June 10, 2020

Отец трафаретного граффити

Пионер парижского стрит-арта и основоположник трафаретного граффити, Блек ле Рат вот уже тридцать лет рисует на улице, оставаясь при этом в тени своих более успешных и раскрученных последователей.

Начало творческого пути

Блек ле Рат (Blek le Rat), настоящее имя Ксавье Проу (Xavier Prou), родился в Париже в 1952-м году. Его отец был архитектором, а мать — дочерью французского консула в Таиланде. Псевдоним художника происходит от названия детского мультфильма Blek le Roc, в котором он заменил последнее слово на анаграмму слова art – rat. Кроме того, первыми уличными рисунками Ксавье были изображения крыс, которых художник называет «единственными свободными животными в городе» и которые «распространены по всему миру так же, как и стрит-арт».

Нью-йоркское граффити в 1970-е.

Все началось с поездки Ксавье в Нью-Йорк в 1971-м году. Там он впервые увидел «дикий стиль» (wildstyle graffiti). «Рисунки были везде, — вспоминает художник. — В метро и вокруг баскетбольных площадок. Мне запомнились надписи маркером, разбросанные по всему городу и украшенные изображением короны сверху, а также огромные буквы, сложные и со множеством цветов. Мне стало интересно, что это, и я спрашивал своих знакомых: «Что все это значит? Почему люди это делают?» Но никто не смог дать мне вразумительного ответа, кроме того, что это делают без какой-либо цели и смысла».

«Я десять лет вынашивал информацию, полученную в Нью-Йорке: нужно было дать идеям созреть, чтобы в итоге начать делать что-то свое.»

Уличные надписи в Париже, 1968 г.

В Париже в то время не было ничего подобного. В 1968-м году, во время студенческих волнений, на улицах появились политические лозунги, а также постеры учеников Школы искусств (École des Beaux-Arts), но сколько-нибудь заметного движения уличных активистов на тот момент в столице Франции не было. Сам Блек, кстати, тоже является выпускником этой школы, где изучал архитектуру и изобразительные искусства: литографию, шелкографию и искусство гравюры, что в немалой степени повлияло на его творчество и восприятие общественных пространств.

«Я десять лет вынашивал информацию, полученную в Нью-Йорке: нужно было дать идеям созреть, чтобы в итоге начать делать что-то свое», — рассказывает Ксавье. Раннее американское граффити навело художника на мысль создать стиль рисунка, наиболее подходящий архитектуре и атмосфере Парижа, который также органично дополнял бы город, как это делало граффити в Нью-Йорке. Кроме того, большое влияние на творчество Ксавье произвели английский художник и фотограф Дэвид Хокни (David Hockney) и нью-йоркский художник Ричард Хамблетон (Richard Hambleton).

Работы Ричарда Хамблетона

Отец трафаретного граффити

Блека считают одним из первых уличных художников, начавших использовать трафарет: с его помощью он создавал не только надписи, но и рисунки, в том числе людей в натуральную величину. Свой путь в мир уличного искусства Ксавье начал, как и большинство других художников: «Однажды мы с другом увидели, как подростки пишут свои имена за супермаркетом, и решили тоже раздобыть себе краски. Мы подхватили этот вирус. Нам хотелось создавать что-то новое и модернистское. Первый рисунок мы сделали в октябре 1981-го года на одном из заброшенных зданий. Мы хотели воспроизвести то, что видели в Америке, но у нас ничего не вышло. Поэтому я предложил своему товарищу использовать трафареты, о которых знал из курса шелкографии. Техника была найдена, краска у нас была — оставалось только действовать. В Париже было много свободных стен, а граффити было еще совсем не распространено, поэтому, когда нас останавливали копы и спрашивали, что мы делаем и есть ли у этого политический подтекст, мы говорили: «Нет, это искусство», и нас отпускали».

