August 11

Пикник LTCŃ и разговор с Emil Zenko

Что это за пикник такой? Лет 5 назад беларусы и беларуски, живущие в польском городе Краков, устроили себе такую дружескую встречу-пикник. А сейчас это полноценный фестиваль с активностями и музыкальными хедлайнерами, на который собираются теперь люди из разных городов. Вот так своими силами ребята создают отличный ивент, куда мы и направились.

Выступление Emil Zenko

День начался с попыток придумать, что же такого надеть, чтобы не самовоспламениться в настолько жаркий день. Может, у нас проклятие такое, потому что на Минском фестивале 4K FEST редакция также боролась за жизнь с пылающим солнцем, писали подробно о фесте здесь. Мы впервые были на краковском беларуском фестивале, поэтому первый час просто бродили по парку и впечатлялись размахом. Нашли кучу активностей от инициатив (здесь хвастаемся, что за правильно рассортированный мусор получили экомешочки для фруктов), несколько музыкальных сцен, этно площадку, детскую зону, мастер-классы и сцену с лекциями. На ней и залипли, с удовольствием послушав беседу о том, как делать ютуб, который смотрят сотни тысяч. Все же и мы теперь имеем свой ютуб-канал, который планируем развивать и продолжать снимать туда успешные клипы.

А дальше начался бесконечный поток старых приятелей/ниц и новых знакомств. Кажется, краковские сами были в шоке, сколько людей приехало из других городов. Саша Чернухо поделился радостными эмоциями от возвращения своего музыкального шоу «Міністэрства сепультуры», беларуская дизайнерка Kanva попозировала перед нашей камерой в зоне маркета, а один из организаторов рассказал, как любит отходить в сторону и наблюдать за тем, как живет фестиваль и кайфуют люди.

дизайнерка бренда Kanva

Настало время провести проверку фуд зоны. И впервые в своей жизни мы попробовали матчу, которая не пахнет рыбой и приносит реальное удовольствие от ее употребления. На главной сцене тем временем произошел реюнион Groove Dealer – группы, которая не давала концерты уже три года, и по хулиганскому фанку которой очень соскучились фанаты, судя по их отрыву под сценой.

Выступление Groove Dealer

И вот мы дождались сета Эмиля Зенько, куда незамедлительно отправились. В его музыке мы нашли и ностальгические синтвейв мотивы, и футуристичные биты, много самоиронии на первый взгляд легкомысленной, но пробуждающей достаточно глубокие эмоции. После выступления, дождавшись своей очереди в кучке благодарных ценителей/ниц, мы предложили Эмилю поболтать о его фестивальном опыте, важности визуала для музыканта, будущие коллабы и отношение к кринжу.

Выступление Emil Zenko

К: Как тебе выступление и вообще сам пикник LTCŃ?

Э: Меня впечатлило, что в Кракове такой фестиваль, несколько сцен, все четко. Я понимаю, что это большая и непростая работа. Но я под впечатлением, очень понравилось.

К: Ты сам вообще любишь ходить на фестивали или концерты как слушатель, а не артист?

Э: Слушай, у меня вообще очень слабо с посещением концертов, мероприятий. Во-первых, у меня первая травма была подростковая, когда я учился в Гродненском колледже искусств на художника-дизайнера. В колледже же все профессии одновременно получают, там было всё: и баяны под дверью, которым не хватает места, и хореографы пляшут, пока ты пытаешься кастрюлю заштриховать. И нас гоняли каждую среду, чуть ли не под роспись, чтобы мы сидели полтора часа, смотрели выступления вот тех, кто там учится. Это насилие культурой. Там разное бывало, кто-то старался, кто-то совсем нет. Но мы, конечно, линяли. Все, кто хоть как-то смог. Надеюсь, их это не обижало.

Выступление Emil Zenko

К: Ты недавно еще выступал на фестивале Varushniak в Варшаве, и на других ивентах локальных. У тебя сейчас такой музыкальный фестивальный сезон. А как вот в это время параллельно существует твоя личность художника? Не страдает сфера искусства, если ты в какой-то момент сосредоточен на музыке?

Э: Сейчас страдает, и мне это не очень нравится. Так, в планах немножко больше на творчество нажать, проработать над материалом. Но еще приключения добавляются разные. Вот вчера у меня снесли на Spotify альбом целый.

К: Ого, почему?

Э: Сейчас судя по всему Spotify начал каким-то рэкетом заниматься. Их алгоритм решил, что я накручиваю прослушивания. И просто без объяснений и доказательств поставили перед фактом, что сносят полностью альбом и все прослушивания на нем. Вот все предыдущие сутки перед выступлением общался с техподдержкой, ругался, но это дело неблагодарное, все без результата.

К: То есть единственный выход тебе сейчас перезалить весь альбом и начинать с нуля?

Э: Да. Я думаю это для того, чтобы я у самого спотика промо купил. На всех платформах периодически что-то такое происходит, потому что все заинтересованы в том, чтобы себе отжать какой-то кусочек денег. Хотя, казалось бы, блин,  Spotify – огромная компания, а давит каких-то молодых и независимых, и это вообще неравная битва, к сожалению. Честно, я посмеивался, когда подобное что-то читал у других артистов. Думал, да зачем вы нужны этой огромной компании, чтобы вас как-то намеренно душить? Досмеялся. Ну это получился жестокий урок.

