December 7, 2023

Все хорошие девочки

Или история о том, как окончить школу с блестящим аттестатом и получить неуд по жизни.

Копалась я в своих мозгах, копалась-копалась, и... докопалась. До себя.

В последнее время меня особенно остро мучил вопрос: "Почему мне так важно мнение других людей?"

А точнее: "Почему мне так тяжело дается быть для кого-то плохой?"

Все время хочется объясниться, оправдаться, расписать все на тысячу и одну телегу, завернуть в бесконечную простынь и донести до противоположного разума, что никаких вздорных намерений я не имела и в целом белая и пушистая.

Почему?

Одно дело - чувствовать вину и прийти с повинной. Другое же совсем, когда человек, перед которым чувствуешь потребность объясниться, на самом деле не заслуживает ни твоих слов, ни времени, что ты потратишь на их написание.

И все же почему?

Ведь я, как люблю повторять, несмотря ни на что, все еще не в маразме. И прекрасно понимаю, что невозможно для всех и каждого быть хорошей. Что далеко не все люди нравятся по умолчанию мне, и точно так же не все подряд от меня самой в восторге. Притом, не обязательно иметь под основой веские причины для отсутствия симпатии или даже откровенной неприязни. Иногда это просто вот так как есть: не нравится, и все тут. И никакого криминала.

Я думала об этом фоново, я думала об этом осознанно, занимаясь своей излюбленной практикой: поиском ответов на вопросы. И, как мы все знаем, кто ищет, тот всегда находит. Вот и я нашла.

Ответ, как и предстало ему быть, прозаично берет свое начало из детства.

Все дело в том, что меня учили быть хорошей девочкой. А хорошие девочки, как правило, всегда поступают правильно. И если ты хочешь получать хорошие оценки, значит, ты должен хорошо учиться и вести себя порядочно, тогда ты будешь нравиться учителям. А если ты будешь нравиться учителям, никаких проблем у тебя не будет вообще. В целом.

Я нравилась всем учителям без исключения. Золотая девочка. Безукоризненная отличница, с прекрасным поведением и едва заметными чертинками в глазах, которые смиренно ждали своего часа пробуждения. Но в школе сидели тихо и мирно, затаившись до лучших времен. Отличница, спортсменка, образец поведения. Школа была моим маленьким королевством, а я - ее непризнанной королевой. Ведь в отличие от учителей, я нравилась далеко не всем даже собственным одноклассникам, но до них мне не было никакого дела, ведь никто из них не нравился мне в принципе.

Учителя же - совсем другая история. Они казались значимыми людьми, а значит в их глазах куда важнее было зарекомендовать себя. Не дай бог провиниться или оступиться (даже если очень хочется). Не дай бог прогулять урок или опоздать на него, не сделать домашку и прийти ни с чем. Конечно, не все было настолько абсурдно. Я, как и все прочие дети, любила лениться и рано научилась списывать на контрольных. Но все же благодаря тому, что я никогда не была тупой, школьную программу тех лет мне не приходилось зазубривать, чтобы понимать ее. Мне хватало несколько раз прочесть материал, и готово.

Именно в детские годы во мне зародился огромный страх стать разочарованием. Этот страх неоднократно впоследствии ставил мне подножки и портил жизнь. Именно этот страх не позволил мне додуматься до того, что нелюбимую логистику следовало бы бросить после первой сессии, чтобы не мучить себя и не заставлять родителей платить деньги в пустоту. Именно этот страх не позволил мне лучше сдать Централизованное тестирование (аналог российского ЕГЭ). Именно этот страх гонял меня в автошколу на пересдачу прав семь гребанных раз.

Я боялась подвести родителей, ведь я была гордостью семьи. Золотые девочки не имеют права на ошибку. Они всегда и во всем поступают правильно. И желательно с первого раза.

А с первого раза не получалось нахрен практически никогда.

Потому что золотые девочки ошибаются с планетарным размахом в тех вещах, которые и ноготка их сломанного не стоят.

Долгое время я жила, убежденная в том, что страх стать разочарованием у меня включается только в отношении родителей. Но я никогда еще так не ошибалась. На самом деле этот страх пустил свои метастазы практически на все мои социальные связи. Он может быть не настолько утрирован, как в отношении мамы и папы, но все равно присутствовать там, где его совсем не ждут.

Допустим, ну какого лешего мне писать объяснительную даме, которая гуляла с моим бывшим молодым человеком в то время, когда его девушкой еще была я? Она себя почему-то оправдывать не собиралась и не стала, а мне, спустя год с лишним, вдруг остро потребовалось навести с ней мосты. Потому что я почувствовала, что она могла быть в той ситуации на том месте, где и я была когда-то чисто по незнанию, а после муки совести за несовершенный проступок грызли меня.

Но это с натяжкой все же можно понять. И я не жалею о содеянном.

