивый самолет не полетит», «некрасивое оружие не стреляет» - не более, чем журналистские и маркетинговые байки, имхо. Про самолеты точно не скажу, не являясь экспертом, говорил Туполев эту фразу или журналисты за него красиво сказали - пусть биографы спорят, их работа. Что же касается оружия - в музее Архангела Михаила полно таких откровенных монстров, что просто восхищение вызывают своей монструозностью и нефункциональностью. И ничего, и стреляли, и на вооружении состояли. Не в дизайне дело, а в экономической целесообразности, причем на тот период, когда то или иное оружие вводилось, а не с сегодняшней точки зрения. Ну, или во взятке для поставок в армию.  Речь о другом: пока не очень много стрелков стреляло из ПЕ не разово и не от случая к случаю, а достаточно продолжительное время. Я стрелял и продолжаю стрелять в режиме и тренировок, и матчей. Могу сделать некоторые выводы.

1. К форме рукоятки, развесовке и всей эргономике привыкаешь очень быстро, пистолет лежит в руке хорошо и удобно. У меня широкая ладонь с достаточно короткими и толстыми пальцами, причем еще и толстая, с очень большим количеством мяса, особенно под большим пальцем (смотрите фото с ТТХ ладони, отдельные любопытствующие могут померить свою). Тем не менее, никаких проблем при снятии с предохранителя и при сбросе магазина я не испытываю. Не говоря уже про работу со спуском. Так что проблема «толстой рукоятки» и «неудобного хвата», как и проблема «неудобного предохранителя», мне кажется, несколько надумана ( на видео я пытался сбросить предохранитель и подушечкой большого пальца, и суставом, и боковой стороной – все сбрасывается исправно).

2. Я попросил уменьшить «вылет левого крыла» (кстати, о самолетах), так как мясом основания большого пальца левой поднимал его при стрельбе, также из-за той же проблемы анатомии слегка упилил по высоте выступ кнопки сброса. Но это уже те самые личные особенности доводки под себя, это даже тюнингом назвать сложно. А предыдущий опыт эксплуатации сначала Шэдоу-1 в серийном, потом разных вариантов 1911 в классике и Шэдоу-2 в стандарте позволяет сказать (особенно два последних), что вышеназванная проблема с расположением предохранителей несколько надумана и при постоянной эксплуатации нивелируется. Затруднения при выключении могут быть вызваны только недостаточной притертостью новых деталей, пара десятков щелчков – и все начинает работать нормально. На фото попытался сравнить расположение – серьезной разницы нет, просто ось вращения предохранителя у ПЕ по сравнению с 1911 вынесена несколько вперед

3. При фотографировании пришла в голову идея измерить поперечное сечение рукоятки 1911 и ПЕ, благо штангенциркуль лежал рядом. Результатам откровенно удивился: 1911 – 50х34 мм, ПЕ – 53х30 мм. Просто так, для информации: 1911 в максимальном поперечном сечении рукоятки на 4 мм толще. Может оттого, что 1911 был .45 ASP? Это так просто, к слову пришлось, но опять же по поводу толстой рукоятки.

Да, забыл сказать (чтобы заранее исключить подозрения): пост проплачен. Мной. Себе же. Удовольствием стрелять из ПЕ.

01 апреля 2019 года. г. Казань.