December 13, 2022

Конспект подкаста «Что тебе ещё надо?» Гость: Валерий Черный Квадрат. Про счастье, выбор и потенциал

Я тут снова с конспектом. Очень хочу делиться контентом, который как-то внутри резонирует со мной. На этот раз подкаст. Не знаю, получится ли делать это регулярно, но те благодарности, которые я получил от конспекта Stutz — греют мне душу :)

Дальше будет местами прямая речь, где-то моя интерпретация. Лучше слушать подкаст по ссылке здесь.

Но можно почитать, потом послушать, потом почитать, так будет даже эффективнее.

Ведущая: Ира Подрез — автор системы трансформации бизнеса и мышления. Ссылка на instagram Иры

Гость: Валерий Черный Квадрат — кандидат психологических наук, основатель блога black square бренда. Ссылка на instagram Валерия

В конспекте: 
— что научные исследования говорят о счастье;
— почему так важно реализовывать свой потенциал;
— как понять, сколько и чего вам нужно, чтобы чувствовать себя хорошо;

А ещё в подкасте:

— зачем быть анонимным в соцсетях и сделает ли это тебя счастливее;
— почему несчастье ведет к проблемам со здоровьем.

Феномен социального доказательства

Люди боятся принимать любое решение в своей жизни. Даже покупка зубной пасты может вводить в ступор. С кем дружить? Какой фильм выбрать? В какой садик отдать ребёнка? И поэтому люди залипают друг в друга и в телевизор и соцсети, где им говорят: «Сумка от LV это очень классно, если она у вас будет, то вы настоящий человек!»

Люди используют этот механизм, чтобы об других получать знания о том как правильно/как лучше, то есть как бы калибруются об других людей. И это крайне непродуктивная история. Она возникает тогда, когда нет внутренних опор. Это всё время про искажения. Это всё время ты не сам с собой. Ты не живешь, ты пробуешь жить.

Это так называемый «синдром отложенной жизни». Так хочется спросить у кого-то: «Как правильно жить?» Спрашивать у блогеров: «Как ты относишься к этому событию?», «Я ведь не знаю как мне относиться к тому или иному событию» или «Я не знаю как мне выбрать что-то» И это психологическое нездоровье.

Что такое психологическое здоровье? Это когда я каждый день себя спрашиваю: «Что я чувствую?» «Чего я хочу на самом деле?» Если нет ответов и пустота внутри, то она в 100% случаях выливается в страхи.

И надо чтобы были опоры. Опоры — это когда я научился слушать себя. А по результатам своих решений понимаю, что я угадываю или не угадываю с выбором.

Как выбрать зубную пасту, ресторан, работу, партнёра?

Я иду в магазин и выбираю зубную пасту. Мне не надо вспоминать рекламу, не надо подходить к продавцу. Достаточно просто погрузиться в себя и понять, куда потянется рука. Взять в руку пасту. От какой из них чувствуется тепло? Какую хочется купить именно сейчас? Потом приходишь домой и начинаешь чистить зубы — и вдруг понимаешь что полная херня. Ну вот так чувствуешь сейчас свой выбор. Идёшь снова в магазин. И берёшь другую. И вдруг — получилось. Вот она, та самая. Ура! Получилось.

И теперь тоже самое на ресторанах, одежде, друзья, работе, чем угодно. И когда люди тренируют это ощущение — у них растут опоры и они растут личностно.

Когда ты личность, когда ты живешь в гармонии с собой — ты не ориентируешься на внешние способы получения информации (конечно, ты ищу учитываешь, безусловно) Но у тебя нет такого, что ты затыкаешь самого себя мнением других людей. Потому что это всегда про отсутствие опор и долгосрочное несчастье.

Понятно, что это большая работа. И важно тренировать себя ставить вровень с ценностью такой же как и мнение других людей.

И формируется навык пробовать: не получилось, ну окей, попробую другое что-то. Пробовать и проверять — классный навык, который важно в себе тренировать.

Важно прийти к тому, что мои ощущения всегда важнее чем внешняя информация. Тогда будет совсем другая жизнь.

