June 11

WASSSUP о мечтах, таланте, самодисциплине и ненависти к музыкальной школе

Вася WASSSUP — музыкант на стыке жанров из Минска. С его семейным бэкграундом в музыке, казалось бы, ничего удивительного в том, что он пошел по тому же пути. Однако путь к принятию своего музыкального потенциала оказался для парня тернист: юношеское бунтарство, недоброжелательные комментарии друзей, отсутствие поддержки... Тем не менее, Вася никого не слушал и продолжил развиваться в музыке. И вот, что из этого вышло.

К: Ты – тот самый ребенок из семьи музыкантов. Ожидали ли от тебя твои родители, что ты пойдешь по их стопам? Было ли у тебя желание заниматься чем-то другим?

В: Меня родители отправили в музыкальную школу. Мне это не нравилось, потому что тогда мне хотелось только бегать с пацанами, играть в футбол, бродить по заброшкам. Короче, что угодно, только не сидеть и кропотливо изучать инструмент.

Вася с отцом (справа) и дедом (слева)

Но в музыку меня все-таки занесло. Папа, бабушка и дед в музыке всю жизнь. Мама моя – человек телевидения, но до того, как я родился, она профессионально занималась танцами и путешествовала по всему миру.

К слову, о путешествиях. Благодаря музыке и выступлениям я в детстве посетил много стран: Японию, Румынию, Бельгию, Израиль… А потом я стал постарше, приблизился к беларуской эстраде и разочаровался. Мне не нравилась музыка, которую там делали. Поэтому от музыки меня снова откинуло.

К: А чем ты занимался в то время, если не музыкой?

В: После школы я поступил в академию искусств на кино-телеоператора. Оказалось, что дед когда-то снимал на пленочный фотик, и мне, видимо, что-то от него передалось помимо музыки. Я тоже купил себе фотик, что-то поснимал, получилось неплохо.

Как это было: я поехал в Японию на месяц, и мне семья дала некоторую сумму денег на жизнь. Я же эти деньги успешно потратил на камеру в первый же день в магазине Sony. Весь месяц я фоткал Японию, а по приезде домой благополучно забыл и про фотик, и про контент на нем. А бабушка не забыла. Фотоаппарат впоследствии кто-то вынес из дома, но главное, что бабушка сохранила флешку.

Когда пришло время выбирать университет, я сомневался и не знал, куда пойти. Но однажды бабушка подарила мне альбом с теми самыми фотками из Японии, которых я не видел уже кучу лет. Увидел, вдохновился, сделал выбор в пользу академии искусств. Так я поступил на бюджет, отучился и, по-сути, этим же зарабатываю на жизнь. Музыка, к сожалению, пока не кормит меня на 100%.

К: А какая из поездок тебе особенно запомнилась помимо Японии?

В: Наверное, Бельгия. Туда я ездил на детское Евровидение от Беларуси.

К: А как тебя туда занесло?

В: Я же внук народного артиста, я с детства на сцене. Вот у деда был основной состав ВИА «Верас​​ы», а были еще «Верасята» – большой коллектив поющих детей. Я был в его составе, когда объявили отбор на Евровидение.

Изначально мы на отборе выступали с парнем по имени Миша Лила и заняли второе место. Но когда выбрали Ксюшу Ситник, к выступлению решили добавить меня и еще девочку Полину. Видимо, подумали, что будет лучше сделать из нас трио. Ну а дальше вы все знаете. Беларусь впервые выиграла Евровидение.

К: Люди в интернете часто вспоминают обучение в музыкалке как травматический опыт. А как ты можешь описать свое музыкальное детство?

В: Как я уже говорил, ходить в музыкалку мне не нравилась. Мне в детстве это было не нужно, но родители заставляли ходить.

«Деньги на оплату музыкальной школы я тратил на конфеты.»

Меня часто ругали, что я трачу деньги не на то, что задерживаю оплату музыкалки. Мама заставляла закрываться в комнате и играть на гитаре по часу минимум. Меня прям бесило, что мне приходится заниматься музыкой, пока мои друзья под окнами гуляют на улице и веселятся.

«Мне настолько не хотелось репетировать произведения, что я искал способы-подлянки разбить гитару.»

Мои попытки сломать гитару увенчались только трещиной – сломать так и не получилось. *смеется*

Самая стыдная история из музыкалки – это когда на выпускной экзамен пришел мой отец. Он у меня фирмач, прям как дед, поэтому мне было очень страшно. И вот сидят директор музыкальной школы и отец. Меня трясет, я пытаюсь сыграть «Романс Гомеса» и не попадаю по ладам. Отец еще пытался снимать мое выступление, но в какой-то момент разочарованно опустил камеру со словами «все понятно, Вася«.

