October 6, 2022

«Лев Гумилев» или Субпассионарная биография

Рецензия на книгу серии «Жизнь замечательных людей» Валерия демина «Лев Гумилев». Ссылка на книгу тут.

Приступая к чтению данной книги из уже полюбившейся мне серии ЖЗЛ, я уже представлял кто такой Лев Гумилев, чем занимался и чем знаменит. Однако, эти ожидания меня и погубили. Объясню почему - биография написана урывками, ввиду этого не чувствуется цельность повествования - складывается ощущение, что ее писали несколько студентов первокурсников, причем не с гуманитарной кафедры.Тот факт, что автор не является историком, очень сильно бросается в глаза, прежде всего своим непоследовательным отношением даже прошлому и всей советской действительности в целом.

Вместе с этим, нарушено одно из главных правил таких сочинений: нейтральное отношение к объекту повествования. Валерий Демин в первой главе поставил две жирные точки: "Ахматова - гений" "Лев Гумилев - гений". Однако, даже студенту первокурснику исторического факультета известно, что Лев Гумилев неоднозначная личность, и еще более неоднозначный исследователь. Разговаривая с маститыми учеными на кафедре Российской истории Самарского государственного университета, я не раз сталкивался с настороженным отношением научного сообщества к теории пассионарности.

Вся критика Гумилева и его теории пассионарности сводится к непониманию оппонентами гениальности ученого, а также косности и узколобию советских историков. Тот факт, что со дня крушения марксизма и других советских социальных наук, к теории Гумилева относятся, лишь как к теории, вновь объясняется травлей и теориями заговора. Такое отношение допустимо для обывателя и любителя, но никак не для автора такой знаменитой серии книг.

Резюмируя минусы:
1. Слабый повествовательный язык (увы, но скорее всего другие книги ЖЗЛ данного автора я обойду стороной);
2. Предвзятое отношение к Гумилеву со стороны автора (если не можешь писать нейтрально - не пиши вообще);
3. Отсутствие понимания вообще трудов описываемого человека.

Из плюсов могу выделить только то, что книга меня немного заняла и повеселила.Если очень хочется - читайте, но я бы рекомендовать не стал (увы,опять книга про историка, написана не историком)