December 28, 2023

Лера Яскевич о возвращении в музыку и новой жизни в Варшаве  

Многие помнят Леру Яскевич еще с акустических каверов на YouTube. На ее канале больше 600 тысяч подписчиков, а видео с ее перепевами популярных песен стабильно набирали от 50 тысяч до нескольких миллионов просмотров. Она также снималась в рекламе Coca-Cola в 2019 году и сотрудничала с брендами Huawei и Samsung.

4 года назад Лера приняла решение отказаться от каверов и начать писать авторскую музыку, но за последний год в КЛIК вышло всего две рецензии на ее творчество. Нашей редакции стало интересно, куда пропала Лера Яскевич, поэтому мы пригласили ее на фотосессию и интервью, в котором артистка рассказала, где и чем сейчас живет, как проходит путь к самостоятельной артистке, а также поделилась своими страхами, планами и мечтами.

К: До недавних пор ты не выпускала музыку год. Расскажи, куда пропала Лера Яскевич?

Л: Все началось с переезда в Варшаву. Тогда я переживала очень сложные состояния из-за событий в Украине и, как следствие, переезда. Смена жительства была незапланированной, поэтому стресс предсказуем. На самом деле еще живя в Минске мое состояние оставляло желать лучшего. Возможно, это тоже повлияло.

В тот период со мной происходили разные вещи: я начала заниматься йогой, учить английский. Думала, как мне зарабатывать в новой стране, рассматривала графический дизайн. Думаю, это был мой механизм преодоления стресса. Музыка отошла на последний план. Помимо переезда на это еще повлиял выход ЕР «Лучшая подруга». Еще два-три года назад я бы в этом не призналась даже самой себе, но на этой работе я старалась сделать максимально коммерческую музыку, которая зайдет многим. От ипишки было много ожиданий. Представьте, с каким треском они рухнули, когда оказалось, что ее слушали менее активно, чем предыдущие работы. Я буквально боялась читать комментарии, мое моральное состояние на тот момент не выдерживало негатива. Сейчас, конечно, намного лучше. Помимо музыки и блогерства подрабатываю на фриланс-биржах, снимаю видео для разных заказчиков. Мне это очень нравится, хоть теперь я и не выступаю для них в роли медийной личности. В любом случае, найти возможность зарабатывать деньги за границей – большое дело.

К: У тебя очень популярный блог, в котором помимо музыки ты также публикуешь много «жизненного» контента, вроде готовки, мейк-апов и т.д. Ты из тех людей, которые создают контент-план, или все-таки чаще снимаешь по наитию?

Л: Ой, я вообще не составляю контент-планы. Во-первых, я не люблю все эти списки дел с поминутно расписанными задачами. А во-вторых, у меня просто не получается ему следовать. Как-то раз я распланировала сторис, украсила их в лучших традициях курсов по блогерству, а в итоге они перемешались и выложились в неправильном порядке.

Тем не менее, я не имею ничего против блогеров, которые пользуются контент-планами. Это просто не для меня.

К: Большие блоги не только про успех, но и про хейт. Часто ли сталкиваешься с хейтом? Как на него реагируешь?

Л: Хейт всегда был. Сейчас, наверное, его все-таки поменьше. Я за то, чтобы не давать никому уничтожать себя морально. Злые комментаторы того не стоят. И вообще, я еще учусь! Эта позиция делает меня неуязвимой к хейту.

К: Ты осваиваешь сонграйтинг. Как учишься писать песни? Как изменилась твоя музыка после того, как ты сама начала писать тексты?

Л: Да в общем так же, как и училась играть на гитаре – по наитию. Мне потребовалось два года, чтобы принять тот факт, что можно вообще-то научиться сонграйтингу. Перед этим в моей жизни было много психологической литературы, медитации, изучение чакр, таро… И внезапное желание научиться писать песни. Что могло пойти не так? *смеется*

Я просто подумала: если я могу читать про таро, при этом понимая, что к чему, почему бы не почитать про сонграйтинг? Мне раньше казалось, что песни пишутся только по вдохновению. Мол, чтобы что-то написать, на тебя должен посветить этот лучик света. А если он не светит – увы, музыка отменяется. Сейчас я понимаю, что это слабая позиция. Раньше же я просто занималась самобичеванием, как только падали охваты или прослушивания. Но я загорелась идеей прервать этот порочный круг полагания на мотивацию и вдохновение и пошла гуглить топ книг о сонграйтинге.

Помимо книг я люблю смотреть обучающие ролики на YouTube. Обожаю видео формата «Пишу песню/аранжировку с нуля». По ним можно наблюдать, какой подход человек использует в написании материала, какие техники. Как обучение сонграйтингу повлияло на мои песни? Я перестала зависеть от вдохновения.

«Вдохновение – обманка для ленивых людей».

Благодаря обучению я узнала интересные способы писать тексты. Например, трек «Еще один год» родился чисто из темы новогодних праздников. Я определилась с темой, подобрала ключевые слова, потом вышла на еще более глубокие ассоциации, и в конце сложила эти части пазла в единое целое. Есть еще один классный подход: описать идею песни в формате сообщения другу. Нужно вложить в это сообщение все образы и эмоции без рифм, просто как есть. Сам процесс вводит в какой-то кураж, песни правда пишутся проще.

