July 29, 2020

Услышьте наш рёв: В поисках феминизма в моде

Перевод статьи журнала Vogue. Автор: Maya Singer. Оригинал опубликован 5 сентября 2014 года. Ссылка на источник в конце статьи.

Переводчики: Лайлим-Адина Кожамкулова, Дана Есбергенова и Гюзель Бердешбаева

Редактура: Куралай Санат и Камшат Акмуратова

Оригинальная обложка статьи

“В начале третьего года обучения в колледже меня избрали сопредседателем организации WomenSpeak, которая проводила серию мероприятий в кампусе каждую весну. Неделя лекций, фильмов, чтения- все как обычно. И чтобы спланировать это, мы, полдюжины невыспавшихся девушек в мешковатых джинсах и клетчатых рубашках, протестующие против патриархата, собирались каждый четверг за ужином. Мне нравились совместные ужины, но наряду с этим я чувствовала себя не в своей тарелке. В то время я была озадачена нефеминистскими вопросами . Это был вопрос моего недавнего расставания с парнем, и связанное с этим желание «вернуть себя в форму» и флиртовать с другими мужчинами. Я также предвкушала жизнь в аспирантуре и подозревала, что джинсы и взъерошенные волосы не прокатят в Нью-Йорке. Амхертский колледж находился всего в нескольких часах езды от города, и поэтому я поезжала туда каждый месяц или около того, иногда с моей подругой Мэри, а иногда и одна. В тех поездках я поняла, что ты могла выглядеть круто даже одетая в домашнюю одежду, если в нем есть своеобразие. Меня это интересовало наряду с образами французских актрис 1960-х годов, Анны Карины и Катрин Денев. Начитавшись журналов «Paper» и «The Face», я купила черную жидкую подводку для глаз и помаду от NARS цвета «Belle de Jour», которыми я никогда не пользовалась в школе. Я до сих пор храню их у себя.

- Иметь чувство стиля не означает предавать сестринство. -

Итак,  четверг за четвергом я рассуждала о репродуктивных правах и структурной мизогинии. Тем временем в рюкзаке, натянутом на моем стуле, лежала копия Allure с загнутыми страницами об укладке для вьющихся волос. Я также сходила с ума по туфлям Prada в том году. «В самом деле предаю сестринство», - сказала я однажды мемуаристке Люси Грели, которая преподавала в Амхерсте и была для меня чем-то вроде наставницы. Среди прочего она пыталась научить меня играть в бильярд. «Ой, да ладно,» - ответила она, собирая бильярдные шары в зале на Хьюстон-стрит, - «иметь чувство стиля не означает предавать сестринство».

Во всяком случае, она сказала что-то подобное. Я не делала заметок. Но мне стоило бы - стоило бы набить эти слова на левом предплечье, где вместо этого была последняя строчка романа «Улисс» («бороться, искать, находить и не сдаваться»). Так, каждый божий раз, когда какой-то парень на вечеринке спрашивал бы меня, чувствую ли я, что предаю свой пол работая в сфере моды, я бы могла просто указать на тату и уйти. Еще мне не пришлось бы объяснять, почему у меня на руке цитата из «Улисса», но это уже совсем другая история. Могу также добавить, что ни один из этих парней не был врачом из благотворительной организации или активистом, пытающимся спасти леса, или что-то в этом роде. Это всегда был какой-то банкир, диджей или художник. Так что идите нахер.

Серьезно, неприязнь, с которой некоторые относятся к индустрии моды, просто невыносима. У меня есть заранее заготовленная речь для таких случаев. Звучит она так: у всех нас есть тела; мы все носим одежду; мы все взаимодействуем с окружением и строим связи, и мода - среда для проверки и укрепления этих связей. Это средство самовыражения, и любой, кто не признает ее значение в нашем мире, служит интересам патриархата, игнорируя тысячи лет человеческой истории, когда мужчинам дано было решать что было глупым, а что - нет. Вы знаете, что на самом деле глупо?  Виртуальный футбол. Мода, напротив - многомиллиардная индустрия, касающаяся индивидуальности, мечтаний и искусства.

