July 22, 2020

Overthinking

Я давно хотел подобраться к описанию этого феноменального пиздеца, который преследует как меня, так и десятки миллионов других людей всю их жизнь на протяжении всей истории, но не начинал из-за него же.

Протобумеры из 19-20-х веков называли это от «лени» до «тунеядства». Нео-зумеры придумали ещё более дебильное «прокрастинация» разбивая это всё на рефлексию, безответственность и ту же лень, посыпанную щепоткой депрессии и перфекционизмом.

Но всё это ловко объединило слово «Надумывание» или Overthinking, который загоняет человека в циклы, которые в свою очередь со временем становится практически невозможно разорвать. И это материал о том, почему на самом деле думать вредно, почему избыточный опыт губителен для людей и продуктов, и почему ко всему в жизни надо относиться проще.

Чтобы сэкономить ваше время я сразу оговорюсь: статья ниже носит
исключительно развлекательный характер для размышления, и важна в первую
очередь для самого меня как мантра, к которой нужно время от времени
возвращаться, чтобы перестать дохуя думать.

Тут не будет каких-то сакральных открытий или 100% решений, да и вряд ли
они вообще могут существовать.

Идея

Как вы думаете рождается какая-то идея? Её процесс почти всегда настолько разный и зависящий от тысячи факторов, насколько и банально одинаковый — сидишь ты такой смотришь че-то, вышел покурить, или лежишь после диалога с кем-то, и в голове начинают щелкать нейроны, которые в результате простейших взаимосвязей образуют базовую концепцию идеи.

Скажем летишь ты такой в самолёте, слышишь орущих на весь салон тугосерь, и если ты не кормящий отец или мать улья со стажем в 10 зерглингов, то к тебе плавно приходит мысль:

У понимающих: «бедный ребенок, наверное он чем-то болен и тяжело переносит полёт. Ведь не будут же они лететь просто так от нехуй делать и всех заёбывать этим криком остальных».

Как результат их мысль и идея будут развиваться в ключе «Как помочь ребенку\родителям пережить полёт и правильно к нему подготовиться». Возможно это выльется в какой-то стартап, книгу, статью или курсы для начинающих родителей. А может даже в благотворительный фонд.

У раздражительных: «пиздец как же заебали эти свиноматки возить свой орущий кусок эволюционировавшей спермы в самолёте! Вот бы им запретить нахуй вообще полёты, чтоб не мешали мне раскладывать 3 в ряд».

Мысль раздраженного будет эволюционировать в пост-бугурт, который он скорее всего напишет в соц.сетях, соберёт одобрение у чайлдфри и будет загноблен овуляндропулосами. При хорошем прогнозе и частых полётах раздраженный начнет пытаться больше заработать, чтоб выбирать в салоне самолёта место, отгороженное от портативных колонок в подгузниках. Все его идеи будут сводиться к минимизации дискомфорта: от выбора хороших наушников до попыток как-то улучшить свою жизнь или сервис. При плохом раскладе когда-нибудь он вскипит и начнет скандал прям в процессе полёта, будет ставить 1 звездочку бессилия в рейтинге авиакомпаний и в итоге закончит свою жизнь в канаве.

У шутливых: «блин, капец, вот он орёт. Над мемос сделать где короче ребенка нихуя не слышно!».

И тут уж на что шутливый горазд. Кто-то возьмет фольксмем и проставит подписи стебущие тугосерю. Кто-то напишет или расскажет на стриме историю. Кто-то просто выложит в сторис с подписью о том как ему обстановка. А кто-то начнет думать как возвести ситуацию в абсурд. И это моя остановочка.

  • Итак, что мы имеем: ребенок орёт, мешает всем, надо бы его заткнуть, но сделать это так чтоб не сагрить всяких детолюбов. Основная тема у нас довольно жизовая и орущие дети заебывают в принципе всех, просто кто-то может признаться в этом, а у кого-то нет проблем с нервной системой.