В начале Ксавье работал в дуэте со своим другом по имени Жерар Дюма (Gérard Dumas). «Блек ле Рат» был их общим псевдонимом, но уже в конце зимы 1982-го года Жерар покинул дуэт, и Ксавье продолжил рисовать в одиночку. В одном из интервью француз признался, что он решил использовать трафареты не только потому, что это быстро и удобно, но и потому, что ему не хватало навыков и опыта для создания рисунков от руки. Трафареты делать проще — меньше шанс испортить рисунок.

«Мне нравится рукотворность моих трафаретов, как в подготовке, так и в окончательном изображении.»

Интересно, что Ксавье начинал делать трафареты во времена, когда почти не было компьютеров и тем более не существовало графических редакторов, поэтому он делал все вручную. Он работает так до сих пор, потому что фотографии, которые его вдохновляют на создание трафаретов, чаще всего оказываются очень плохого качества, и обрабатывать их в графических редакторах — бессмысленно. «Мне нравится рукотворность моих трафаретов, как в подготовке, так и в окончательном изображении», — говорит Блек.

После того, как Ксавье уже достаточно хорошо овладел техникой, в марте 1983-го года он решил сделать трафарет человека в натуральную величину. Во французской газете Libération он нашел фотографию старика в кепке. Снимок так понравился художнику, что он сделал трафареты с этим персонажем в десяти французских городах. «Люди называли его Шарло (французское произношение имени Чарли Чаплина) или просто «старик», и неожиданно он стал известным. А как его любят фотографы! Я часто натыкаюсь на фото моего старика в газетах рядом со статьями, которые не имеют ничего общего с граффити. И так как рисунок оказался удачным, я продолжил и до сих пор делаю много трафаретов в натуральную величину», — говорит француз.

Позже, в 1991-м году, во время создания одной из работ у Блека ле Рата произошел конфликт с полицией, и с тех пор он начал в основном использовать заранее созданные с помощью трафаретов постеры, потому что «это быстрее и меньше вероятность, что тебя поймают с поличным».

Работа в Берлине на знаменитом пропускном пункте «Чарли», где проходила граница Западной и Восточной Германии. Фото:

Отношения с полицией

Летом 1984-го года в Париже начали появляться другие трафаретчики, такие как Мари Руфе (Marie Rouffet) и Сёрфас Актив (Surface Active), а граффити продолжало набирать популярность. Полицейские стали обращать внимания на уличных вандалов, действия властей становились все жестче и агрессивнее, и в том же году Ксавье впервые арестовали во время создания работы в одном из районов Парижа. Для художника это был интересный опыт: «Первое содержание под стражей, первый допрос следователя, который, будучи фанатом комиксов, решил не давать делу хода и отпустил меня. В другой раз мне снова повезло: судья, глядя на рисунок, послуживший поводом для моего ареста, сказал: “Я не могу осудить его — это слишком красиво”».

«Это забавно, но сегодня, даже когда я делаю рисунок легально, мне все равно немного страшно.»

Ксавье в одном из интервью признается, что, несмотря на то, что рисует на улице уже тридцать лет, он всегда был параноиком и предпочитал лишний раз перестраховаться, чем рисковать нарваться на полицию. «Это забавно, но сегодня, даже когда я делаю рисунок легально, мне все равно немного страшно. Начиная с конца 1984-го года страх быть арестованным никогда не покидал меня. В свое время я начал изучать работу полиции, научился предвидеть их рейды, узнал расписание их патрулей и выходных и постарался подстраиваться. Я научилась быстро прятать краску и прочее под машины, брал с собой кого-нибудь, кто бы стоял на шухере, научил друзей правильно следить за тем, что происходит вокруг. Я был вынужден это делать, потому что работать на улице становилось все сложнее. Было не очень весело, но желание выразить себя и рисовать было настолько сильным, что я продолжал играть в «кошки-мышки» с полицией. Нет ничего более захватывающего, чем рисовать с замерзшими руками в середине зимней ночи под звуки тяжело бьющегося от страха сердца. Но я никогда не получал удовольствия от этого риска», — рассказывает француз.

1 из 2.«Трафареты, как и все уличное искусство, не живут долго. Это очень эфемерное явление. Однако выход есть — рисовать на холстах.»

