December 16, 2023

Как внезапно потратить полтора миллиона, или игра в «Денежный поток»

Я редактировал этот пост целую неделю. Он оказался для меня серьезным исследованием. Это скорее дневник моих озарений. Он длинный и занудный и не все его поймут, но как говорится, "Я сначала не понял, а потом как понял!"

Я сильно рекомендую вдумчиво и неторопливо прочитать его тем, кто сидит на зарплате и копит деньги. Правильным эффектом после прочтения станет мысль "Ну я мудак". Это нормально, я такую мысль испытывал в жизни с десяток раз.

Вступление

Каждый человек в жизни проходит несколько «фаз денег».

Вот эти фазы денег:

  • Первая фаза, ребёнок: «у меня есть немного денег, хватает на кинчик». Если повезёт, эта фаза заканчивается лет в 16-18. Иногда — никогда.
  • Вторая фаза, взрослый: «у меня есть деньги, а ещё у меня есть кредит и плата за хату». Статистически, фаза длится до старости у 95% населения, переход на следующую фазу происходит болезненно и редко.
  • Третья фаза, начинающий предприниматель: «у меня есть все что выше, но мне ещё и зарплаты людям платить». Только 5% населения страны являются предпринимателями и платят зарплаты, статистика.
  • Четвёртая фаза, предприниматель с опытом: «уже зарплаты заплатил, купил себе игрушки и свозил семью в Таиланд и даже немного денег осталось». Прибыльных предпринимателей на четвертой фазе — в разы меньше.
  • Пятая фаза, инвестор: «у меня больше денег, чем я трачу на семью, надо с ними что-то делать». Стадия кризиса, но самая желанная стадия. Почему это так я расскажу дальше.


Настольная игра

На прошлой неделе я ездил играть в игру »Денежный поток». Я узнал про эту игру так же, как узнал и сам термин «денежного потока» - из книг Роберта Кийосаки. Ему приписывают авторство методологии. Но, если разобраться, Кийосаки просто разложил простым языком что есть что и сломал привычные шаблон мышления категориями доходов и расходов.

Игра на своей игровой доске показывает, почему важно и как правильно выращивать активы и пассивный доход. Тебе даётся «лист домашней бухгалтерии», карандаш и стартовая зарплата в несколько тысяч игровых долларов — ты простой рабочий. Через кости и карточный рандом игра дает игрокам различные сценарии. Где-то появляется возможность купить акции или бизнес, где-то улететь в убыток из-за болезни или банкротства собственного бизнеса, который ты сам купил себе пару ходов назад, а где-то ты даже можешь получить комиссионные, продав идею соседу по столу. Задача — вырваться из крысиных бегов и осуществить мечту.

Через игру игрок должен понять, что истинно богатым можно стать НЕ через рост доходов, но через выращивание активов. Это увеличение стоимости «штуковин», которые дают доход.

Простой пример для понимания этой идеи: бедные покупают яйца и наполняют свой холодильник, а богатые строят курятники и плодят куриц, которые затем несут яйца. Теперь понимаешь разницу между активом (курица) и доходом (яйцо)?

Пример с яйцами я написал до того, как яйца начали дорожать

В жизни "бедных" это происходит буквально так: я зарабатываю 50 тысяч рублей, плачу за квартиру 20, еще 20 трачу на жизнь и 10 остается.

В лучшем случае "бедный" с этим мышлением скопит немного денег из своих оставшихся десяток и купит себе айфон или слетает в Тайланд через год. В этот момент он обнуляет свой капитал и начинает игру снова, с нулем. Кийосаки именно это называет "крысиные бега".

Вот тут по моему плану у многих читателей подорвет 👆🏻

Четыре важных понятия в игре и в жизни:

  • Доход и актив — это разные вещи. Активы - это то, что приносит доходы. Например, дивидендная акция или свой бизнес.
  • Доходы - это то, что тебе приносят твои активы. Например, дивиденды из бизнеса, аренда от сданной квартиры или те же курятники. Зарплата - это тоже доход.
  • Пассивы - это то, что приносит расходы. Например, кредит. Философски, жизнь — это тоже пассив, ведь она создает много расходов. Еще пассив — это квартира и тачка. Это нифига не актив, как тебе родители говорят…
  • Расходы - это то, что ты тратишь ежемесячно. На жизнь, на машину и на квартиру т.д.

