April 28

Кирилл Нонг про Бангалор, американскую мечту, беларускую инди-сцену и создание клипов на Unreal Engine

Пожалуй, самое «визуальное» интервью КЛIК с Кириллом Нонгом

Мы связались с солнечной Калифорнией и поговорили с Кириллом – беларуским режиссером, клипмейкером и просто замечательным парнем. Его творческий путь начался в Беларуси, а продолжается в Соединенных Штатах.

В портфолио Кирилла – тот самый клип для Applepicker, который номинировался на лучшую анимацию в Берлине, клипы для NAVIBAND, Mustelide, Desire, музыкантов с крупного американского лейбла и многих других.

Мы расспросили Кирилла о том, как он пришел к режиссуре, почему переключился на клипы, как ощущает себя в Америке и что для него значит минский Бангалор.

К: С каких музыкантов началось твое знакомство с беларуской музыкой? Слушаешь ли кого-то из земляков сейчас?

КН: Пожалуй, осознанно я начал слушать артистку Mustelide, и это было не просто для того, чтобы поддержать землячку. Ее музыка мне правда понравилась. Потом уже в плейлисте начали появляться новые имена.

СОЮЗ – одна из моих любимых групп в целом, а во времена пандемийных 2019-2020 годов, на мой взгляд, переломных для беларуской сцены, благодаря алгоритмам YouTube мне открылось еще больше имен. Примерно тогда в рекомендациях появились Молчат Дома. Я, наверное, только спустя год узнал, что они из Минска. Это было для меня потрясением.

В прошлом году я узнал о группе Nürnberg. Я в целом люблю пост-панк, и когда нашел эту группу, я слушаю их и думаю: «Так, на якой мове ён спявае?» Понимаю, что на беларуской.

«Может казаться, что весь мир закрывается от беларуской музыки. Но мне кажется, что сила интернета, сила, конечно же, хорошей музыки, могут сделать так, что ее будут слушать далеко за пределами Беларуси».

К: Как-то в переписке ты отметил, что «Банга» – твоя семья». Расскажи, что это за объединение и что вас связывает.

КН: «Банга» – Бангалор (прим. ред. – район в Минске). Мы с ребятами учились в одной школе, я старше их на год.

В Бангу входят Игорь – Блэки с Банги, Леша – мой хороший друг, он написал очень много битов для всей тусовки Банги, Эдик – помогал душой и мозгами, можно сказать, креативный директор.

У ребят есть звукозаписывающая студия где-то на Цнянке, там мы часто отдыхали и хорошо проводили время. Для меня это некий «сейф спейс». По шести клипам, что я снял для Игоря, можно проследить мой рост как режиссера и оператора, и рост Игоря как музыканта.

К: С кем из беларуских музыкантов успел поработать? Поделись своими самыми яркими воспоминаниями и впечатлениями.

КН: Интересная история была с клипом для Mustelide на песню «Opushka».

В 2016 году мой друг предложил компанией съездить в Норвегию, просто так. Это было время истерии по Интерстеллару, космосу, науке. На барахолке я как раз нашел костюм летчика-испытателя. Чисто случайно, долларов за 200. Его я запихал в чемодан, и мы с этим костюмом полетели в Норвегию на лоукосте. И уже на месте родился тот самый клип с космонавтом, который ходит-ходит и что-то находит.

А благодаря Ярику из Panska Moc я познакомился и снял клип «Тайна» для Саши ZAKHARIK и лайв выступление для группы Stazhery.

Этот лайв имеет для меня большое значение и символизм. Это одна из последних работ, которую я сделал в Беларуси. Снята она в дубовой роще, которую мы обнаружили случайно. На тот момент я уже предвкушал скорый отъезд из Беларуси. Получилось такое красивое прощание.

Для самих Panska Moc в очень дружественной и теплой атмосфере я сделал четыре клипа. Один из них – «Улыбка».

