September 13, 2019

Сергей Солонин о деньгах, кризисах и «правилах» бизнеса

Трансформатор

О зарплате и тратах

Я тоже работаю по найму, моя должность — генеральный директор. И я, как и все, получаю зарплату. Другое дело, что я всё-таки предприниматель и инвестор, поэтому у меня есть свой бэк-офис, который занимается всеми финансовыми потоками. Если я планирую большую покупку, то заранее сообщаю об этом своей управляющей компании, а она уже осуществляет все операции.

Относительно ежемесячных трат сложнее. Знаю, что на продукты у нас уходит около 100 тысяч рублей в месяц, плюс оплата школы и дополнительных занятий. Наверное, в общем, могу предположить, что сумма около 1 млн рублей в месяц, не уверен.

Мы с супругой за разумное потребление. Мы не покупаем маленькие вещи в маленьких упаковках, например, не используем пластиковые пакеты. В магазин ходим с тряпочными авоськами, мой водитель после мероприятий закидывает их в машину, так что даже покупать не нужно. А ещё у меня деревянная зубная щётка, и мы всей семьёй собираем мусор раздельно.

А ещё стараемся спрашивать себя: «А нам это нужно?». Детей тоже приучаем, хотя, безусловно, стараемся их баловать. Во всём нужен баланс. Тут вообще зашита — такая глубокая история про «начни с себя». Мы ругаемся на государство, мол, вот в Европе мусор собирают раздельно.

Так а что вам всем мешает? Заведите себе три ведра дома и складывайте раздельно — уже подход. А для детей, которые будут это наблюдать, подобная концепция и вовсе станет нормой. Ждать, что кто-то сделает за нас, точно не стоит.

О том, на что не жалко тратить деньги

Точно не жалко на новые технологии. Я инвестор и уже привык к тому, что деньги не всегда взлетают, поэтому отдал в проект и забыл, их больше нет. Не вернулись, значит, такая карма у проекта, который я выбрал. Поэтому нет, я точно не жалею о деньгах.

А вот считать я умею. Могу и из-за 50 тысяч рублей позадавать команде вопросы, но это скорее попытка дать сигналы на более эффективные расходы.

Если говорить о покупках, то я за простоту. Шкаф вещей точно не нужен. Квартир в собственности у меня нет, только машины. Всё остальное мы арендуем. В общем, мы за разумный подход. Для меня имущество — это в большей степени обременение, которое отнимает время и ресурсы, и я за него (имущество) не держусь.

О ведении семейного бюджета

Во-первых, я точно не из тех, кто будет вести семейный бюджет. У меня нет на это времени. Во-вторых, я не понимаю, зачем это нужно делать, если мы в семье изначально договорились о смыслах и принципах.

Например, мы хотим участвовать в защите планеты, на которой мы живём, — это глобально. Мы хотим на своём примере показывать, что управление мусором возможно, тем более что в России действительно существуют проблемы с переработкой мусорных отходов. Мы хотим менять культуру потребления и формировать её не только в своём близком окружении, но и в стране в целом.

Понимаете, когда вы живёте смыслами, а не рамками таблицы Excel, это сильно упрощает жизнь. Вы даёте себе ответы на главные вопросы, которые чаще всего мы пытаемся решать с помощью структуры и рамок: зачем и как. Это сейчас и есть наш главный урок для детей, не только о деньгах, но и в целом — как базовое знание, которое всегда будет полезно в жизни.

Если осознанный смысл для моих детей — забота о стране, где они живут, то они никогда не бросят на пол обёртку от шоколадки и, скорее всего, купят шоколад на развес в крафтовой бумаге, которая отлично разлагается в земле.

О том, как откладывать и куда вкладывать деньги

Я слышал, что умные люди рекомендуют откладывать 10% от зарплаты — возможно, это даже разумно. Но если включить логику: средняя зарплата в Москве 40–60 тысяч рублей, а дальше нужно нарисовать портрет аудитории. Это может быть мужчина-инженер научно-исследовательского института или, скажем, работающий студент и ещё масса вариантов.

И вот я, значит, им такой советую отложить 10%, потому что где-то прочитал, что так правильно. А у него (неё) аренда квартиры где-нибудь в Бутово или Химках 35 тысяч, плюс коммуналка 5000 рублей. Улавливаете мысль?

