March 15, 2019

Студенты с кружками и жизнь на mute

В сериале Mr Robot есть довольно много сцен, в которых главный герой Элиот делает такой-себе sound off мира вокруг него и предается внутреннему диалогу. Чаще всего это происходит во время его разговоров с другими. Зритель видит, как собеседник Элиота без перерыва что-то тараторит, а сам Элиот в это время смотрит в сторону размышляет о своем, или общается со зрителем. Хотя, можно ли назвать общением процесс, в котором ответа от одной из сторон никогда не будет? Но сейчас не об этом.

Раньше эти сцены казались мне очень гиперболизированными, сделанными именно такими для реализации атмосферы сериала. И каково было мое удивление, когда я впервые осознала, что жизнь ничем не отличается от того, что я вижу на экране. Оказалось, можно точно так же сделать sound off практически любого разговора, и вести при этом свой собственный диалог. И это будет нормально. Отлично даже. Для обеих сторон.

Раньше я ощущала необходимость вслушиваться в то, что мне говорят. Что-то обязывало реагировать определенным (ожидаемым от меня) образом на то, что я слышу, что-то советовать, высказывать свое мнение, даже если мне в принципе не особо был интересен человек, или тема разговора. Но людям это не нужно. Людям хочется просто говорить, озвучивать свои мысли так, словно они чего-то стоят, словно они говорят на самом деле что-то важное и ценное.

В конце девяностых американские профессора проводили эксперимент со студентами экономики Корнелльского университета. Студентов поделили на две равные группы. Участникам одной из них вручили кофейные кружки с логотипом университета. Во второй части эксперимента профессора заинициировали торги между группой обладателей уникальной кружки с логотипом, и студентами, которым кружки не достались. Студентов спросили, за сколько они готовы продать и, соответственно, купить кружку. И что интересно: студенты, у которых была кружка, ставили ей цену в два раза выше той, которую за нее были готовы заплатить другие. После анализа происходящего ученые пришли к выводу, что цена товара, установленная его владельцем будет значительно вышей той, которую он сам мог бы заплатить за идентичный продукт.

Каждый из нас - как студент с кружкой. Люди хотят говорить без умолку, показывая, какие они умные, мудрые, опытные и фиг знает, какие еще, показывая этим всему миру, насколько они правы и компетентны в поставленной себе цене, насколько она справедлива и рациональна, и как она должна на самом деле быть в три, а то и в четыре раза выше той, которую ты готов заплатить. Мы носимся со своей кружкой с логотипом, и у кого-то эта кружка лучше, у кого-то хуже, чья-то сделана из пластика, а чья-то из глины. Но каждый собственник объявляет завышенную цену своей кружке, уверенный в её превосходстве. Хотя многие из этих кружек на самом деле не стоит забирать домой даже бесплатно.

Но как хорошо, что всегда можно поставить эти торги на mute.