К: Очень жаль, что с тобой такое случилось, надеюсь, проблема все же решится в твою пользу. Но давай тогда поговорим про твои лайвовые выступления. Без чего ты не выходишь на сцену? Есть у тебя какая-то обязательная подготовка, моральная или техническая?

Э: Вообще я езжу с минимальным набором, но хочу обрастать если не инструментами, то командой. А сейчас у меня только контролька с ноутом и минимальный набор проводочков. Ну и пластинки, потому что единственный вариант, как я их реализую, это непосредственно от себя. Есть классная история, как самое большое количество пластинок я продал в Испании в маленьком городе, в котором 200 тысяч населения. Там просто какой-то местный диджей годами играл мою музыку. А потом пригласил меня приехать к ним в город, сам не верил, что я соглашусь. А я согласился, хоть реально не понимал, куда я вообще еду. И на той вечеринке я продал все пластинки, это штук 20. Хотя там вечеринка была на человек 70. Там ребята супер угарные, никто толком не говорит по-английски, всё невысокого роста, у меня спина болела, потому что все хотели поболтать.

Выступление Emil Zenko

К: Это супер, что у тебя так в неожиданном месте образовалась фан-база. Пока ты выступал, я чуть-чуть походила по аудитории, поспрашивала, что бы хотели у тебя узнать. И у меня очень активно кое-кто спрашивал, не планируешь ли ты поработать с кем-то из белорусских креаторов или креаторок? Кажется, у кого-то есть большое желание с тобой заколлабить.

Э: Есть такие планы на самом деле, но конкретно пока ничего не хочу раскрывать. Но вечно у нас не стыкуется время. То есть ну дурацкая причина.

А еще есть давно желание сделать что-то на беларуском языке. Я интересуюсь беларускоязычной музыкой, слежу, кто что делает, мне интересно. У меня есть цель замутить плейлист для себя в Spotify только беларускомоўных треков, которые мне бы нравились по эстетике.

К: Класс, если сделаешь, поделись с нами, мы с радостью опубликуем в канале. А как ты вообще считаешь, насколько важен визуал для музыки? Видео, фото, обложки, даже просто профиль в Инстаграме.

Э: Вообще на 100% важно. Есть миллион артистов с отвратительным визуалом. Думаю, им это очень мешает развиваться. Мне повезло, что образование у меня художественное, поэтому я сам создаю, сам дополняю все, что касается моих проектов. Мне супер повезло в этом плане. Не повезло тем, что я постоянно мечусь, и заработки страдают, и стабильность страдает, за все хочешь взяться, за все хочешь отвечать, все хочешь контролировать. Есть такая недоверчивость к делегированию кому-то части работы. Сейчас уже проще стало, я просто уже физически не вывожу. У меня там глаз дергается, знаешь, нога затекает, уже такой пенсионный звоночек. Может, одышка начнется, я уже тогда вообще всем раздам задания и буду лежать. Это тоже талант, конечно, найти людей, которые сделают тебе визуал круто.

Emil Zenko

К: Как что-то делать свое, новое, может, экспериментальное, и при этом избавиться, наконец, от страха показаться кринжом?

Э: Так нужно наоборот себе такую задачу поставить, чтоб начинать с кринжа. Надо принять в себе кринж, тогда ты сможешь начать двигаться. Надо делать супер весело для себя, надо эксплуатировать кринж себе на пользу. Это сложно, но потом много окошек открывается, потому что ты уже ничего не боишься, ты уже все делал в этой жизни.

К: А что самое странное ты делал в своей жизни?

Э: Ой, пани, у меня такая биография, лучше даже не знать. Я просто боюсь что-то вообще страшное сказать. Ну вот я же себе головы отрубал в видео, и нюдятины у меня полно вообще в моих проектах. Это помогает мне не грузиться какими-то комплексами. Меня вообще можно во что угодно одеть, куда угодно поставить, а я сделаю из этого что-то, что для меня весело. Вот во время живых выступлений я как пень стою и наблюдаю только за людьми. Хотя считаю, что мог бы заперформить прям. Но этому еще учиться надо, это только с опытом выступлений приходит.

Emil Zenko, проект GREENHOUSE

А вообще я люблю включить иногда вот этот беларуский канал «Культура», такой специфичный вид наслаждения. У меня за окном Париж, а в ноуте – канал «Культура» Белорусского радио. А там прям машина времени, эпоха остановилась. Вот как 40 лет назад все выглядело, абсолютно то же самое и сейчас. Вот так и развлекаюсь.

Главная сцена

Сделав пару фото на память, мы разошлись по парку, чтобы успеть взять от фестиваля все, пока он не закончился в строгие 22.00. За весь день на пикник заглянуло до 5 тысяч человек, а под последних хедлайнеров, группу Leibonik, толпа танцевала самозабвенно и очень бодро. Ставим этому уикенду смелые 9.5 баллов (просто чтобы был запас для впечатлений на следующий год) и уже планируем следующую поездку в Краков.

Выступление Leibonik

Подписывайтесь на Telegram-канал КЛІК, чтобы знать все о беларуской музыке