Он снят на Iphone X через приложение, имитирующее пленку. Эта легкость и «сырость» клипа делают эту работу очень откровенной, а сама песня ребят навевает мне самые приятные воспоминания.

К: Твои работы очень сильно отличаются друг от друга визуалом и настроением. Как ты решаешь, где использовать один подход, а где другой?

КН: В основе работ всегда лежит бюджет и возможности артиста. При ограниченном бюджете я всегда старался находить какие-то вещи, на которых можно акцентировать внимание, которые украсят клип.

Иногда я сам вкладывал в клипы свои деньги, хотел, чтобы работа была более презентабельной. И, хоть я редко пересматриваю свои работы, каждый раз вижу искренность в такой вот съемке на коленке. Но даже так я считаю, что последнее время я снимал примерно одно и то же. У меня есть паттерн – есть главный герой, есть мир вокруг него. Мой клип – это путешествие героя по этому миру.

К: По какому принципу ты выбираешь, с какими музыкантами сотрудничать, и какой музыкальный жанр тебе ближе всего?

КН: Все зависит от того, насколько мне нравится сама музыка. Если начинать разматывать связи, то игра GTA Vice City оказала огромное влияние на мой музыкальный вкус. Оттуда же моя одержимость синт-вейвом. А в 2014 году я поиграл в Hotline Miami, что только укрепило мою любовь к жанру. В 2016, когда уже вышла Hotline Miami 2, я побывал на концерте Perturbator в минском «Брюгге» – одного из исполнителей саундтрека для этих игр.

«Такую музыку не всем друзьям включишь. Подумают: «Что это из игры такое восьмибитное играет? Кто такое вообще слушает?»

На концерте я увидел много людей, которые кайфуют от этой музыки, и понял, что я не один такой.

Возвращаясь к пост-панку, в моем внутреннем плейлисте он как раз стоит рядом с синт-вейвом. Можно взять 2019 год, тогда я познакомился с группой Длина Волны. Это был особенный период, немного экзистенциальный для меня. Их меланхоличная музыка хорошо совпала с моими переживаниями на тот момент. Для них я снял клип «Мечта», который считаю своей самой любимой работой.

Тогда начала проявляться моя одержимость к съемке в вечернем свете – «Blue Hour» на английском.

К: С чего началось увлечение режиссурой?

КН: Примерно в 9 классе, в 2005 году, я начал прикалываться и снимать разные моменты на камеру, что можно было бы отнести к мини-фильмам.

«В те годы я снимал на Casio Digicam. И сейчас, когда она заново обрела популярность, я точно чувствую себя старым, потому что это то, с чего все начиналось».

По возвращении из Нью-Йорка в Минск в 2010 году я понял, что хочу заниматься творчеством. Свой фильм 2012 года «Снимать на поражение» я считаю своей главной работой. Он хорошо отражает то, каким был в те времена интернет в странах СНГ: YouTube, Facebook, ВКонтакте… Тогда же начали появляться первые вирусные ролики, мемы.

«2010-2012 г. – золотая эпоха YouTube для фильммейкеров. Я очень удачно попал в нее. Тогда всё только начиналось: первые фотоаппараты с функцией видеосъемки, первые попытки людей снимать фильмы и выкладывать их в интернет. Сейчас этим мало кого можно удивить».

К: Ты начинал учебу здесь в Беларуси, а продолжил в Нью-Йорке. Расскажи, как так получилось?

КН: После окончания школы, чтобы понять, куда дальше двигаться, я поступил в Институт Современных Знаний на продюсирование. Там агент по подбору университетов предложил мне отправиться в Нью-Йорк на обучение, и уже в конце 2008 года я полетел учиться в New York Film Academy.

Важно, что у меня нет высшего образования, это все «сертификаты» (смеется).

К: Ты даже успел вернуться в Беларусь на некоторое время и потом снова улететь в Штаты. Что повлияло на это решение? Опуская события последних лет, видел ли ты для себя будущее в Беларуси?