Так я добиваюсь общественного одобрения моды. Но я всегда расстраиваюсь во время этих разговоров, потому что не уверена, что сама верю тому, что говорю. Или, если говорить точнее, я верю в то, что говорю, но также оставляю много чего невысказанным. И эти невысказанные вещи беспокоят меня. То, как сегодня производится огромное количество одежды, вызывает ужас. Идеал ультра худобы, который продвигает индустрия моды, ужасен - не потому, что идеал недостижим, а потому, что для большинства женщин попытка его достижения влечет за собой унизительное количество времени, денег, умственной энергии и самоуничтожения голодом. Камилла Палья высказала несколько интересных, и действительно важных замечаний о проблеме женского сексуального авторитета - воплощенной эпохой Мадонны «Justify my love» -  но я ненавижу то, как ее аргументы развертываются в дешевой форме, чтобы защитить стили одежды, которые перекраивают архетипические образы мужской фантазии. Мегера. Нимфетка. Резервная танцовщица в хип-хоп видео. У вас есть право носить все, что вам нравится, дамы, но давайте создадим новые личностные образы.

Я могла бы продолжить об этом. Размышляя о моде сквозь призму феминизма, хочеться говорить о внешности - развить точку зрения ученой Линды Скотт , которую она выразила в своей книге «Свежая помада: восстановление моды и феминизма», что «способность контролировать то, что является модой и есть форма власти, которой женщины обладают друг над другом", или залезть в дебри о том, продвигают ли определенные дизайнеры, подстрекаемые редакторами и покупателями, атавистические представления о положении женщины в обществе. Но это слишком просто.  Феминизм - это не вопрос внешности. Это - построение мира, в котором женщины - все без исключений - имеют возможность жить богатой и полноценной жизнью. Речь идет о том, чтобы сделать женщин защищенными от насилия и принуждения, обеспечить им доступ к образованию, планированию семьи, включая аборты и контроль над рождаемостью, а также карьеру, в которой им платят и продвигают наравне с мужчинами. Феминизм заключается не в повышении самооценки женщин, а в том, чтобы придавать должное значение различным видам работы, которую женщины выполняют на часах или дома. Речь идет о перестройке нашего общества таким образом, чтобы молодость, красота и сексуальная доступность не были определяющими качествами женщины.  Можем ли мы поговорить об этом, пожалуйста? Потому что, когда я хочу начать поп-феминистский чат в Интернете, меня огорчает степень, в которой феминизм определяется в виде споров о Майли Сайрус, фотошопа, слатшейминга и деспотического мема «I woke up like this». Говорить об этом надо во что бы то ни стало.  Но это не может быть единственной темой всей беседы.

- Феминизм - это не вопрос внешности. -

Рассматривайте моду под другим углом - не как фабрику грез, а как настоящую индустрию.  В моде работают легионы женщин.  Это лишь предположение, но я предполагаю, что наряду с отраслями «заботы» - преподавательской деятельности, ухода за больными - мода является одним из самых доминирующих женских бизнесов.  И здесь женщины наделены силой: у нас не весят члены, но весят сумочки на вешалках. Я работала в сферах, где доминируют мужчины, и, в сравнении с ними, мода - это восхищение, по крайней мере, если у женщин в моде, конечно же, есть поддержка и успех.  Подозреваю, что женщины на Уолл-стрит или в Силиконовой долине расскажут совсем другую историю.

Однако мода могла бы быть более продвинутой. На руководящих должностях крупных компаний должно быть больше женщин и разнообразия; это привело бы к повышению заработной платы. Неоплачиваемый или едва оплачиваемый труд в моде вытесняет многих талантливых людей из этой сферы. Хотя в этой отрасли преобладают женщины, проблема оплаты труда непропорционально влияет именно на них. Другое дело - почему так мало женщин возглавляют крупные дома моды? Миучча, Фиби, Донна, Стелла ... Клэр Уайт Келлер в Chloé и Сара Бертон в McQueen. Диана фон Фюрстенберг. Рей Кавакубо. Тори Берч с трудом пробилась в строй. Полагаю, Дженна Лайонс заканчивает список. Всего десять. Пропустила ли я кого-нибудь? Думаю, исправление такого сумасшедшего дисбаланса потребует переосмысления всего, что относится к значению «мода» - и это, дорогой читатель, является отдельной темой для дискуссии.

