Рецензии и обзоры
March 15

"Сёгун". Стоит ли его сравнивать с первой экранизацией?

Его называют новой «Игрой престолов», а критики в голос хвалят. Новый мини-сериал «Сёгун» - вторая экранизация знаменитого одноимённого романа Джеймса Клавелла.

В детстве та самая экранизация 1980 года была необычайно популярна. В принципе, тема Японии и востока, тогда ещё не сходили с телеэкранов, зачастую мелькая в каждом боевики.

Но «Сёгун» точно не был боевиком, скорее исторической драмой.

Позже я прочёл книгу.

И должен сказать, что сериал сильно уступал по своим психологическим нюансам первоисточнику.

Хотя я не могу сказать, что книга на стопроцентов исторична. Я помню такой момент (может быть переводчик накосячил), где упоминается слуга, некогда прошедший войны и, владевший приёмами дзюдо и каратэ.

Возможно, я что-то перепутал, но я даже перечитал тогда.

Что меня смутило?

Для далёких от мира единоборств вроде бы ничего. Дзюдо, каратэ - японские боевые искусства.

Но.

В годы, которые описаны в романе таких единоборств не существовало.

Каратэ - как систематизированный вид единоборств появился в 20 столетии на основе разобщённых техник, пришедших из Китая в Окинаву, дзюдо появилось в веке 19.

Думаю, что речь могла бы идти о джиу-джитсу, в лучшем случае.

Но это так, мои брюзжания.

Съёмки нового сериала прошли в Канаде с сентября 2021 года по апрель 2022 года.

Сразу скажу, что не нужно привязывать свои впечатления к прежней экранизации. Начнём с того, что и она сильно расходится с книгой. Честно говоря, не могу сказать, насколько расходится вторая экранизация, сейчас уже текст помню плохо.

Но я точно запомнил, что в книге описывалось то о чём каждый из героев думали или вспоминал. В фильмах это не показано, но благодаря этому раскрываются совершенно новые грани каждого персонажа, да и сюжета в целом.

Что скажу о новом сериале.

Мне понравился. Я бы сказал, что это самостоятельное произведение. Такой тонкий политический триллер.

Бросается в глаза, что японки в сериале показаны как такие евроазиатки, и не очень похожи на оригинальных дев средневековья. Скажу откровенно, они красивее, чем японки средневековья, чего уж там скрывать.

Но зато показаны поединки более реалистичные, чем обычно изображают в кино, когда дело доходит до китайцев или фехтовании на катанах.

Здесь нет этой вычурности, мгновенных махов мечами, от которых валятся деревья, брызжут фонтаны крови, обваливаются горы.

Кто-то может задаться вопросом, а как так миловидная японка лихо орудует копьем.

Нет, в этом нет выдумки, некоторые из японок-аристократок проходили обучение фехтования алебардой. Что-то похожее было, кстати и в средневековой Европе.

Ну, конечно, ниндзя в веке 17 в Японии, это уже перебор. Ниндзя уже в 16 столетии стали персонажами героических историй, фольклора и сказаний. Собственно, тогда и формируется образ самурая как такого благородного война. Междоусобные войны уходят на второй план, происходит романтизации и рефлексия образа самураев, войной и тех же ниндзя.

Я должен сказать, что новый образы современного «Сёгуна» выглядят свежо, а многие аспекты даже для меня раскрылись в новом свете. Во-первых, книга не оставила такой отпечаток как старый сериал, который постоянно крутили по ТВ, во-вторых старый сериал, всё же, многие углы сглаживал, несмотря на все вольности, казалось бы, показанные тогда.

Точно могу сказать, стоит его посмотреть. Старый сериал был хорош, но его время прошло, как ни крути. И да, обязательно прочтите книгу.

На фото Хироюки Санада, сыгравший Торонагу. Актер харизматичный. Можно сказать, наследник Тосиро Мифунэ. А ведь я его помню ещё по ролям в гонконгских боевиках, поэтому и захотел отметить отдельно. Его ренессанс пришёлся на серьёзные вещи, такие как «Мир Дикого Запада».