«По ночам я — один в городе, и город принадлежит мне. После каждой ночи, проведенной за рисованием, я снова и снова проходил мимо своих стен. Иногда я стоял возле них по несколько часов, просто глядя на трафарет и на реакцию прохожих. Даже мимолетный взгляд на мою картину наполнял меня радостью. Я должен был делать больше и больше, потому что трафареты, как и все уличное искусство, не живут долго. Это очень эфемерное явление. Однако выход есть — рисовать на холстах. В начале своей творческой карьеры я этого не делал и даже не фотографировал свои уличные работы. Это — печально, потому что довольно большая часть моей жизни была потеряна». Сейчас Ксавье создает работы как на улице, бесплатно и нелегально, так и на холстах, которые затем продает.

Работа продана за $27000.

Выставки

Галерейное признание пришло к Ксавье довольно поздно: его первая выставка прошла в Leonard Street Gallery в Лондоне в 2006-м году, затем — в Subliminal Projects Gallery в Лос-Анджелесе в 2008-м году, персональная выставка в Metro Gallery в Мельбурне в 2009-м и экспозиция в Opera Gallery в Лондоне в 2012-м.

Самые известные проекты

Одной из наиболее известных и успешных кампаний, которую провел Блек, является серия постеров с изображением Флоранс Обенас (Florence Aubenas), журналистки, которую террористы похитили в Ираке в 2005-м году. Ксавье разместил ее портреты вокруг офисов газеты Libération, в которой работала Флоранс, а также в людных местах по всему Парижу. Этот проект вызвал сильную эмоциональную реакцию со стороны граждан и большое количество положительных отзывов в прессе. В течение четырех месяцев, пока Флоранс находилась в плену, Ксавье приглашали на телевидение, радио, в газеты, на встречи с политиками, чтобы обсудить этот проект и его цель и, в конечном счете, чтобы больше людей узнали о случившемся.

Еще один известный серийный проект Блека ле Рата — рисунки бездомных на улицах разных городов мира. В 2005-м году француз начал изображать бездомных людей, которые стояли, сидели или лежали на тротуарах, в попытках привлечь внимание к этой глобальной проблеме. При этом художник обнаружил странную связь между бездомными и стрит-артом: «Когда вы рисуете в общественных местах, где находятся эти люди, вы как будто украшаете стены их дома. Я думаю, что создание подобных изображений и воспроизведение их по всему миру привлекает внимание людей и призывает их говорить на эту тему».

Последователи и влияние на стрит-арт

Блек ле Рат оказал большое влияние на сегодняшний стрит-арт и на многих современных уличных художников. Без него уличное искусство, возможно, никогда бы не достигло такой популярности в русле массовой культуры. Новаторство и смелость Ксавье проложили путь таким людям, как Спейс Инвейдер (Space Invader), Шепард Фейри, придуманным персонажам, как мистер Брейнвош (Mr. Brainwash) и многим другим. Без преувеличения можно сказать, что Блек изменили ход истории уличного искусства, привнеся в него трафаретную и плакатную графику.

Бэнкси: «Каждый раз, когда я думаю, что я нарисовал что-то хоть немного оригинальное, я узнаю, что Блек ле Рат уже сделал то же самое, только на двадцать лет раньше».

Отдельная тема — отношения француза со знаменитым британским коллегой. Бэнкси так говорит о влиянии Ксавье на свое творчество: «Каждый раз, когда я думаю, что я нарисовал что-то хоть немного оригинальное, я узнаю, что Блек ле Рат уже сделал то же самое, только на двадцать лет раньше».

Француз же отзывается о Бэнкси противоречиво и с долей иронии: «Я никогда не встречался с ним, но я вижу через его работы, что он человек умный. То, что он делает в Лондоне, похоже на рок-движение 1960-х, только в стрит-арте. Он очень хорош, но он не самый лучший. Я думаю, что Мистер Брейнвош или Шепард Фейри лучше, чем он. Когда я вижу, что Бэнкси нарисовал мужчину с ребенком или крыс, я, конечно, сразу понимаю, откуда он взял идею, и злюсь. Художник должен использовать собственные методы. Трудно найти технику и стиль в искусстве, поэтому если у вас есть стиль, и вы видите, что кто-то другой берет его и повторяет, вам это не нравится».