Пути решения:

  1. Сделать картинку где заткнуть ребенку рот кляпом — нет, это пиздец какой-то. За такое небось ещё и срок можно получить.
  2. Специальные таблетки чтоб он спал. Меньше пиздец, но можно их смешно назвать, чтоб никто не подумал что это всерьёз. Какой-нибудь «Неорин» или «Завалиебловин». Нет, тупо, злобно и не будет смешно, да и сейчас не удаффком 2004 года.
  3. Изолировать место пассажира с ребенком. Ну это тоже туповато, учитывая что авиакомпании за лишнюю бутылку воды готовы содрать 3 шкуры, то это еще и дорого выйдет, а в комментариях напишут что такое уже есть и стоит мильён.
  4. Капсула для младенца. О! Кажется то что нужно.

И тут начинается overthinking.


Так, капсулы были Кодзимы в Death stranding. Идем в гугл, вбиваем Death stranding baby capsule, пара страниц скролла:

Заебок рендер, но не подойдет в чистом виде. Так как вся шутка будет сводиться к «Кодзима гений». С другой стороны можно взять картинку выше, поставить логотип, скажем Аэрофлота и подпись — «Теперь у нас появилась капсула для младенца, который никому не будет мешать в салоне». Ой, а можно ваще сделать под фирменный стиль аэрофлота. Таакс, надо пойти собрать рефы:

Так, щас мы значит вырежем ту капсулу с ребенком. Надо наверное цвет у неё поменять. Так, ну логотип наверное поставить. А какой логотип у них новый? А какой они ставят? Наверное надо цвета ближе к фирменным сделать. Блин, ну это сложно, надо обрисовывать. А что это за индикатор, ну пусть будет «Госуслуги активированы». А вращалка пусть будет громкость.

Так, ну вроде вышло:

Ой, а можно ведь еще столько всего придумать. Можно например разъем для фрутоняни прикрутить. А вот эта штука сбоку похожа на двигатель от самолета, можно её как-то обыграть.

Стоп. Параноик-мод он: А если я запощу, а потом Аэрофлот скажет что я его торговый знак использую и в суд на меня подадут. Хотя цели некоммерческие. Блин, а ведь могут еще и за триколор привлечь и закон о защите детей. Нет, нужно что-то другое, не привязанное к бренду. Да и вообще в такой картинке куча проблем — а если ребенок жирный, взрослый или наоборот мелкий. Да и вообще понятно что это из игры кодзимы, чего он там плавает как эмбрион, его же из пизды в капсулу сажают. Нужно сделать шлем. Да, точняк, шлем решит все вопросы.

Блин надо сделать как-будто это премиум продукт от какой-нибудь Теслы или эппл. Ну приступим, где у нас тут 3д-редакторы, так, а как это моделировать.

Так, чёт сложно. Даже если знать как моделировать, то на это уйдет больше 1 вечера. Найдем готовую модель. Шлемы космонавтов не подойдут, нужно что-то футуристичное, будто из игры. Тратим еще полчаса иии... так, вроде есть:

Чет дохуя 30$ платить за этот мем. Обойдемся просто картинкой. Просто разрежем её на слои:

Так, теперь нам нужен тугосеря. Реального ребенка использовать не будем, а то мало ли кто там оскорбится или обидится. Возьмём 3д. Находится конечно же одно говно. Но вон вроде роборебенок ок.

Покрутим в 3д и накидаем на него материалов.

Совместим всё вместе и обмажем эффектами:

Так, теперь анимируем шлем:

Всё готово для того чтоб сделать презентацию для Readymag, ведь я же веду курсы по нему, и начать расписывать основные фичи. Ну это уже завтра. Хочется спать что-то.

Ложусь в постель вымотанный, потративший часов 5 на всё это и ... не могу заснуть. Начинаю думать о том что надо будет сделать еще визуализацию наушника для родителя, ведь если никто не слышит ребенка, а он орёт, то матери надо быть в курсе. Надо сделать индикатор кислорода, шума. Да и в целом эта 3д-маска должна быть переработана. Можно сделать ещё фейковый экран приложения для смартфона в фигме. А ещё надо будет выбрать шрифт для презы, ну скорее всего Druk или Montserrat как обычно. Надо будет написать текст о том что детям это можно преподносить как элемент игры в космонавта, а на экран проецировать муль ... Проваливаюсь в сон.