Не хотел бы я давать советы, мне кажется, это неэтично. Живите сейчас, откладывайте не на банковскую карту, а вкладывайте в своё развитие каждый день по чуть-чуть. Что касается инвестиций, то я не раз в интервью говорил, что смотреть стоит в технологии — это и финансовый рынок, медицина, биотех, инженерные разработки и так далее.

О кризисах

А можно уже без кризисов? Вообще, я отлично помню и кризис 1998 года, и кризис 2007–2008. В 1998 году я пошёл скупать сигареты, купил примерно контейнер и продавал их. Мой долг тогда в валюте был около $500 тысяч. А в 2007 году была конечно, надежда — мы тогда запустили кондитерскую фабрику, банк — в общем, появлялись новые направления в бизнесе.

Так что, если опять бомбанёт, скорее всего, я буду много работать и точно придумаю много новых проектов. Кризис — всегда возможность увидеть новые ниши на рынке, понять, что необходимо людям, и быстро прыгнуть на эту волну.

О балансе между работой и отдыхом

Я их не делю, мне кажется, это опять история про то, как загнать себя в рамки и героически их потом ломать. За время кругосветного путешествия я довольно серьёзно пересмотрел любимый термин коучей про life-work balance.

Если раньше мне казалось, что нужно делить работу и семью в какой-то пропорции, то сейчас я думаю про качество, а не количество. Хотя получается не всегда.

У меня плотный график, и раньше я пытался решить все вопросы сразу. Скажем, в порядке вещей было прервать встречу и ответить на телефонный звонок. Сейчас я целиком и полностью нахожусь в моменте и сосредоточен на нём.

То же самое дома, если мы сели завтракать, я откладываю телефон, и мы ведём с женой и детьми самые обычные беседы, и в этом моменте для меня есть только они. Хотя и тут тоже получается не всегда. Но на то мы и люди, чтобы совершать ошибки.

Что касается спорта и вообще полезных привычек, то мы приняли для себя решение не привыкать к чему-то, а заводить традиции. Например, мы с женой хотим, чтобы каждый день у нас было время только для нас двоих, независимо от графиков, погоды и метеоритных дождей.

Так мы завели традицию убегать ото всех вдвоём, а потом это превратилось в спорт — так вот и марафон пробежали в апреле. Хотите правильно питаться, заведите традицию. Традиция куда приятнее, чем правила. Это же снова про психологию и смыслы. Правила — сложно, неинтересно, скучно, наконец. А традиции — даже слово тёплое.

О найме сотрудников

Я участвую в найме сотрудников в QIWI, если речь идёт о топовых позициях, которые, как и я, будут участвовать в стратегическом управлении компанией. Если говорить не о QIWI, а о моих инвестиционных проектах, то да, там я активно встречаюсь с соискателями и тестирую команды.

Hard-скилы важны, если речь идёт, скажем, о разработке или программировании, в остальных случаях мне хочется видеть перед собой людей, которые разделяют ценности компании, видят смысл в своём развитии внутри команды, чувствуют людей и коммуницируют на хорошем уровне.

А ещё, конечно, все мои команды абсолютные crazy: для них наши бренды — это семья, любовь, дружба, поэтому они погружены и вовлечены всегда. Вот это и важно — люди должны быть влюблены в компанию, где они работают, и очень хорошо видеть своё предназначение.

QIWI уже лет шесть работает как самоорганизующееся сообщество, и это снова принцип про смыслы и предназначение, а не про рамки. Сотрудники сами принимают решения, в какой среде им развиваться и работать.

Мы прокачиваем не только компетенции в команде, а также обращаем внимание на личное развитие. В этой парадигме у нас уживаются и качели в офисе, и работа наших команд иногда по двое суток без сна. Всё очень просто: работайте с осознанностью и профессиональными навыками, а загонять людей в рамки, извините, прошлый век.

О тестировании идей и «правилах» предпринимателей

Лично меня уже раздражают история про десять правил предпринимателя и эта культура бесконечных советов из YouTube. Я призываю прекратить на это вестись всех и каждого, это бред и противоречит всем законам логики и здравого смысла. Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны и очень по-разному добивается успеха.