«В то время я не хотел заниматься музыкой, но оказалось, все не зря.»

К: На какой музыке ты рос? Повлияли ли эти исполнители на то, какую музыку ты теперь пишешь сам?

В: Мой отец привил мне любовь к джазу. Мама рассказывала, как пока я маленький спал в кроватке к отцу в гости приходил друг-саксофонист и они вместе играли джаз. Наверное, так формировался мой музыкальный вкус.

В детстве отец мне подарил CD-диск с треками групп 5nizza и Jamiroquai. На этой музыке я рос. Сейчас я «Пятницу» слушаю редко, хотя все песни знаю наизусть. Есть у них своя магия в музыке – для меня она словно телепорт в детство. Также я продолжаю слушать Jamiroquai, Mac Miller, фанатею от Post Malone.

К: Расскажи о своем самом ярком воспоминании из детства.

В: Я больше всего любил в детстве находиться на музыкальной студии с отцом и дедом, когда они вместе с артистами что-то записывали, готовились к выступлению. Там часто была движуха: куча ярких людей, которые что-то пели, веселились. С бабушкой любил время проводить, по паркам гулять, на машине кататься. Она у меня, кстати, до сих пор машину водит.

К: Ты достаточно стремительно растешь по прослушиваниям на стриминговых сервисах. Узнают ли тебя на улицах Минска?

В: Редко, но бывает. Помню прикольную историю. Мы выходили из фотостудии недалеко от «Монетки», было уже поздно, а мы наткнулись на кафешку. Смотрю, сидит бариста и знакомый мой рядом с ним. Подхожу к знакомому, здороваюсь, думаю, кофе возьму… Поворачиваюсь к бариста, а он смотрит на меня удивленными глазами и говорит: «Чувак, это же ты!!!» Я сразу не понял, а потом он позвал девчонку из кухни, и она тоже такая: «О, это же он!!!»

Мне было дико неловко, но ребята очень прикольные. Мы поболтали с ними, сфоткались на пленку, а потом они меня угостили пирогами. Было классно!

В такие моменты у меня нет такого удивления, типа, «вау, чего-то добился». Эта «звездность» у меня давно прошла. После «Евровидения» меня на улице реально узнавали все. После того, как мы выиграли, телефон моей семьи разрывался нон-стоп. Еще и дед тогда был на слуху: все знали, что внук Раинчика выиграл. Вот тогда была куча концертов, каких-то выступлений, телек и тому подобное. Но в какой-то момент я от этого устал и отстранился.

«К узнаваемости я отношусь с холодной головой — это значит, что я на правильном пути».

К: А в чем проявлялась твоя «звездность»?

В: Моментами я был более борзый. Хотя не скажу, что я до этого был скромный. В одно время я взрослым постоянно «тыкал», пока меня один дядька не осадил и не сказал обращаться к нему на «вы».  Плюс, я был сложно управляемый. Из-за резкой трансформации дворового паренька в того, кто выступает на большой сцене, ребенок во мне надломился.

К: Предлагали ли тебе известные музыканты записать фиты? С кем бы сам хотел поработать?

В: Мне часто предлагают фиты в целом. В скором времени у меня выйдет фит с продюсерами Инсаном и Гаделем. Они помогают мне писать музыку, а также писали ее для многих известных в нашей стране музыкантов.

Вася с друзьями Инсаном (в центре), Гаделем (слева) и Мишей (справа)

Из Минских музыкантов я был бы не против записать фит с Тимой Белорусских. Мы с ним знакомы с детства, жили в одном доме в Лошице. Судьба нас разъединила, но мы друг о друге помним.

Еще хотел бы фитануть с Федуком, Скриптонитом. Звучит заоблачно, но ведь они такие же живые люди, как и я. Поэтому я не могу назвать это «мечтой». Это – цель.

«Мечтать надо о недостижимом. Моя единственная и недостижимая мечта – это выступить с отцом на одной сцене.»

К: Ты упоминал музыканта Insando. В последнее время у вас все чаще выходят фиты. Расскажи о характере вашей коллаборации.

В: Мы познакомились в общей компании, показали друг-другу свои демки. Так и сдружились. Классно, что так или иначе это перерастает в профессиональные отношения, потому что растет уровень, появляются вопросы денег. Но мы все эти моменты решаем максимально дружественно.

К: А насколько реально продуктивно сотрудничать с друзьями без ущерба дружбе?

В: До определенного момента это работает. Я прекрасно понимаю, как деньги могут повлиять на меня и моих друзей. Я считаю, что, если плохому человеку дать деньги, он станет еще хуже. Если их дать хорошему человеку – его они, скорее всего, не испортят. Деньги как будто усиливают то, что в тебе уже есть.