Еще обучение сонграйтингу меня научило тому, что первый вариант текста – не всегда самый лучший. Я перестала соглашаться на «ну, звучит неплохо», и даже песня «Еще один год» изначально звучала иначе, пока я не нашла слова, которые попали в самое сердечко.

К: Какая из твоих песен самая личная?

Л: Это песня «Милый». Она про измену в отношениях. Это не моя история, но ее события происходили буквально за соседней дверью. Тем не менее, я на себе прочувствовала весь этот ужас, через который пришлось пройти моему близкому человеку. Я написала этот трек минут за пять. Помню, как шла домой из универа, и понимала, что снова окунусь в эту атмосферу. Так в голове родилась мелодия, потом уже и текст. Из-за этого, кстати, песня звучит не совсем типично для меня.

«Когда я начинаю писать песню со стихов, мне долго приходится адаптировать текст под музыку. Так что пишите сначала мелодию, а потом уже текст».

К: Как вырваться из образа кавер-исполнительницы в самодостаточную артистку с авторской музыкой?

Л: Есть сепарация с родителями, а есть сепарация с аудиторией. Не знаю даже, как иначе это назвать. Вот ты растешь с людьми, они привыкают к тому, что ты делаешь. А потом в один прекрасный момент ты говоришь «А я не хочу так!» Это дается сложно и аудитории, и исполнителю.

На вопрос у меня есть два ответа. Один ко мне пришел недавно, а второй основан на моем опыте. Когда я только-только заканчивала работу над первым авторским альбомом, мы с моей менеджеркой Аней понимали, что многим людям материал не зайдет по определению, они слишком привыкли к каверам. И это нормально. Моей задачей как артистки было через боль дать понять слушателям, что каверы – всё. На концертах я постепенно убирала их из программы, но все равно находились люди, которые выкрикивали и просили сыграть что-то из «привычного репертуара». А я правда боялась, что кто-то из оригинальных исполнителей будет недоволен тем, что я исполняю их музыку на концертах и зарабатываю на этом. К тому же, я очень хотела, чтобы мою музыку любили так же, как и мои кавера.

«Я не хотела паразитировать на чужом творчестве».

Мне было интересно пройти этот путь, но большая часть моей тогдашней аудитории, конечно, отвалилась. И это окей. Чтобы вырваться из этих оков, не нужно идти на поводу слушателей. Если хочется писать авторский материал – значит нужно его писать. Аудитория всегда найдется, главное искренне любить то, что делаешь.

Есть и другой вариант развития событий. При нем, конечно, тоже не избежать сепарации, но морально так будто бы проще. Можно продолжать писать кавера, но в один момент выпустить настолько сильный авторский трек, что он затмит все предыдущие работы. Хороший тому пример – группа Måneskin. Сейчас куча людей даже не в курсе, что они когда-то записывали каверы.

Я же неправильно использовала каверы в своем творчестве. Мне просто нравились песни, я их пела. А ведь можно было их разбирать! Искать, что в них есть такого, что делает их такими интересными и уникальными. Эти знания и ощущения можно перекладывать в дальнейшем и на свою музыку.

К: У тебя выходили песни на беларуском языке аж с 2018 года. Планируешь еще писать на беларуском?

Л: Тут важно прояснить: я сама не пишу тексты на беларуском. К сожалению, у меня получается проще сочинять песню на английском, нежели на беларуском. Поэтому мои авторские песни на беларусском языке – на самом деле не мои. Их писала Аня Новицкая, моя менеджерка.

Но вообще, я бы очень хотела альбом на беларуском языке, но чтобы песни для него написала Аня. Мне правда очень хочется, чтобы больше людей узнало про наш язык.

«То, что я не говорю на беларуском, не значит, что он мне безразличен».

Я очень уважаю людей, которые в повседневной жизни говорят на беларуском. И мне искренне обидно, когда кто-то говорит, что язык какой-то не такой. Особенно, когда гадости про родной язык говорит беларус. Это больно. И если я могу с этим что-то сделать, при этом не выстрадывая из себя каждое слово, – я это сделаю. Мы уже обсуждаем с Аней возможность выхода альбома на беларуском, и я его очень жду. Хочется, чтобы люди не забывали, что я беларуска, и что я, вообще-то, из Богушевска.

Невероятно, но факт: некоторые люди до сих пор не знают, что существует беларуский язык. В комментариях под последним релизом я видела кучу вопросов а-ля «Что это за язык?» Ну или комментарий «Эх, на украинском запела…»

К: Поговорим о планах на будущее. Ты планируешь выпустить ЕР. Как скоро его можно ждать на площадках?

Л: Изначально в планах было выпустить ипишку к концу года. Но потом что-то пошло не так, и я загорелась идеей написать зимние праздничные песни. Я очень люблю Новый год и Рождество, поэтому приняла решение отложить ЕР до лучших времен. Возможно, это вообще будет альбом, посмотрим. Хотелось бы успеть закончить работу над ним к началу лета.