А если я постоянно ошибаюсь?

«Валера, тебе классно говорить, а что делать вот мне: Я и так уже 100 раз наошибалась: и зубная паста не та, и муж не тот, работа не очень и вся жизнь уже сплошная ошибка. Я не могу уже столько ошибаться. Я лучше буду кого-то слушать, и может что-то начнёт получаться»

Слушать себя и ориентироваться на внутренние ощущения — это некая идеальная модель. Это то, куда желательно прийти рано или поздно. Следовать за кем-то и доверять внешнему это нормально, но это определённый этап в жизни. И если ты правильно угадал за кем следовать, и кого слушать — то окей, но если неправильно? То значит ты можешь получить — горе, депрессию и пустоту.

И когда люди говорят: я устал, уже не могу и всё такое. То важно возвращать себя: а что я чувствую? А что я хочу на самом деле?

Это делается не быстро, но то рано или поздно это должен сделать каждый человек.

ИРА: «Пример из ресторана: учиться заказывать одно блюдо, пробовать и его и если не нравится (просто не хочется такое сейчас) — что-то возвращать на кухню, что-то просить заменить, просто говорить «с блюдом всё окей, я просто хочу другое». И на этой такой элементарной вещи можно натренировать минимальный навык, и дальше уже двигаться в сторону, где делаешь уже принимаешь более серьёзное решение. Нужно начинать с чего-то маленького, а не сразу «решения на всю жизнь» Если ты не умеешь это делать, то конечно не сможешь.»

ВАЛЕРА: «Тут срабатывают психологические защиты. Мы формируемся в способах реакциях, привычек и т.д до 12-13 лет. И на этом уровне мы немного застреваем. Но жизнь требует от нас больше, чем от уровня 12-13 лет: Плати налоги, делай то-то, нанимай 500 человек, судись и избегай неудач. А что может сделать 12 летний человек? Максимум: давать заднюю постоянно — к маме, домой. Туда, где проще всё было. «Трава когда была зеленее? Где-то там в прошлом» «Любовь первая когда была? Там где-то в прошлом». А счастлив был когда-то тогда. А сейчас ведь одни проблемы.

Это проявление определённых механизмов, которые тянут человека в прошлое. Настоящее взросление начинается тогда, когда человек этот внутренний голос затыкает и говорит: «Мы в прошлом уже жить никогда не будем. Не надо возвращаться в старый дом.» Надо всё время идти в новое. В новые ощущение. В новые способы реагирования.

Если человек не выработал привычку к переменам, то всё новое будет даваться очень сложно и со страданием.

Ошо говорил: «Я ни разу не встречал человека старше 8 лет»

Это красивая фраза, но тут он имел ввиду то, что способы реагирования людей часто не совпадают с их возрастом, и где-то застревают на этом возрасте. Конечно, так не у 100% людей. Но это зона роста. Это совсем другой уровень счастья и уровень жизни.

Насколько личное счастье современного человека зависит от окружающих?

Есть огромное, дорогое 75-летнее Гарвардское исследование, в котором приняли участие 800 человек. Они каждый год связывались с респондентам и задавали определённый перечень вопросов: Как вы? Как работа? И они отвечали каждый год на эти вопросы.

И есть несколько уровней взросления:

Человек начинает жить как ребёнок, ему счастьем начинает казаться всё, что ему захотелось здесь и сейчас. Если мне эту машинку не дали, то я начну реветь. Всё, что я хочу — дай сейчас. Это психология ребёнка. С взрослением появляется цель: квартира, машина, отношения и т.д. И оказывается можно получить всё это. И дальше открывается уже следующий уровень. И Гарвардские учёные захотели понять, а что с людьми происходит, когда у них всё есть и жизнь прожита?

Отношения. Теплота и взаимодействие друг с другом важнее всего на свете. Большинство прямо так и говорили.

Почему отношения? Потому что мы как вид выживали исключительно из-за отношений.