Однако я бы сто процентов совершенно точно жалела бы, если бы попыталась объясниться с особью, которая портит воздух всему живому саберфайтерскому сообществу. А ведь сколько раз я хотела это сделать! Я думала: это все только потому, что я терпеть не могу конфликты.

Но на самом деле причина была другой: я буквально пережить не могу, если кто-то думает обо мне плохо.

И это, ну, чистейшей воды бред.

Хотя бы потому, что мнение конкретно этого персонажа никак и ни коим образом не определяет меня. Можно сказать даже больше: если она думает обо мне самым плохим образом, значит, я все в своей жизни делаю правильно и как надо, и у меня нет причин сожалеть о своих словах или поступках в ее адрес.

Потому что человек клинически конченный, и все тут.

Знаете, я не виню своих родителей. В конце концов, моя мама никогда не учила меня зависеть от мнения других людей или не уметь посылать их нахрен. Вот только сама она всегда зависела от мнения окружающих и очень плохо умела слать их куда подальше. А я и выросла той, кем выросла, в этих условиях.

Напомню, оба мои родителя без высшего образования с неоконченной школой и из глубинок. То, насколько они смогли подняться в жизни - целиком и полностью заслуга их неустанного тяжелого труда. Их самой большой целью было дать мне образование, и, наверное, именно тут они чутка переборщили с давлением. С ранних лет они поставили меня на рельсы "хорошо учишься и правильно поступаешь - жизнь будет проще", но едва ли в этом есть их вина, ведь их никто не учил быть родителями. Они поступали так, как могли и умели на тот момент.

Остается лишь гадать, чем и как я испорчу жизнь своему ребенку, но чего я точно никогда не стану делать, так это заставлять его хорошо учиться и прививать ему синдром отличника. Был один год, кажется, седьмой класс, который я единственный окончила не отличницей, а хорошисткой. Такого стыда, как на годовой линейке тогда, я не испытывала за все годы учебы. Я чувствовала себя предателем семейных ценностей и настоящим позорищем, а мама дома не раз устраивала мне скандалы за не самый высокий балл. Причина моей не блестящей успеваемости была проста: мы с подружкой, которая никогда не училась так хорошо, как я, очень много гуляли в тот год и бегали за одной компанией мальчишек в попытках им понравиться. 13-14 лет, ну, возраст, блин, такой.

Мама же испугалась, что я скачусь по накатанной и перестану учиться. Напомню: я "скатилась" до уровня хорошистки, даже не троичницы, а уже разочаровала.

Моя бывшая подружка уже 7 или 8 лет живет в Дубае. Ходили слухи, что она работала в эскорте, но это не подтвержденная информация. Она была фотомоделью, официанткой и хостесс, всю себя перекроила, и вот уже два года как замужем за греком, с которым они оба работают в Дубае, посылают родителям деньги, катаются отдыхать на острова и, в общем-то, живут свою лучшую жизнь.

А я...да про меня и мою раздолбанную квартиру в Москве вы все и так знаете.

Пока я росла, меня все, кому не лень, ставили в пример своим детям. Мол, посмотрите, какая хорошая! Какая умница, ну просто золото, далеко пойдет! Именно из-за веса этой золотой короны, которая была мне не по годам и не по размеру, я так феерически в жизни и продолбалась, за что винила себя почти десять лет и временами виню до сих пор. Пускай и не было моей вины в том, что в 17 лет я понятия не имела, чем хочу заниматься по жизни, кроме как писать рассказы. Пускай и не было моей вины в том, что меня приучили быть хорошей девочкой с кристально чистой репутацией, я все равно чувствовала и чувствую себя виноватой перед самой собой.

А в качестве побочек иногда страдаю крайней шизофренией и думаю о том, что надо бы объясниться с полнейшей мразью, которая ни дня в своей жизни не думала обо мне хорошо, даже когда у нас с ней еще не было никакого взаимодействия.

Ну ни пиздец ли, в самом деле?

Только незрелый человек беспокоится о том, что скажут о нем или как его назовут. Неважно как называть сакуру, как ее не назови, она все равно цветет божественно. (с) Сакума Шозан

Вот так и получается, что даже у стрелянной наглухо Анастасии больше опоры на себя, чем у меня. Что она меньше зависит (ну или во всяком случае старательно делает вид) от мнения окружающих ее людей о ней же самой, чем я.

Я - недобитый Лев из Изумрудного города, вот только ему не хватало храбрости, а мне, наверное, здорового такого похуизма.

Если у меня когда-нибудь будет дочь, видит бог, я воспитаю ее настоящей эгоисткой, которая с пеленок будет виртуозно уметь класть неподъемный хрен на мнение окружающих людей. Пусть она будет стервой с ранних лет, чем покладистым извозчиком, на котором будут ездить все, кому не лень, а ей только и останется, как беспокоиться о том, как же она выглядит в глазах этого мира. Как же далеки идеалы ребенка от характера, который на самом деле поможет ему не просто выжить, а победить в этом мире. Я знаю, что каждый из нас ведет свою собственную борьбу, но я не хочу, чтобы моему ребенку пришлось побеждать самого себя в удобной слабости, навязанной ему обществом.

