August 23, 2018

Как инструкции разрушают наше мышление.

А вы знаете какое количество инструкций существует на сегодняшний день? И я говорю не о том как использовать чайник или пылесос. Вы же наверняка встречали статьи из серии "Как найти работу мечты" или "Как научиться быстро читать", да? А вы заметили, что такой бум произошел на последние несколько лет? В 2010 такого контента было в десятки раз меньше. Так что с нами произошло за это время? Быть может и продолжает происходить? Давайте разбираться.


Для начала я проясню почему решил написать об этом. Дело в том, что я долгое время был одним из самых больших фанатов таких статей. До сих пор у меня в закладках браузера хранится больше 50 подобных постов из разных источников и на разные темы. В основном меня привлекала простота применения этих знаний. Ведь что из себя представляет инструкция? По сути это пошаговый алгоритм действий, который приводит к желаемому результату. А в связи с тем, что я человек очень часто сомневающийся и не уверенный в себе, то я не смог пройти мимо такой конструкции. Постепенно этих инструкций в моей жизни становилось все больше и больше. Пока в какой-то момент я отказался от этого инструмента. Это было так просто и так приятно. И в тот же момент я ощутил себя намного более свободным и уверенным. А к выводу о том чем вредны инструкции я пришел сегодня и сразу сел писать эту заметку. Надеюсь, что вы разделите мое мнение и оно поможет вам или вашим близким освободить свой ум от этого мусора.


Какие бывают виды инструкций?

  • Навыковые. В этих инструкциях обычно рассказывается о том как научится что-то делать или начать что-то делать, что вы раньше не делали или делали плохо. Основной мотив таких инструкций состоит в том, что в жизни все очень просто и можно быстро получить навык всего лишь освоив 3-5-7-8-10 шагов.
  • Эмоциональные. Из этих текстов вы узнаете как насытить свою жизнь новыми яркими впечатлениями. Как сделать путешествие запоминающимся, как провести тихий зимний вечер или как получать удовольствие от работы. Здесь вам продают короткий путь к развитию своего эмоционального интеллекта.
  • Жизненные. Самые интересные с точки зрения исследования. Потому что такого количества советов и рекомендаций о том как сделать свою жизнь лучше, интереснее и, конечно, счастливее, не знает ни один коуч или психолог. И все они очень простые и понятные, настолько что сомнений в их истинности просто не возникают.

Чем инструкции вредны для человека?

Словарь Даля говорит, что инструкция - это правила, руководство, наставление, наказ. Казалось бы, очень странно что подобные вещи прижились в нашей стране, где не очень то любят подчиняться и выполнять чужие указания. Но в этом-то и кроется основной успех инструкций, которыми перенасыщен интернет. Ведь, что вы читаете в социальных сетях или на других медиа ресурсах чаще всего обезличено или автор является известно личностью, а значит это не прямой начальник. Вот и все. Можно использовать и всем говорить, что мол это я сам такой умный и додумался до этого.

Прежде чем, я расскажу свою версию событий, хочу отметить, что это моя субъективная позиция и мой личный взгляд на данный вопрос, который я считаю при определенных обстоятельствах проблемой.

Человек постоянно учится, отовсюду и всему. Если мы читаем книгу или смотрим телевизор, мы не можем ограничить поступление информации в наш мозг и ее обработку. А это значит, что все то, что мы поглощаем в любом виде любым органом чувств наше мышление воспринимает, интерпретирует и формируется позиция по данному вопросу. Так вот когда мы получаем инструкции к применению наше мышление работает в фоном режиме. А зачем, если уже есть переработанная информация и сформированная в виде выжимки выводов? Чем реже и пассивнее мы используем мышление, тем быстрее происходит разрушение наших нейронных связей в головном мозге. Кстати, этот тезис я взял из лекции Татьяны Черниговской. Таким образом, инструкции освобождают наше мышление от работы. Они как роботы для промышленности, с одной стороны помогают, но вот только профессии десятками умирают, а люди десятками тысяч остаются без дела. Я за то, чтобы все в жизни изучать самостоятельно, анализировать и делать выводы, подвергать сомнению устоявшиеся суждения и создавать новые гипотезы. Думаю это то, чему мы можем учится у детей и то, что родители должны поощрять в детях, чтобы они с возрастом не становились ограниченными рамками чужих реальностей. Так что большинство инструкций не несут в себе никакой пользы для человека. Ведь чтобы научится чему либо как правило нужно время, теория, практика и, как правило, наставник. Вероятность того что после прочтения статьи о том как быстро научится делать массаж, вы получите вторую профессию крайне низкая, а если использовать эти знания для развлечения, то можно и покалечить кого нибудь.

Конечно, решать вам как относится к различного рода советам и рекомендациям. Я изложил свою точку зрения и уверен, она имеет право на жизнь. Впрочем так же как и любая другая. Ведь это один из самых интересных аспектов жизни - вариативность. Желаю вам интересной и открытой жизни!