January 24, 2020

5 железных правил путешествия, которые сделают вашу поездку незабываемой

«Чтобы стать мужчинами, мальчишки должны странствовать, всегда, всю жизнь странствовать».
~ Рэй Брэдбери

За последние несколько лет я провел достаточно много времени в путешествиях. Я жил год в Индии, исследуя разные уголки индийского субконтинента, сталкиваясь как с радостью и блаженством, так и с болью и страданием, погружаясь в омут контрастов и противоречий этой удивительной страны.


  • А недавно я вернулся из путешествия по Европе, из солнечной Греции, под приветливым небом которой, я укрывался как под теплым одеялом от промозглого московского лета. Моя работа позволяет мне путешествовать и трудиться, находясь в любой точке мира, где есть интернет. И я очень благодарен судьбе за предоставленную мне возможность.
  1. Ведь благодаря путешествиям личность укрепляется, взрослеет, избавляется от предрассудков, развивает кругозор, пересматривает свои ценности.

Путешествия — это не только отдых и новые впечатления. Они также помогают нашей личности расти и развиваться.

Оглядываясь назад, я с удовольствием отмечаю то, как сильно я повзрослел во время поездок по миру. Под мрачными горными вершинами и в трясущихся поездах и на морском берегу меня посещали ценные идеи и озарения, которые заставляли меня пересмотреть всю мою жизнь и взгляд на вещи.

Как сказал Нил Дональд Волш:

«Жизнь начинается за пределами твоей зоны комфорта».

А Анатоль Франс ему вторил:

«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома».

За время своих путешествий я выработал пять железных правил, которые помогут вам получать от путешествий не только максимум впечатлений и отдыха, но и максимум ресурса для саморазвития.

Правило 1 – Быть осознанным

«Не люди создают путешествия, а путешествия создают людей».
~Джон Стейнбек

В моей семье всегда существовала традиция «присесть на дорожку». Я помню из детства, как мои родители, которых никто никогда до этого не обучал медитации, перед каждой поездкой садились и в молчании проводили примерно пол минуты.


Я думаю, что это не просто красивый семейный ритуал, но и, своего рода, практика, помогающая собраться с мыслями перед путешествием, вспомнить о том, что могли забыть.

И еще мне кажется, что эта традиция – это один из примеров интуитивного воплощения принципов медитации в общественных обычаях. Вроде как чтение тостов на день рождения можно назвать примитивной социальной формой метта медитации.

Но кто бы знал, что когда я вырасту, я буду сидеть в тишине каждый день от получаса до часу, обязательно, без исключений, следуя строгим, формальным правилам «сидения». И, в том числе, во время путешествий.

Во сколько бы я ни поднялся, какие бы интересные дела или тяжелые перелеты меня ни ждали впереди, я всегда начинаю свой день с медитации. Я могу иногда пропустить зарядку или йогу. Но без медитации, так же как без чистки зубов, я свой день не начинаю.

В самых крайних и исключительных случаях, если мне не удалось помедитировать дома, я медитирую по дороге в транспорте или уже на пляже.

Осознанность на отдыхе особенно нужна.

Нужна она для того, чтобы быть внимательным и собранным. Ведь путешествие – это тоже, своего рода, стресс. Приходится планировать, договариваться, удерживать в голове множество вещей, ничего не упуская, ориентироваться в незнакомой и непривычной обстановке.

Но путешествия – это не только длительные перелеты и общение с незнакомыми людьми. Это также и отдых. И во время отдыха осознанность тоже нужна.

Чтобы быть в потоке происходящего, наслаждаться моментом здесь и сейчас, не улетая мыслями в работу и в повседневные обязанности. Пребывать вместе с ощущениями от ласкающего ветра, мягкого песка, теплого моря, свежего воздуха. Быть спокойным и расслабленным.

Осознанность должна органично влиться в образ жизни, также как река впадает в голубой океан. Потенциал медитации возрастает во много раз, когда осознанность начинает воплощаться не только в виде сидения в формальной медитации 2 раза в день, а сопровождает многие повседневные действия.

Поэтому я стараюсь использовать время в путешествии как потенциал для именно неформальной медитации. Она не занимает много времени. И не «прерывает» отдых. Наоборот, она помогает насладиться путешествием намного глубже.

Когда я лежу на пляже, я стараюсь ощущать, как солнце ласкает мою кожу, приятный жар на теле. И если мысли уводят меня куда-то, я, замечая это, перевожу внимание обратно на приятные ощущения в теле.

Иногда я не спеша прохожусь туда-сюда по берегу, смотря себе под ноги или прямо вперед перед собой с чутким вниманием к ощущениям в ногах. Осознавая момент касания ступни с песком. Осознавая момент касания прибрежной волны со ступнями.

И когда я замечаю, что мое внимание ушло в сторону, я возвращаю его в свои ступни. И опять наблюдаю все ощущения: песок, вода, чувство тяжести, чувство легкости.

А потом вкусный ужин. Экзотическая еда, буйство вкусов. И все эти вкусы на моем языке. Я стараюсь жевать медленно. Пытаясь не упустить этот вкус, не упустить это мгновение.

Я здесь и сейчас. Я живу.

Неформальная практика очень уместна в долгих перелетах.

Например, в последних путешествиях я столкнулся с задержками рейсов и мне пришлось провести много времени в аэропортах.

Вместо того, чтобы сидеть и нервничать, я в таких случаях медленно хожу туда-сюда по аэропорту с предельным вниманием к ощущениям в ступнях.

Я захожу в туалет с полным вниманием ко всему. К звуку журчащей струи, которая разбивается об белую эмаль. К соприкосновению жидкого мыла с кожей рук. С теплом воды из-под крана.

Конечно, я не занимаюсь этим все время. Могу почитать. Могу послушать плеер. Или просто позволить мыслям «гулять». Но тем не менее, эпизоды осознанности в течение дня помогают мне сделать свое путешествие более насыщенным и интересным в плане впечатлений. Я становлюсь внимательнее. А внимание помогает не упустить детали.

А когда мой ум сосредоточен и спокоен, внутри рождается плодотворное пространство для новых озарений, инсайтов. Я возвращаюсь из путешествия с ворохом новых планов и идей.

Правило 2 – Обуздывать внутреннюю жабу

«Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали».
~ Марк Твен

Я сам очень бережливый. И часто замечаю такую же бережливость в своих соотечественниках на отдыхе и в путешествиях.


Потрясающие Метеоры в Греции. Висящие в воздухе монашеские обители

И это можно понять. Путешествия обходятся дорого. И есл�� не держать руку на пульсе расходов, то поездка может очень больно ударить по кошельку.
Но просто иногда эта разумная бережливость переходит в откровенную скупость.

Когда пытаешься сэкономить на всем, прилагаешь все усилия, чтобы вдруг ненароком не заплатить лишнюю копейку, находишь любые «лазейки»: путешествуешь зайцем, торгуешься до белой горячки в магазинах, не даешь чаевых и т.д.

«Я по своему опыту знаю, в какое мучение может превратиться путешествие, если считать каждую копейку….»

Я считаю, что это неправильно и стараюсь с этим бороться в себе.

Ведь я являюсь гостем в стране, которая радушно меня принимает. И как гость, я стараюсь относиться к хозяину не потребительски, а с почтением и уважением.

И нужно дать возможность стране, которая тебя приютила, которая дала тебе в распоряжение ласковое море, безоблачное небо или величественные горы, заработать на твоем пребывании.

В этом нет ничего плохого.