200 000 лет назад у нас не было клыков. Мы были падальщиками. Люди самые слабы животные. Всё время в состоянии испуга. Потому что лев, кабан, или носорог мог легко убить нас. Но в какой-то момент люди стали меняться: начали объединяться, строить дома, города, университеты, писать книги, делать компании. Мы социальные существа были всегда и навсегда такими останемся.

Это один из выводов Гарвардских учёных.

Есть ещё исследование, что деньги являются заменителем определённых потребностей в социализации. Если хочешь больше уважения — то покупаешь чемодан LV и смотришь на всех свысока. Или покупать дорогую машину и думать: «Смотри на меня, во какую машину я паркую».

Деньги лишь могут ускорить удовлетворение какой-то потребности в социализации, но деньги не смогут полностью удовлетворить эту потребность или заменить её.

Причины несчастья большинства людей:

  1. Отсутствие контакта со своими реальными потребностями. У людей есть определённые «природные настройки» Если ты чувствуешь свою природу и то к чему тебя тянет и начинаешь делать что-то в соответствии с этим внутренним ощущением — ты всегда будешь счастливее 99% населения земли. Но нас этому не учат. В школе не спрашивают: «что ты чувствуешь? что ты хочешь?» Нас не учат быть культуре контакта с собой.
  2. Базовое недоверие миру. Родители формируют нам доверие к миру. Мы будучи детьми не можем сами его формировать. Если потребности ребёнка игнорируются, то у него записывается — мир жесток, мир меня не любит. Для ребёнка весь мир — мама и папа. И если они не откликаются, то весь мир жесток.
  3. Отсутствие развития своих способностей. Карен Хорни писала: самореализация — это неотъемлемая часть психологического здоровья. «Желудь не должен оставаться жёлудем. Жёлудь должен стать дубом».

3 уровня счастья:

  1. Тело — это про удовольствия для тело. Это базовая потребность пирамиды Маслоу.
  2. Душа — она должна быть наполненной. Психотерапия убирает дырки, через которые утекает 90% энергии. Наполненность — это ощущение что я с другими, поддержка, социализация. Если есть дырка — любая невысеченная психотравма. То энергия будет утекать. А если утекает — то внутри страхи и пустота.
  3. Дух — самореализация. Вся эволюция имеет только одну направленность — вперёд, в трансформацию. Ведь это счастье — перейти из первого класса во второй. Из универа в работу — счастье. Счастье духа — самореализация. Люди несчастны, потому что хотят зафиксироваться в определённом состоянии. «Я хочу как 10 лет назад!» — такого не бывает. Эволюция не знает такого.

Как понять какой у меня потенциал?

Было исследование среди спортсменов. И его суть такая, что кто быстрее восстанавливается после тренировок — у того выше потенциал.

Если переносить на бизнес, то ту похоже. Если после большой неудачи (разорение, долги), человек ложиться и буквально умирает «моя жизнь конечна и т.д», а есть те, кто проснулся и говорит «Ну что, урок получил» и продолжает идти дальше. Через 2 года встречаешь его всё вернул. Ещё через 2 года — получил в 10 раз больше.

Критерий: как быстро ты восстанавливаешься.

Ещё один критерий: количество попыток. Чем больше попыток хочется сделать в направлении какого-то дела, тем больше там твоя жизнь и твоя история. Если совсем не хочется, то то либо ты слаб или то правда не твоя тема. Но нужно сделать всё равно какое-то количество попыток.

Ещё важно пробовать жизнь на вкус. Мы так устроены. В детстве всё тащили в рот, потому что такая природа. Идти, пробовать, изучать.

Какая формула счастья Валеры?

Нет единственного элемента, добавив который ты станешь счастливый. Важна системность. Мы с течением жизни набираем для себя набор разных штук — это попробовали, то почитали, с тем поговорили. И когда мы умеем собирать это в свою формулу (ведь у каждого она своя) — это способность соотносить всё со своим внутренним миром.

За видимой простотой счастья человека скрывается огромная глубина. Счастливые люди не ищут формулу, они открыты миру и всё многообразие мира пытаются как-то сопоставить с собой.