А если вы хотите быть предпринимателем, просто начинайте им становиться, хотите много зарабатывать, работайте много, ошибайтесь, вставайте и пробуйте снова. Прежде чем вы сделаете один хороший проект, скорее всего, вы десять раз ошибётесь. И это не про опыт, это статистика и никакого волшебства.

Что же касается QIWI, то в нашей культуре тестировать новое очень просто. Каждый сотрудник имеет возможность поделиться своими идеями про изменения, и мы стараемся, чтобы каждый был услышан. Также очень важно, чтобы сотрудники всегда имели право на ошибку, тогда экспериментировать и совершать их становится не так страшно.

Об экосистемах и расширении бизнеса

Мы знаем, что все сейчас пытаются строить экосистемы, при этом понимая под этим совершенно разное. Мы не заставляем разные бизнес-подразделения работать друг с другом, а такая работа происходит, только если это взаимовыгодно и интересно.

Для меня важно, чтобы каждый бизнес делал свою работу эффективно и хорошо. То же самое касается компании. Если QIWI хороша в масштабируемом и безопасном процессинге платежей, то там и будет основной фокус компании.

Мы в принципе сейчас делаем много всего. Например, продукты для самозанятых. Ещё весной мы объявили о запуске решения по приёму переводов физлицам (через открытое API сервиса «QIWI Касса»), а ещё выпустили продукт «Безопасная сделка» для маркетплейсов (работает в том числе на сайтах Avito и Freelance.ru).

Вообще, у нас есть целый спектр различных решений на стыке финансов и технологий. Эксклюзивная ИТ-экспертиза позволяет нам быть гибкими в подходах к бизнесу — от малого до крупного, поэтому мы готовы экспериментировать и решать любые бизнес-задачи. У нас есть решения по приёму платежей как в онлайне, так и в офлайне, по массовым выплатам, по выпуску банковских карт.

Мы поддерживаем все виды платежей и переводов, предоставляем доступ к тысячам провайдеров одним договором. Выпускаем white-label-кошельки и карты и предлагаем всю инфраструктуру QIWI, в том числе идентификацию и возможность работы на лицензии «Киви Банка». Ещё мы обладаем собственными протоколами API, которые помогают создавать персонализированные решения для потребностей бизнеса.

О «Рокетбанке»

В январе 2019 года закончилась миграция клиентов «Рокетбанка» в QIWI, и за первое полугодие 2019 года «Рокетбанк» разработал стратегию развития до 2023 года, в ней проработаны все ключевые блоки: от продуктовой концепции и маркетингового позиционирования до финансовой модели.

Совет директоров QIWI решил выделить «Рокетбанк» в отдельную финтех-компанию. В ближайшие месяцы мы будем прорабатывать различные возможности частичного или полного выделения бизнеса «Рокетбанка» с фокусом на привлечение инвестиций. Такое выделение даст толчок и упростит развитие проекта.

«Рокетбанк» обладает собственной инфраструктурой и продолжит осуществлять свою деятельность как филиал «Киви Банка». В ближайшее время «Рокет» будет развивать продукты в трёх основных направлениях: удобные инструменты для самозанятых и фрилансеров, инновационные решения для шопинга и интерфейсы для накоплений и инвестиций.

О том, чем можно заниматься помимо финтеха

Я бы занимался образованием. Возможно, мог бы стать преподавателем новой формации — учитель-практик. Мы уже идём в эту сторону, достаточно посмотреть на образовательные проекты, где я уже инвестор — «Британка», Universal University, ITHub, MACS, Scream School, МШК, OTUS. Во всех этих проектах мы пытаемся переосмыслить подход к дополнительному образованию, кто знает, может, и до образовательной реформы дойдём.

Мы перезапускаем сервисы TimePad и «Теории и Практики», где попытаемся переформулировать подход к образованию, в том числе корпоративному.

Об ошибках

Да я только и делаю, что ошибаюсь. Это предпринимательская суть, без этого невозможно развиваться и добиваться успеха.

Об участии в марафоне

Участие в марафоне — чистой воды авантюра. Я в начале кругосветки завёл Instagram и прямо в эфире пообещал, что пробегу марафон в конце. А когда обещаешь, да ещё и публично, вариантов не остаётся. Ну а дальше тренировки регулярные, а про смысл и традиции я уже рассказывал. Для нас с женой это семейная традиция, которая стала ценностью.

Источник