К: Расскажи поподробнее про свой последний трек «Сустрэнем Зiму». О чем он?

Л: Этот трек о том, что время идет, а мы все так же в разных городах с любимыми и родными людьми. Он о ностальгии о чем-то хорошем в прошлом и грусти от невозможности пережить эти моменты снова.

Раньше я отрицала чувство ностальгии. Думала, что оно не дает жить настоящим и тянет назад. Но когда ты долго не можешь вернуться домой, мозг начинает работать немного иначе.

К: Давай теперь поговорим про переезд в Варшаву. Почему именно этот город? Чувствуешь ли себя дома?

Л: Я очень люблю Варшаву, хоть и на протяжении полугода я боялась выходить на улицу, потому что мне казалось, что меня прибьют за русский язык. Тем не менее, этот город нас принял, если можно так сказать. Недавно мы с парнем гуляли по городу, и я осознала, что считаю Варшаву своим домом. Может, это связано с тем, что мы не выезжали в Беларусь с момента переезда.

Здесь мне комфортно. Вслед за нами приехало много друзей моего молодого человека, Паши, поэтому было не так одиноко первое время. Этот город сделал нас смелее, мы с удовольствием наблюдаем за тем, как он развивается. Свобода здесь просто летает в воздухе.

Меня очень радует, что в Варшаве живет много беларусов. Тут постоянно открываются беларуские кафешки, фотостудии… Это очень круто.

«Беларусы привезли в Польшу много всего интересного. Думаю, и полякам есть чему у нас поучиться, и нам у них».

К: Однажды в одном из интервью на вопрос про личную жизнь ты ответила, что не знаешь, как пользоваться Tinder’ом, а про Badoo в курсе только потому что они просили у тебя рекламу. Как поменялась твоя личная жизнь с тех пор?

Л: *смеется*

Раньше у меня была установка, что у меня не может быть отношений, пока я занимаюсь музыкой. А потом я резко осознала, что хочу нормальные серьезные отношения без вот этих вот эмоциональный качелей, страданий и т.д. Я захотела нормального парня без кучи проблем и травм, которого не нужно «спасать». И вот с четкой установкой в голове я скачиваю Tinder. Было тяжело, потому что знакомые подшучивали, увидев мою анкету. Но я была сильнее этого.

Паша был третьим человеком, с которым я сходила на свидание. Мы какое-то время общались, гуляли, а потом он уехал в Киев. Конечно, мы поддерживали общение на расстоянии, но по итогу он вернулся в Минск, и мы начали встречаться.

«Когда ты точно знаешь, что тебе надо, – лишнее само отметается».

К: Удалось ли тебе завести новых друзей в Варшаве или сохранить дружбу со старыми на расстоянии?

Л: У меня в принципе не так много друзей. Как говорится, старый друг лучше новых двух. Мне легко дается общение с разными людьми, но чтобы это общение перетекло в дружбу, мы с человеком должны сойтись на всех уровнях. Да, у меня есть хорошие знакомые в Варшаве, с которыми мы с удовольствием общаемся и ходим на кофе, но я все еще сильно привязана к своим старым друзьям.

Как я говорила раньше, в Варшаву приехало много знакомых Паши, которые стали и моими знакомыми тоже, но мне очень не хватает своих людей рядом.

К: Если бы ты могла вернуться в прошлое, что бы ты посоветовала маленькой Лере?

Л: В первую очередь, я бы посоветовала ей поменять отношение к обучению. Узнавать что-то новое – круто и полезно. Но, честно говоря, в детстве мне очень тяжело было на чем-либо сосредоточиться. Может, у меня было что-то вроде СДВГ. Но я бы очень хотела, чтобы маленькая Лера охотнее училась и не думала, что это ерунда какая-то.

Также я бы посоветовала не обращать внимание на плохие комментарии. Меня они раньше сильно цепляли, поэтому было бы классно суметь подобрать нужные слова и дать маленькой Лере понять, что люди бывают злые, и нельзя давать им себя обидеть.

Еще я бы посоветовала ей перестать угождать людям. Как бы я ни пыталась раньше быть собой и вести себя так, как мне хочется, я все равно себя ограничивала. Особенно в моей творческой карьере.

К: Чего боится Лера Яскевич?

Л: Больше не увидеть своих бабушек и дедушек.

К: За какими беларускими музыкантами следишь?

Л: Сейчас ни за кем. Но надеюсь, что в КЛIК найду новые имена.

К: На нашей фотосессии для интервью ты сказала , что веришь не в Деда Мороза, а в Санта-Клауса. О чем попросишь его на Новый год?

Л: Мир во всем мире. Я загадываю это класса с шестого.

Над фотосессией работали:

Фото/идея: Алина Мазовец @klacayu_po_fotiku
Макияж/прическа: Злата Каминская @zlata.kami
Платье: @kucherenko.fashion
Студия: @koska.waw

Подписывайтесь на Telegram-канал КЛІК, чтобы знать все о беларуской музыке