January 11

ЧЕЛОВЕК ИЗ САН-ФРАНЦИСКО. Мнение

В день выхода нового альбома Ивана Лужкова делюсь впечатлением об услышанном в виде ассоциативного плейлиста из песен, которые созвучны новым композициям Ивана, какие-то - музыкально, какие-то - образами.

1 - «День» - Light My Fire, The Doors

Сейчас объясню!

«Город гудит, будто в нём полно пчёл»: как и гимн лета 1967-го, «День» имеет ритм боссановы, а гитара и «кнопки» в ней выбрируют пчелиным роем и «дымят», как фимиам. Главная музыкальная тема песни «День» легко запоминается, её напеваешь. Вот только у Doors музыка наваливается на слушателя, как жидкий мёд из опрокинутой бочки, и льнёт во все щели, а у Ивана, и его соавтора Евгения Горбунова, это мёд в сотах, с воском, куда более структурированный и терпкий. «Помни, ты всего лишь дым» - стоит вслушаться в текст песни «День», и в голову приходит строчка «если есть в кармане пачка сигарет», но есть в ней и ориентальный дым от «funeral pyre».

2 - «Бакалавр» - I Was Made For Lovin' You, Kiss

Мелодия напоминает припев песни Kiss. Оттого автоматически «Бакалавр»воспринимается как песня о любви. «До свидания, школа для зверей» и «стану полным бакалавром утренних небес» - будто второе значит завалить экзамены в первом. Разве это не про человека, который «was made for loving»?

3 - «Сабля» - If You Tolerate This Your Children Will Be Next, Manic Street Preachers

Песня Manics выбрана произвольно, хотя не совсем. Нельзя было взять песню с первых трёх альбомов группы, потому что «Сабля» отсылает к загадочному и трагическому исчезновению Ричи Эдвардса, участника Manic Street Preachers. If You Tolerate… датируется 1998-м, третьим годом без Эдвардса.

4 - «Человеконенавистик» - Nature’s Way, Spirit

Здесь опять мелодическое сходство во вступлении. Эта песня лос-анджелесских легенд входит в число тех, которые изначально покоряют красотой, гармоничностью. И лишь потом до мозга доходит её мрачность. «Человеконенавистник» наоборот вынуждает напрячься сразу с названия. Напрячься и подумать о том, может ли ненависть быть обоснованной, своего рода внутренним индикатором непорядка? Nature’s way of telling you something’s wrong, так сказать.

5 - «Кроме меня» - Без меня, Гражданская Оборона

Ассоциация по названию, но не такая поверхностная, как может показаться. В тексте «Кроме меня» это выражение используется в том же значении, как и у Летова - «без меня». Есть и другие рифмы в тексте. Образы разобщенности в «Кроме меня»:

Города и континенты

Этот свет

Одинокий, одинокий

Этот мир кроме меня

Я, я, я

Этот мир кроме меня

Беда, беда, беда

Замерзли звезды в темноте

Сырой ноябрь без костей

Вы с ним - не те

А вот что у Летова:

И убегает мой мир

Убегает земля

Бежит далеко-далеко

Без оглядки далеко-далеко...

Корка хлеба без меня

Пальцем в небо - без меня

Без меня - апрель, без меня - январь

Без меня - капель, без меня -

отрывной календарь на стене

6 - «Из Космоса» - Javelin Unlanding, Bill Callahan

Здесь всё просто. Иван сам говорит, что вдохновлялся этой песней. Это практически её перевод на русский язык. А вообще звучание Javelin Unlanding очень напоминает предыдущий альбом Ивана - «Продавец облаков».

7 - «Сверху вниз» - Ещё один упавший вниз, Аквариум

Может показаться, что ассоциация вновь натянутая, по названию, но нет. Песня БГ это манифест артиста, признающего и утверждающего свою вторичность по отношению к западной музыке. «Ещё один…» что может быть унизительнее? В культуре всё наоборот. Имитация это надежный способ связи, о чем, вероятно, догадывается, герой «Сверху вниз»:

День, когда грянет гром,

Когда темнота

Наполнит меня,

Когда мы поймем,

Как нам найти друг друга?

Как говорила одна американка: art is a guaranty of sanity.

8 - «Не узнать» - к этой песне у меня нет конкретной ассоциации. Она продолжает мысль предыдущей «Сверху вниз», но совсем в другой тональности.

9 - «Под водой» - Палуба, Никита Прокопьев и Сергий Черепихо

Никита Прокопьев это псевдоним, ранее использованный Иваном. Его песня «Палуба» датируется 2012 годом. Задачка на поиск отличий спустя 12 лет. Что было в «Палубе»:

Прошлое - беда

О да!

Под ногами палуба

Будущее тоже

На космос похоже

Я хочу любить только тебя, палуба!

И вот теперь, «Под водой»:

Луна скользит сквозь тень

На этой палубе был интересный день

Каждый занят был своим делом

Медленно сочился свет белый

Медленно сбывалось предположение

Самые смелые умрут на коленях

Кстати, образы луны, звёзд и ночного неба - спутники «Человека из Сан-Франциско» из песни в песню.

10 - «Квадрат» - The Red Telephone, Love

Вообще ничего общего, скажете вы, когда послушаете новинку, и ошибётесь. Образ «квадрата» в песне ничто иное, как англоязычное «cell», то есть тюремная камера. В такой смысловой рамке строчка «я буду рядом всегда, то есть бессрочно» звучит заклинательно.

И вспомним, что было у Артура Ли:

They’re locking them up today

They’re throwing away the key

I wonder who it will be tomorrow, you or me?

We’re all normal and we want our freedom

I want my freedom

All of God’s children gotta have their freedom


Альбом «Человек из Сан-Франциско» можно послушать, пройдя по ссылкам, размещенным здесь.

The message is me