Игра наглядно показывает, как доходы через активы растут быстро по экспоненте (это прекрасно), а доходы без активов растут медленно и линейно (например, если просто получать зарплату и копить) или не растут вообще (это плохо, хотя не очевидно в начале).

В первом круге игры побеждает тот, у кого пассивный доход начинает превышать его расходы. Это точка, когда можно больше не работать и доходы с активов перекрывают любые расходы.

Персонаж выходит из "крысиных бегов" 🏆

В игре я старался обдумывать каждый шаг и считать игровые деньги. Кто-то из игроков «покупал на все», другие сидели на скромной зарплате и боялись рисковать. Один из ребят обманул государство и сел в тюрьму (пропустил пару кругов). Все как в жизни!

После трехчасовой игры я вышел уставший как после трех сеансов психолога вряд. Я один из шести игроков сделал миллион долларов капитала, четверо других игроков закончили игру с убытками и суммой расходов, которая превышала их доход (стали нищими).

Мне было интересно наблюдать за самим собой на «быстром круге» богатых, где у меня уже нет работы, но только пассивный доход. В какой-то момент мне пришли дивиденды из бизнеса в 250 тысяч долларов, а парень рядом не мог найти 40 долларов чтобы выплатить штраф… разница в одном ходе в пять тысяч раз!

Что игра распаковала во мне?

А вот тут самое начинается самое интересное…

Я перестроил свой личный денежный баланс.

Раньше он у меня был построен на принципе коротких и длинных денег (деньги на счетах это короткие деньги, кредиты — длинные). А теперь я перестроил его по принципу активы/пассивы. Это было болезненно, ведь теперь у меня в балансе присутствуют два кредита на 1,6 миллиона, которые раньше были за балансом и не мозолили глаза… Я, конечно, не в минусе, но раньше выглядело красивее (на 1,6 миллиона красивее) 😂

Когда баланс построен по принципу активов и пассивов, любой кредит из финансовой кабалы превращается в финансовый рычаг. Если платёж по кредиту меньше, чем приносит актив, который ты покупаешь на этот кредит, значит ты в плюсе и твой капитал будет расти. А еще плата по кредиту из расхода превращаться в движение капитала внутри баланса: теперь нужно просто перемешать «монету» с одного счета на другой, кредитный — это плюс.

А можно как-то понятнее? Можно!

Рассказ о том, как я потратил 1,6 миллиона пока писал этот пост 👇

В данный момент у меня есть кредит в банке с остатком долга в 1,6 миллиона рублей, за который я плачу по 55 тысяч в месяц. Когда ты платишь 55 тысяч за долг в 5 миллионов, то, грубым подсчетом, это 13% годовых — неплохо, жить можно. Но в моем случае это аж больше 40% годовых - катастрофически много!Так получилось не потому что я дурак или не умею считать, а потому что когда тело долга уменьшается, ежемесячный платеж к этому телу в процентах растет. Теперь мой кредит — дорогой обременительный пассив! Если я сейчас закрою его, то мой денежный поток станет "лучше" на эти самые 55 тысяч ежемесячно, хотя капитал не изменится, потому что деньги из "плюсового" счета перетекут в "минусовой", а сальдо останется прежним. Магия, блин! 🧐

На другой чаше весов есть инвестиции, где я могу зарабатывать около 20% годовых. Это уже потенциальных актив, он делает меня богаче, а не беднее! Если после закрытия кредита каждый месяц брать те самые "лишние" 55 тысяч, которые теперь не нужно платить за кредит, а инвестировать их, то убыток в 40% годовых превратится в доход 20% годовых.

