February 17, 2020

Пресеты: как зарабатывают десятки тысяч в месяц на 5-минутных действиях

Привет! Меня зовут Света, я фотограф и ретушёр, веду свой инста-блог с креативными образами. Для начала, давайте разберёмся, что такое пресет - это некоторые предустановки для графических редакторов, которые автоматически выстраивают цвета в тех настройках, в каких задумал их автор, некий набор предварительных настроек.

Кажется, живи и радуйся - купил пресетов для любого сюжета и обрабатываешь одним нажатием кнопки. Не жизнь, а сказка - если бы всё так было просто.

Взяла фото из своего инстаграм для наглядной иллюстрации

Я регулярно вижу, как блогеры продают свои пресеты для фото. Неважно, какой сюжет - пейзаж, портрет или предметка. Набор из пресетов чаще всего выпускают в виде тематических блоков, например "Осень", "Ретро", "Тепло" и прочие странные названия, по 5-10 штук в наборе, за чисто символическую цену - от 100 до 500₽ и выше.

А теперь простая математика, набор пресетов стоит 500₽, его купили 100 человек - какая сумма по итогу получается? А если в месяц этот набор купили не 100 человек, а 1000?

Ведь 500 рублей в современных реалиях - это сейчас уже не такие большие деньги, заказать пару пицц или попить кофе с подругой в каком-нибудь кафе.

Но знаете, я в последнее время я не вижу в продаже действительно классных сложных пресетов, настройка которых длилась бы более 5 минут.

Я принципиально не покупаю пресеты и сейчас объясню, почему

1. Любое фото - уникально.

Пресет будет кстати только, если вы штампуете фотографии в одинаковых условиях (свет, цвет, декорация). Я использую пресеты по работе и подгоняю фото в декорациях к некому стандарту. Это неприменимо к творческой фотографии. Ни один пресет не сделает из плохой фотографии "вау" картинки "как у того блогера"- в любом случае придется что-то подстраивать на ходу, регулировать, уменьшать или увеличивать параметры.

Я специально разместила в начале статьи такой безобразный коллаж (слева - моё фото, справа - версия с пресетом), накрутила настроек за 5 минут, дала красноречивое название: "Голубая вода и красивая кожа" - ну, красиво получилось? Вода - голубая, кожа единого тона без паразитных оттенков, как и ромашки (смех и только).

В каком-то случае этот пресет и правда сработает идеально - этого обычно и добиваются авторы: показать красивое и волшебное до\после, которое спасает фотографию одним кликом. Вот только в фотографии так не бывает. Любой пресет нужно подгонять и подстраивать под себя.

2. Пресеты засоряют приборную панель.

Если я хочу создать какой-то интересный эффект на фотографии - я создаю его путем инструментов, а не трачу время путем перебора пресетов "авось что подойдет". Представьте, что вы сделали макияж и судорожно пытаетесь подобрать себе одежду из чужого гардероба - сколько времени займут ваши поиски?

3. Пресеты можно найти бесплатно.

В своё время я даже нашла в открытом доступе пресеты (на деле - полноценные экшены) самого Марата Сафина (которыми он делился бесплатно) и до сих пор их храню. В том же VK есть сообщества, где ежедневно выкладывают пресеты на любой вкус.

Не ведитесь на подобного рода "рекламу" , как на скрине выше. Кажется, я, будучи фотографом, должна быть на стороне своих коллег по цеху? Но ведь всё это обман.

Как можно использовать пресеты?

Даже если вы будете покупать пресеты, вам в любом случае придётся их видоизменять - это значит, необходимо разбираться в инструментарии редакторов. Выход: создавать пресеты самому, разбираться с настройками цвета, изучать цветовые сочетания, гармонию, живопись, вдохновляться другими фотографами и пытаться повторить их обработку.

Пресеты экономят время и создают единый стиль для соцсетей блогера или фотографа. Если вам не нужен единый стиль соцсетей, то и пресеты вам не нужны (особенно, если они рассчитаны под фото, сделанные в студии при помощи проф.оборудования).

Да, пресеты идеально подходят для обработки серии фотографий, снятых в одних условиях. Но что вам стоит обработать одно фото из серии и копировать настройки на свою серию?

Я считаю целесообразным записывать\пресеты пресеты для многоступенчатой цветокоррекции, добавления кистей или градиентных фильтров. Не имеет смысла записывать пресеты 5-минутных действий передвижений ползунков, ведь потом придётся потратить те же 5-10 минут на редакцию настроек для новой серии фотографий.

Многие покупают и скачивают пресеты, чтобы разобраться, как создаётся тот или иной эффект на фотографии (речь именно о сложных) - это похвально. К тому же, я совершенно не против того случая, когда кто-то просто таким образом хочет поддержать автора материально.

Однако помните, что регулярно покупая пресеты вы теряете драгоценный опыт обучения. Успехов в творчестве!