Мнение о других современных художниках у Ксавье тоже неоднозначное. Ему нравится то, что делают Свун (Swoon), Роа (Roa), Мистер Брейнвош. Однако при этом он считает неправильной тенденцию создавать огромные рисунки, во много раз превосходящие по размерам человека. Он считает, что художники, рисующие исключительно на фасадах, используют городское пространство, чтобы удовлетворить свою манию величия, и не заботятся о работе самого искусства в общественном пространстве. Ксавье уверен, что искусство должно быть соразмерно человеку и находиться на уровне глаз прохожих, а не закрывать собой целые здания.

Об искусстве, уличном и классическом

«Стрит-арт — это движение всей моей жизни, и я никогда не буду слишком старым, чтобы следовать за своей страстью».

Ксавье высоко ценит значимость и роль уличного искусства в современном мире: «Граффити говорит с обществом, и язык этого разговора может быть разным: это могут быть слова любви, слова ненависти, жизни или смерти. Это — прекрасный и тонкий вид терапии, попытка заполнить пустоту этого страшного мира искусством. Кроме того, городское искусство — крупнейшее художественное движение ХХ века. Нет места в мире, куда бы ни проник стрит-арт. Но власти не сочувствует нашему делу и объявили войну граффити. Молодые художники постоянно находятся под угрозой ареста и штрафов. Как будто граффити опаснее наркотиков и грабежей. Но все это не останавливает художников: огромное желание рисовать и выражать себя заставляет людей снова и снова выходить на улицы».

«Концептуальное искусство предназначено для тех, кто разбирается в философии и истории искусства, поэтому оно всегда будет эксклюзивным».

Во многих интервью Блэк достаточно критично отзывается об институтах традиционного искусства, а также о современном капиталистическом обществе. Он считает, что такие учреждения, как музеи, проецируют на посетителей «поддельную» реальность и неправильные ценности. Делают они это, по мнению художника, для того, чтобы замаскировать капиталистическую деградацию человеческой жизни. Блэк говорит, что не может примириться с культурной пустотой развитого капиталистического общества, и это нашло отражение во многих его работах, использующих образы классических произведений искусства, которые он стремился вернуть в их изначальный контекст.

«Это печально, но все имеет цену. В начале у меня была такая идея: я хотел быть вне системы, чтобы обмануть рынок искусства. Но, на самом деле, это невозможно.»

Сам Ксавье никогда не работал ради денег. Он признается, что понял, что создает произведения искусства, которые можно продать, только тогда, когда ему начали предлагать за них деньги. Все изменилось в тот день, когда его холст ушел с молотка на аукционе Christie за 40.000 долларов: «Это печально, но все имеет цену. В начале у меня была такая идея: я хотел быть вне системы, чтобы обмануть рынок искусства. Но, на самом деле, это невозможно. Вы никогда не сможете покинуть систему, вы не можете быть вне ее, если вы хотите жить. В шестьдесят лет я уже не пытаюсь никого обманывать, в том числе и себя. Я не революционер и не собираюсь менять мир. Тем не менее, я все еще продолжаю рисовать бесплатно на улицах. Я хочу дать доступ к картинам людям, которые привыкли видеть искусство только в музеях. Я даю людям искусство на улицах. Это подарок, который я могу дать миру».

Сейчас Блек ездит по миру и рисует на улицах, периодически выставляясь в галерейном пространстве, и, похоже, вполне доволен такой жизнью. «Я всегда хотел быть знаменитым и признанным, как рок-звезда. Почти всю свою жизнь я провел за рисованием на улицах разных городов. Я действительно хочу оставить частичку себя в каждом городе, в каждом рисунке, который я нарисовал. Я чувствую связь с каждой своей работой, примеряю на себя роль каждой из них. На самом деле, уличное искусство — это отличный способ стать знаменитым».