КН: Вернулся после учебы в Беларусь в 2010. Второй раз я полетел в Штаты в 2013, тоже в New York Film Academy, только уже в Лос-Анджелесе. В феврале 2014 я вернулся в Беларусь еще раз, и вплоть до 2022 года я прожил на Банге с видом на Комаровку и кукурузы.

В 2020 году произошла моя инициация в качестве режиссера фильмов. Впервые я почувствовал эмоции, склонность к рефлексии, которые хотел бы выразить в фильмах. Но обстоятельства сложились таким образом, что я не чувствовал, что у меня получится снять в Беларуси фильм в обозримом будущем. Хотя бы даже потому, что сценария все еще нет (смеется).

Окончательно я улетел в Штаты в сентябре 2022 года и живу там до сих пор.

К: В интернете есть короткометражки, снятые тобой. Ты все еще снимаешь кино?

КН: Я снял два короткометражных фильма. Один в 2016 «Работник Года», второй в 2019 про трипофобию.

Его мало кто видел, но я хотел бы дальше подаваться с ним на фестивали, чтобы его наконец заметили.

В ноябре мне исполнится 35 лет, и это тот возраст, когда режиссеры выходят со своим дебютом. То ли я себя так программирую, то ли и вправду чувствую в себе желание и готовность делать что-то серьезное.

К: С чего началась история с клипами? Как ты решил делать именно их?

КН: Первые шаги в сторону съемки клипов начались примерно в 2009-2010. Тогда я учился в New York Film Academy и мой однокурсник корешил с американским рэпером Necro и делал для него клип. Там я был в роли камера-мэна: я просто держал камеру и утверждал постановку кадра. Это был прям жесткий клип на жесткий трек «THE HUMAN TRAFFIC KING». А уже в 2016 я как-то был в компании ребят, которые слушали Necro, и вспомнил: «Блин, я ведь ему клип снимал!» Показываю ребятам, сперва не поверили. Респектнули за работу с легендой.

Тогда же я познакомился с Вадимом Хейфецом, он же участник группы TOK RUKOO, который позже снялся в моем фильме 2012 года «Снимать на поражение». Для этой группы я снял в итоге два клипа и одно лайв выступление. Все это было как раз в 2009-2010 годах. Приблизительно в это же время я познакомился с Litesound – они как раз жили неподалеку, как бы в соседнем поселке. И, конечно, тусовка Банги. Тогда в 2009 я снял первый клип для Блэки на трек «Процедуры».

Осознанно же к съемке клипов я пришел в 2016, когда начал работать с Mustelide и стал снимать клипы чаще.

К: Переезд в Штаты – «Американская мечта»?

КН: Идея американской мечты очень серьезно повлияла на меня, правда. В целом меня привлекала американская культура, плюс у меня был английский на хорошем уровне. О чем говорить, я постоянно играл в GTA Vice City. Поэтому, в некотором роде, да.

К: Почему ты выбрал именно Штаты?

КН: Я точно не переезжал сюда с мыслью о том, что здесь будет гораздо больше возможностей снимать фильмы. По факту, их даже меньше, потому что в Беларуси проще выйти на людей, с которыми можно сделать фильм.

Я переехал, чтобы выйти из своего привычного образа жизни, рутины и посмотреть на жизнь под другим углом.

К: Чувствуешь ли ты, что отличаешься от местных?

КН: Ментальность совершенно разная. Еще в 2009 году я почувствовал эту пропасть. Здесь все прокаченные, каждый слушает и разбирается во всей музыке, которая только может быть. Людей тут уже сложно удивить чем-то. В Минске же сильнее ощущалась некая принадлежность к субкультурам, было разделение по тому, кто что слушает.

К: Легко ли было влиться в западную тусовку? Найти единомышленников, рабочие проекты, друзей и коллег?

КН: Когда группу Длина Волны подписали на лейбл Italians Do It Better, я тоже стал с ним работать, благодаря моим связям с группой. У Меган и Джонни – владельцев лейбла, есть группа Desire. Для них я снял два клипа на треки «GHOSTS» и «ZEROS».