Потому что я всегда была удобным человеком. Я даже была удобной девушкой, удобной сожительницей и мое удобство проехалось по мне танком. Я всегда больше думала и беспокоилась о комфорте других людей, чем о своем собственном, и даже не замечала, как наступаю себе на горло раз за разом, так сильно я привыкла к этому удушению. И если мне приходилось отстаивать свои границы, я каждый раз сомневалась в правильности своих поступков.

До сих пор помню, как мама науськивала меня, когда я еще только-только начинала работать: "Всегда приходи за 10-15 минут до начала рабочего дня, это ценят"

Да никто и никогда это нахрен даже не замечал.

Но я годами приезжала на работу заранее.

Как можно быстрее собирала вещи. Мылась. Быстрее ела на общей кухне, чтобы освободить место. Приезжала за полчаса до условленной встречи, чтобы не опоздать и никого не заставить ждать. Готовила есть, чтобы еда всегда была, ведь не дай бог бывшему не будет, чем пообедать, с голода же помрет, кроха неумелая. И так далее. И так, мать его, далее...

Вот и имеем, что имеем. Мариночка, 31 годик, чемпион по сомнениям в себе, которая всегда думает о себе первым делом плохо, пока ее не переубедят.

Первый шаг к решению любой проблемы все еще ее признание. Я не знаю, как скоро мне удастся разобраться с этим древним демоном, стоит ли его кормить или срубить голову с плеч одним резким движением, не раздумывая. Я склоняюсь ко второму варианту, но это чудище жадно скалится и насмешливо качает головой. Мол, куда я без него?

Да, лять, куда угодно, солнце. Ты и так засиделся. Всю жизнь мне испортил, скотина. Если бы я умела лучше думать о себе, я бы так много в жизни идиотских поступков не совершила! Но что уж тут сожалеть о содеянном. Лучше сосредоточиться на том, что я могу сделать для себя сейчас. А это намного-намного труднее, чем косплеить старика, преисполненного сожалениями.

Ведь, знаете, я всю жизнь чувствую себя...в клетке, задернутой ширмой. Я могу только гадать, кто же находится там внутри. Именно эта девушка снится ли мне иногда во снах, она ли мелькает среди моих персонажей и героев на недописанных страницах повестей? Может быть, именно ей я всегда мечтала быть, но все никак не могу позволить себе стать?

Мое воображение рисует ее как смелую, яркую, отчаянную и очень дерзкую мадам. Которая умеет виртуозно класть тот самый хрен на мнение окружающих, которая ослепляет силой своего характера и до которой, так сказать, фигурально выражаясь, не доебешься. Я все время хочу выпустить ее из этой клетки, но боюсь.

Боюсь, что же обо мне подумают в этот момент.

Иногда подхожу совсем близко, приподнимаю ширму и смотрю в эти безумные горящие глаза. Вот-вот и выпущу, выходи, бери уже верх и верши свои великие дела. А потом отступаю под ее разочарованный вздох, в котором с годами все меньше и меньше злости, и все больше и больше сожаления.

Почему я никак не могу выпустить ее, даже если хочу этого сильнее всего? Неужели привычка быть той, кто я есть сейчас, не позволяет мне стать лучше, стать сильнее, смелее и избавиться от всех этих надоедливых полипов прошлого и балласта установок, которые замедляют мой путь?

А вдруг, когда я подумаю, что готова выпустить на волю из клетки эту девушку, там уже никого не будет? Я одерну ширму, открою дверцу и встречу не взгляд, полный решимости и надежды, а пыльную пустоту?

Так много даже бытовых вещей каждый день я не осмеливаюсь сделать именно потому, что держу себя под замком и сверху набрасываю непрозрачную вуаль. Я делаю это по привычке, хотя смысл в этом поступке не то чтобы давно утерян - его и не было никогда. Как будто кто-то вживил мне в голову чип с кодировкой "не показывайся" и каждый раз, когда именно "показаться" от меня и требуется, демон внутри меня начинает выть сиреной. И чтобы заглушить его рев, я зарываюсь в себе все глубже и глубже. Вместо того, чтобы вскрыть себя и выпустить, я собственную громкость занижаю до минимума. Немудрено, что я не стала той, кем хотела быть.

Нет, иногда эта девчонка во мне прорывалась. Выходила наружу, и я понятия не имею, как ей это удавалось. Как не знаю и того, как именно я прятала ее назад, но я четко помню моменты, когда я была ею (или это она была мной), но это были, на самом деле, одни из самых ярких мгновений моей жизни.

Какая, господи боже, ирония: я всегда хотела прославиться, показаться, быть актрисой и выигрывать Оскар, писать популярные книги, давать интервью, быть узнаваемой и яркой, но в рандомной матрице распределения мне достался код под угрюмым названием "не показывайся".

У кого тут есть застрелиться?

Можно стрельнуть?