У нас получается решать денежные вопросы без конфликтов. Понятно, что больших денег пока нет, так что у нас еще все впереди. Но я надеюсь, что мы все равно в первую очередь будем дружить. И большой плюс работы с другом – работа не тормозится. Мы всегда друг у друга на подхвате.

К: Какие эмоции вызвала цифра миллион под треком «Я иду по городу»? Это твой первый миллион? Ожидал ли такого хайпа именно под этим релизом?

В: Это первый миллион. Я такую позицию принял, что я не гадаю по поводу треков. Помню, как писал свои первые треки и предвкушал реакцию людей. Со временем я понял, что мне такое не нравится, потому что так ты как будто зависим от мнения людей, а это не про меня. Я наоборот стараюсь нейтрально реагировать. У меня такое воспитание: у меня всегда есть свое мнение на любой счет. И это было проблемой, например, для педагогов, которые меня учили.

Я смотрю на цифры по факту и считаю, что даже те треки, которые не зашли в свое время, обязательно зайдут в будущем. Когда я начал набирать цифры на «Я иду по городу», я просто отключил эмоции, хотя мне постоянно пацаны писали о росте прослушиваний и просмотров, родственники тоже.

Вообще этот трек мы сделали с Инсаном очень быстро. Он накидал мелодию, я нафристайлил мотив, быстренько придумал текст, и получилось очень классно, хотя Инсану изначально не понравилось. Я же ходил и слушал этот трек с мыслями «Ничего себе, это мы вдвоем такое написали?!»

Но тем не менее, я пока не считаю себя музыкантом. Отец мой музыкант, дед мой музыкант, а я еще учусь. Возможно, я слишком строг к себе, но я очень стремлюсь к этому званию.

К: Трек «Все пройдет», на наш взгляд, самая личная композиция в твоем творчестве. Так ли это? Расскажи поподробнее про историю, которая кроется за этим релизом.

В: Это трек про моего отца, которого не стало. Долгое время я хотел написать песню для него, но у меня не особо получалось. Попытки были, но мне не хватало в них глубины. Потом в один день я в очередной раз на слух наигрывал на гитаре мелодии, потому что нот я не знаю, и нашел прикольный звук. Начал перебирать аккорды, сделал мелодию, и понял – вот оно. Текст на нее пошел сам, а песню в итоге я написал за день.

В трек вложено много переживаний. Терять близкого человека – это всегда больно. А отец для меня был единственным человеком, который меня понимал. Нам вместе всегда было весело, интересы были одни и те же. Когда его не стало, внутри меня все разлетелось. Я сильно повзрослел после этого. Поэтому трек, конечно, пропитан моими переживаниями, но его смысл в том, что боль в конечном итоге пройдет. Главное не тянуть за собой этот груз по жизни.

К: Все ли песни из твоего репертуара – история из твоей жизни? Или ты в том числе «пишешь, чтобы написать»?

В: Еще не было ни одного трека, написанного с целью тупо написать. Если это песня про любовь – это реально моя история про любовь. Например, трек «Незнакомцы» – это все реальная история с девочкой. «Анита» – тоже. Возможно, в песне я чуть более литературно выражался, нежели в жизни, но эмоции транслировались реальные.

К: Был ли у тебя опыт сольных концертов? Планируешь ли сольный концерт в ближайшем будущем?

В: С WASSSUP я еще сольно не выступал. Делил сцену с другими музыкантами однажды на рабочем корпоративе, на котором было 600 или 700 человек. Как-то на шоу Рифмы Ритмы Жизнь выступал и даже выиграл.

Выступление Васи на РРЖ

29 июня буду с другими музыкантами выступать на фесте 4k в минском Ботаническом саду. Также в августе будет фестиваль WOSTRAU в Несвиже, тоже буду выступать. Это крутой опыт для меня, моего развития. Интересно попробовать, но я себя не накручиваю в плане эмоций.

А еще я бы хотел к концу года сделать лайв-выступление с живыми инструментами и крутыми музыкантами. Но пока не буду загадывать.

К: А что для тебя значит «преуспеть в музыке»? Как считаешь, преуспел ли ты?

В: Не буду кривить душой, хочется получать за музыку деньги. И это нормально. Хочется поднять уровень жизни свой, семьи, ребят, с которыми работаю. Но самое важное – стать профессионалом в своем деле. Выучить, наконец, ноты, стать известным в кругу музыкантов, получать крутой фидбек о своей музыке. Хочу, чтобы люди знали, что есть такой вот паренек WASSSUP, и он – крутой чел. А деньги и все остальное придут.