Я закрыл кредит и начал строить свой денежный поток как инвестор. Минус 1,6 миллиона на счету в банке, но в балансе — все так же.

Моя фирменная проблема

Когда денег хватает от зарплаты до зарплаты, то о денежном потоке не думаешь. «Какие, нахер, активы, если мне денег хватает только на жизнь». Но тонкость в том, что начинать надо на малых деньгах — это вопрос привычки. Ты думаешь что начнешь инвестировать когда у тебя будет миллион или десять? Не начнешь, потому что у тебя его не будет. А не будет его потому, что ему не откуда взяться без активов, прикинь?

Кейс. Ко мне пару дней назад подошла моя сотрудница и сказал, что прочитала мой пост про инвест.копилку и поняла как ей собрать денег на новую камеру для работы: раз в месяц кидать на счет по четыре тысячи и через год на камеру денег хватит. Молодец, все начинается с малого. Настя имеет шанс стать богатой выше чем у других 😉

Я вернулся к теме денежного потока после прочтения книг Кийосаки в тот момент, когда у меня на счету появилось где-то 200 тысяч рублей. Это было первое в моей жизни ощущение капитала. Что делать с этими деньгами, если мыслить «на богатом»? Надо создавать активы, ведь деньги сами по себе деньги не делают, они их забирают через инфляцию. В тот момент я начал покупать облигации. Чуть погодя - инвестировать в акции и займы. Но очень аккуратно, с темпом черепахи.

Моя проблема в том, что я люблю сидеть на деньгах! Мне приколько осознавать, что у меня есть много денег. Но такая стратегия убыточна, не говоря уже о том, что она иллюзорна из-за неправильности ведения баланса активов.
Я помню момент, когда мой финансовый капитал перешел за миллион рублей наличными. Когда годом ранее у меня была только кредитка на 300 тысяч долга, миллион свободных денег - это величие. «Плевать на активы, у меня теперь есть бабки!» — думал я.

Кризис. В деньгах кризиса существует два: когда денег нет и когда деньги есть. Да, когда есть деньги — это кризис. Потому что в идеальном балансе капитала денег у тебя (именно рублей на счету) только столько, сколько нужно на расходы, а все остальное — в активах. И если ты не понимаешь в какой актив вложить деньги и сидишь на подушке бабла — это как раз и есть кризис. Но это кризис красиво спрятан в обертку под названием "неправильный, но красивый баланс".

Вот я так и сидел: денег на счетах сколько-то, плюс 1,6 миллиона, каждый месяц плачу за них дорого, но не избавляюсь, потому что есть иллюзия что денег у меня больше.

Я поздно понял что из фазы четыре мне нужно переходить в фазу пять. Я поздно понял, что фаза пять может начаться даже после фазы два, минуя третью и четвертую. Я поздно понял, что выращивать доход нужно не только через рост дохода, но и через рост активов.

График баланса

Красные столбцы - пассивы (кредиты). Серые столбцы - активы (деньги и бумаги). Синяя линия - динамика баланса моего капитала.

Интересно, что у меня перед глазами уже давно был график собственного баланса. Но я никогда не смотрел на него. А теперь вижу и вот что понимаю:

  1. Там, где указано стрелкой - мой баланс активов был отрицательным и мои кредиты превышали количество денег на счету. Это было в мае 2021-го года. Фактически, это называется банкротством.
  2. Мои долги последние два года линейно уменьшаются.
  3. Мой капитал последние два года растет рывками вверх (голубая кривая)

PS: Подарок

В сети есть тренажер, построенный на методологии Кийосаки, в виде. Я подсел на эту игру и играю 1-2 сессии каждый день. Если ты что-то понял, просто зарегистрируйся в игре и сыграй хотя бы 10 игр. Сначала будет вообще нифига не понятно, это норм, просто играй снова и снова.

https://cashgo.ru/?staywith=8532773

Эта игра реально может распаковать ген богатства. Я не шучу сейчас, ведь это я после нее 1,6 ляма оплатил ✌🏻