Вы видите, как легко попасть в эти дебри?  Но сейчас я не хочу говорить об одежде. Я хочу поговорить о трудовых правах. Сто лет назад работники швейной промышленности были на передовых линиях профсоюзного движения, подстрекаемые огнем на фабрике Shirtwaist. Женщины, работающие в моде, могут сегодня сыграть аналогичную роль. Нас много, и мы можем добиться изменений, которые сделали бы эту отрасль примером для многих других. Возьмите уход за детьми, например.  Наличие бесплатного или недорогого ухода за ребенком на работе было бы находкой для многих матерей, работающих в сфере моды, и это сняло бы давление с молодых женщин, которые опасаются, что рождение ребенка будет стоить их карьеры. Еще лучше то, что женщины, которые работают в моде - и, конечно, мужчины - могут выступать за универсальные ясли для детей с трёх лет. Это могло бы стать благом для всех работающих людей. Являются ли ошеломляющие расходы на хороший уход за детьми проблемой специфичной для моды? Нет. Как индустрия с преобладанием в ней женщин, влияет ли она на нас непропорционально? Да.Вот еще один пример. В индустрии моды очень много фрилансеров, как мужчин, так и женщин. Между тем, в Соединенных Штатах есть эти глупые налоги на предпринимательство, которые фактически наказывают людей за то, что они предприимчивы. Давайте избавимся от этих дурацких налогов. Не только женщины выиграют от этого, но и мужчины тоже. Я не изучала математику, но подозреваю, что правительство могло бы с лихвой компенсировать доходы, закрыв лазейку для переноса процентов. [1] Стилисты, писатели, визажисты, фотографы, арт-директоры всего мира, объединяйтесь! Жирные капиталисты забирают деньги из ваших карманов!

Я шучу. Вроде бы. Но не про объединение. В прошлом месяце, 1600 работников швейных фабрик в Бангладеше объявили 11-дневную голодовку. Они протестовали против невыплаты зарплаты. Полиция набросилась на них со слезоточивым газом и резиновыми пулями. Теперь я понимаю, что это был целый цикл новостей—одна херовая вещь за другой. Но это наш бизнес, и эти женщины должны быть замечены. Мы должны стоять рядом с ними и возмущаться насчет этого. Если говорить о моей стране, то в США женщины, продающие одежду (и не только) в таких магазинах, как Walmart, не страдают так, как швеи в Камбодже, Китае или Бангладеше. Но они заслуживают того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Давайте бороться за это.

- Это наш бизнес, и эти женщины должны быть замечены. -

Данные проблемы могут показаться довольно далекими от сказочного мира подиумных показов и модных реклам. Но все это континуум, и только потому, что мы, читатели сайта Style.com, общество, которое находится на вершине всего этого, не исключает нас ни под каким предлогом игнорировать жизни тех, кто находится ниже нас. Это обратная сторона той знаменитой речи Мэрил Стрип в "Дьявол носит Prada" о просачивающемся влиянии высокой моды и уродливом синем свитере Энн Хэтэуэй. Мы продвигаем наши идеи на эстетическом и культурном уровне, но также справедливо подвергаем его сомнению. Индустрия моды, по большому счету, провалилась взяв на себя политическую ответственность, которая до сих пор влияет на людей, присоединившихся к ней. Когда мы это сделаем, феминизм станет частью моды.

У меня нет ответов на все вопросы. Я знаю, что даже не задаю правильных вопросов. Ради Бога, я написала столько слов, но даже не сказала о похвальном прогрессивизме моды в отношении прав геев и трансгендеров или о необходимости соблюдения стандартов для условий работы моделей. Но моя главная мысль заключается в том, что мы, то есть феминистки, должны расширить свой кругозор и перестать так сильно беспокоиться о том, кто и как сделал фотошоп для обложки журнала "Vogue". Если мы все объединимся, мы сможем понять, как сделать моду инструментом для расширения возможностей. С должным почтением к Люси Грили, нет ничего нефеминистского в том, чтобы иметь чувство стиля или любить одежду. Как я уже говорила многим придуркам на вечеринках в течение многих лет, при этом эпически закатывая глаза, мода - это нечто большее, чем одежда. Вбейте это себе в голову. Запомните. Это больше чем одежда.

[1] Коротко говоря, лазейка с переносом процентов позволяет партнерам в группах прямых инвестиций иметь значительную долю своей годовой прибыли, облагаемой налогом не как доход, а как инвестиционная прибыль, по существенно более низкой ставке.”

Ссылка на источник: https://www.vogue.com/article/finding-feminism-in-fashion