December 22, 2020

Дорогу покажешь?

13.12.2020

Хоть мы и посмеиваемся с лицедеев, заявляющих, что видеоигры заставляют бедных детей убивать всё живое вокруг, всё же совсем отрицать влияние виртуального мира на нашу жизнь нельзя.

Чаще всего это влияние, конечно, мелкое и безобидное, и замечать его не страшно, а, напротив, очень даже интересно. Например, совсем недавно я заметил, что у людей, проводивших много времени в видеоиграх, восприятие пространства и подход к ориентированию в местности отличаются от тех людей, которые такой ерундой не занимались.

Вот я, например, в своё время заядлый игрок во всякие там гта, ассасинскриды и прочие штуки, подразумевающие кружок с картой в углу экрана, привык и в реальной жизни всегда представлять в голове карту. Даже если я хорошо знаю, как добраться до того или иного места в городе, я всё равно представляю в голове именно карту города или конкретно этого района.

А вот те мои знакомые, которые не тратили свою жизнь на пиксельные виртуальные миры (причём вне зависимости от возраста, будь то старшие родственники или даже сверстники, кого игры просто обошли стороной), привыкли мыслить пространство не через карту местности, а через путь до той или иной точки.

Именно поэтому моя мама обязательно скажет, что ТЦ «Звёздный» это тот, к которому нужно ехать по Пролетарской и на Карла Маркса направо, а я скажу, что ст. м. Беговая севернее Крестовского острова, потому что открываешь карту и так оно и есть (иногда буквально использую формулировку «выше по карте»).

И самое интересное, что дело тут даже не в том, чтобы объяснить человеку расположение какого-то места, ведь тут часто вопрос ситуации: расположение некоторых мест проще объяснить по карте, а некоторых — через путь к ним.

Главное, что люди по-разному представляют место даже у себя в голове. Меня буквально поразил тот факт, что многие люди (как выяснилось позже — особо не игравшие в видеоигры) у себя в голове представляют какую-то точку на местности именно через путь к этой точке, ибо я уже с подростковых времён привык всегда «держать в голове» карту (точнее, расположение этого места на карте относительно моей стартовой точки).

После предвзятых, ненаучных и проведённых с нарушениями всех норм подведения статистики опросов среди близких и знакомых я убедился, что эта разница обусловлена именно тем, играл ли человек в видеоигры с сопровождающей его всю игру мини-картой в углу экрана или не играл. Круто.

А как мыслите пространство вы? Всегда представляете карту или мысленно прокладываете предполагаемый путь к точке?