К слову, музыка Desire – это тот самый синтвейв из фильма «Драйв».

«Нетворкинг – решает. Мой нетворкинг, который свел меня с американским лейблом, произошел в Советском районе Минска».

К: Расскажи нашим читателям свою самую необычную историю из жизни в Штатах, связанную с местными селебрити.

КН: Я был на двух концертах двух разных музыкантов в похожем жанре: Gum и Ariel Pink. На концерте Gum в метре от меня стоял Mac DeMarco. Его я сразу узнал. Он просто стоял с пивом и наслаждался музыкой. Меня же он узнал не сразу (смеется).

Я точно был уверен, что увижу его и на концерте Ariel Pink. Так и случилось. Я понял, что даже такие звезды, как Мак, – это просто люди. Здесь в ЛА это очень чувствуется.

К: Удалось ли поработать в Штатах с кем-то знаменитым? Кому из селеб мечтаешь снять клип?

КН: Пока я придержу в секрете, с какими артистами мне удалось пообщаться на тему сотрудничества. Но я делал так: открыл свои любимые треки в Spotify и отобрал артистов, которые:

А) при жизни;

Б) не слишком крутые и популярные, чтобы у меня хотя бы был шанс.

Я пишу им, мол: «Я ваш фанат, тоже сейчас в ЛА, давайте сниму вам клип». Парочка из них ответили. Следите за новостями :)

К: Кого из клипмейкеров или режиссеров ты бы отметил? Кто твои фавориты и источники вдохновения?

КН: Спайк Джонс оказал на меня большое влияние. Это американский режиссер, он снял множество культовых клипов для таких музыкантов как Sonic Youth, Kanye West, The Notorious B.I.G. и др.

В основном я ориентируюсь на кинематограф. Я, как и многие, поклонник Нолана, Вильнева – их работы это прям то, что нужно, прям в точку.

К: Как получилось настолько точно воссоздать Комаровку и Осмоловку в клипе «Hangin' Around», находясь в США? У тебя настолько феноменальная память?

КН: Квартира, в которой тусуется Никита в клипе, – это буквально квартира с таким же видом из окна, который я наблюдал до этого 6 лет.

Этот вид на кукурузы и пешеходный бульвар, на мой взгляд, получились очень даже правдоподобно. Здания кукуруз и Осмоловку рисовала художница под заказ по десяткам фотографий моего друга, того самого Леши из Банги. Здание Дворца Молодежи было нарисовано, используя готовые ассеты из библиотек Unreal Engine'a. Я просто ввёл «soviet brutalism» и сразу узнал его.

В клипе есть самый упоротый мета-эпизод в гаражах. Там можно увидеть меня, снимающего клип каким-то рэперам (смеется). Здесь я использовал технологию MetaHuman, которая позволяет сделать «слепок» лица с помощью камеры телефона и превратить в 3D-модельку.

К: 3 главные ассоциации с Беларусью

КН:
1) Бангалор. Мой дом, парковка возле ТЦ «Европа», когда люди там собирались и кушали еду из МакДрайва.

2) Ислочь. Там я бывал и один, и с друзьями. Приезжал туда подумать о жизни, вырваться из городской суеты.

3) Лютая холодная зима, загородная дорога по пути из Беларуси и заснеженные просторные поля с ЛЭПами практически на весь горизонт. В этом я нахожу красоту и то тоскливое чувство, когда уезжаешь из Минска. В похожих локациях мы как раз снимали клип на трек «Мечта» Длины Волны.

К: Три клипа, который должен посмотреть и изучить каждый клипмейкер

КН:

1) Beastie Boys – «Sabotage»

2) Lazerhawk – «Overdrive»

3) Tame Impala – «Solitude Is Bliss»

Подписывайтесь на Telegram-канал КЛІК, чтобы знать все о беларуской музыке