December 22, 2020

чисто/пусто (6.09.2020)

Последнее время стал часто задумываться о том, где же среди какого-то понятного набора признаков черт, качеств — я, а где — то, что я перенял от людей из своего окружения. Или шире — от всего социума, внутри которого я нахожусь в течение жизни.

Вот полу-дотошное отношение к порядку в доме, например, у меня от того, что я почти полгода жил с Саньком, моим очень дотошным в плане домашнего порядка корешем, или потому что я просто устал пять лет жить в засранных общагах? Ведь подростком я точно намного проще относился к этому.

Или любовь к кино. Сейчас я воспринимаю кино как вид искусства, который больше всего повлиял на меня по жизни (ощутимо больше, чем музыка или литература). Но я прекрасно помню, что осознанно подходить к просмотру кино меня научила вполне конкретная одноклассница, до встречи с которой я к фильмам относился как к мелькающей на телеке картинке со звуком (примерно). То есть, не появись в моей жизни одной конкретной одноклассницы, и я бы был совсем другим человеком?

К слову о кино. Ингмар Бергман в «Персоне» размышлял о чём-то похожем. Там бывшая актриса стремится вычленить из своей жизни всё, что «не есть она», прекращая не только играть на сцене, но и просто говорить, произносить вслух слова (ведь вслух мы всегда говорим только с другим людьми, и никогда — с собой). Ну и, конечно, обрывает все прежние социальные связи, становясь этаким чистым наблюдателем.

И мне вот интересно, насколько вообще возможно, заперевшись в домике посреди леса, без каких-либо контактов с внешним миром, без книг и прочих источников информации, постепенно мысленно отделяя от себя всё привнесённое в тебя извне, нащупать наконец «чистого», «изначального» себя. Или по итогу такой процедуры отбрасывания «нащупывать» будет уже нечего?