Бизнес-процессы
August 7, 2023

Это не бюрократия

Как я ещё миллиончик потерял...

Помню, ещё лет 20 назад отец впервые сказал мне фразу «Любые отношения хороши, если они закреплены на бумаге». Он и до сих пор по случаю ее повторяет. А я, впитывая родные пенаты, ещё давно прослыл в некоторых кругах благодаря ей «бюрократом». Об этом ниже.

Эта фраза о том, что все договорённости нужно прописать в договор. И данном случае договор не обязан быть официальным!

Что такое договор, в правильном его смысле: это то же самое, о чем вы договорились на словах, но в бумажном виде и (не обязательно) чуть более формализовано. Он может быть на десяти листах, а может быть на салфетке. Но цель его лишь в одном: избежать разночтения, сделать так, чтобы в случае конфликта можно было прочитать и вспомнить как именно вы договорились делать дела.

Кто-то скажет что договор на салфетке — это туфта, не имеющая юридической силы. Но на самом деле это не так по двум причинам:

1. В законе не существует правильного/типового договора. И все что подписано рукой — имеет юридическую силу. Вспомни расписку о займе денег — суду будет достаточно бумажки с двумя строчками приписного текста и подписью с датой!

2. «Непроводной» джентельменский договор имеет не меньшую силу. Психологически. Иногда даже большую. А если он не имеет силу — читай пункт 1.

Так и почему я бюрократ? Потому что я активно подписываю договора обо всем! Из последнего, месяц назад мы разошлись в бизнесе с партнёром и я стал стопроцентным владельцем. Мы ещё не оформили выход из ООО (это требует время), но уже подписали бумагу, в которой в списке из десяти пунктов прописано кто и что получает после выхода. А последним пунктом там значится «Оба партнёра не имеют друг к другу никаких претензий с момента подписания данного договора». Последний пункт особенно важен, потому что если один из нас «помянет старое», это не будет иметь веса.

Часто же такое бывает, уже все решили и согласовали а потом, бац, и тебе говорят «а помнишь ты тогда вот так поступил...», понимаешь?

Кроме договоров, неплохой привычной я считаю «журналирование» дел. К примеру, я сейчас нахожусь на этапе согласования новых бизнес-отношений. Так вот, после каждой встречи с партнёрами я составляю краткий протокол встречи, в котором тезисами пишу о чем говорили. Это нужно для того, чтобы с любой из сторон не произошло обесценивание, амнезия или все то же недопонимание. Три минуты времени стоят того, чтобы понимать как и куда вы продвинулись. В Notion у меня для этого есть лист «журнал встреч».

Обратный пример.

Иногда я забиваю на договор. Данный пост как раз и навеян буквально сегодняшним опытом. Дело в том, что моя команда вела маркетинговый проект клиента, где нашей задачей стоял рост продаж некоего товара. Я дюжину раз поговорил клиенту на словах, что никакой гарантии роста продаж нет, потому что без тестов трафика понять эффективность невозможно. Реклама может дать колоссальный прирост, а может не дать ничего. Вводных данных есть миллион. Однако, мы сработали без договора и через месяц я получил грубое требование вернуть деньги, потому что я «не выполняю обязательства». Если бы у меня был бумажный договор, я бы молча указал на условный пункт 7, где было бы сказано «Реклама в интернете не даёт гарантий роста продаж и ...».

Согласиться на словах гораздо проще, чем согласиться на бумаге. Психология отрицает неудачу и вбрасывает мысль «да все будет окей...». Именно поэтому важно прописать все условия.

У меня был и другой крайнее негативный опыт, но уже когда соглашение было бумажным, но примерно миллион рублей я все равно потерял. Партнёр тогда молча отказался соблюдать даже то, что было прописано текстом. Такой конфликт должен решать суд. Но в суд я не пошёл, мягко говоря, потому что меня «попросили» простить убыток те люди, отношения с которыми мне важнее потерянных денег. Так было нужно. Но этот случае не является исключением практики, это просто личное для меня самого.

К договору надо относиться очень просто: это ровно то, о чем мы с тобой договорились. Просто в бумажном виде.

Кстати, ровно так же нужно относиться к суду. Суд — это не что-то крайнее, опасное, это просто привлечение третей независимой стороны для решения конфликта. Я знаю человека, который вообще не решает конфликты сам дальше чем один разговор по телефону. Не поняли друг друга — пускай разберется суд. В договоре ведь все прописано...