Утро требует от меня кучу внимания ко всему, кроме этого «мемосика на 1 минутку». Обед тоже. К вечеру я настолько измотан, что не готов продолжать.

Параллельно где-то приходит идея сделать такие же шлемы для собак, кляп с кислородом для храпящих. Теперь точно надо это всё хорошо будет оформить.

И так проходит ещё неделя. Количество идей переваливает за полсотни, а презентация в голове превратилась из одной картинки в большой лонгрид-проект. Уровень качества собственные скиллы позволяют сделать, но надо будет потратить на это ещё пару дней. Параллельно подкрадывается мысль — «А будет ли это вообще смешно людям? Может я какую-то хуйню делаю, вернее не делаю, а думаю как сделать».


10 месяцев спустя

Папка с проектом Silent Kid уныло валяется в уголке рабочего стола. Удалять её жалко, возвращаться и продолжать доделывать никакого желания совершенно нет.

Знаете почему ветеринары советуют не покупать для игры с домашней кошкой лазерную указку? Кошка с радостью будет бегать за красной точкой, но никогда её не сможет поймать, в результате чего у неё может развиться депрессия. Не знаю насколько правдиво это утверждение с кошками, но с людьми оно работает именно так.

Чем больше ты начинаешь обдумывать и при этом не выпускать ничего, стремясь к «перфекционизму» или желанию реализовать все хотелки, тем меньше ты начинаешь получать удовольствия от самого процесса создания и вовлечение в процесс пропадает полностью.

Опытные продакт-менеджеры придумали практически идеальную спасательную лодку для проектов, чья разработка может никогда не закончиться, параллельно выжрав весь бюджет и дух команды. И называется это MVP (вики) — минимально жизнеспособный продукт — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.

Проще говоря если вам нужно изобрести велосипед вы берете раму, педали, цепь, колеса, тормоза и руль, собираете это всё как на 1000+ миллионах велосипедах до вас и всё. Можно ехать. Какими будут протекторы колёс, система тормозов, рингтон на звонке и дизайн — решат будущие испытания и обновления, но наша задача выполнена и велосипед едет уже сейчас.

Гуру пикапа

Я никогда не пишу в своём канале про отношения. А любые отношения начинаются именно со знакомства. И тут пикаперы пишут какие-то охуительные книги, компании создают дейтинг-сайты, ивент-менеджеры проводят свидания в слепую. И всё ради одного — чтоб сунуть БЕНИС В ВАДЖАЙНА.

А всё это существует только из-за людей, которые занимаются бесконечным оверсинкингом. Многие считают, что прежде чем подойти к девушке надо обязательно быть подкачанным. Другие инвестируют в говно одежду и аксессуары, боясь показаться нищим или неопрятным (и как следствие быть осмеянным). Третьи же вообще читают тонны пикаперской макулатуры и форумов, чтобы не облажаться в постели, думая что книга-то уж расскажет как теребить клитор через точку G. И как вы думаете что происходит? Они все всегда лажают.

Только применяют для того чтоб облажаться 100 единиц усилий, в то время те, кто уже изучил этот путь или просто меньше ебал себе мозги потратил 1 единицу усилий. Я буквально повторю содержание всех этих ебнутых книг просто на своём примере: 12 лет назад я мог въебать в знакомство с кем-то несколько недель (а то и месяцев), пытаясь произвести впечатление, пригласить на свидание. К свиданиям готовился основательно, чуть ли не подбирая плейлисты в заранее отмытое авто с ароматическими ёлками, и меню в ресторане с учетом смайликов, которые отправляла девушка в icq. Само собой девушкам нравились такие «долбоебики» и еблей не пахло даже спустя несколько месяцев. Прошло много лет и теперь я не буду тратить и 10 минут на общение с бабой, которую не могу схватить за пизденку, стоя в шлепанцах и облезлой футболке. Потому что механика видна как ясный день — либо между вами есть влечение, либо усилия того нахуй не стоят. Причем схвачу я за пизду с первого раза даже с закрытыми глазами и двумя пальцами, да ещё и точно попаду. Буду ли я это реально делать вопрос другой, главное что мне для этого даже лишней секунды думать не нужно. Так же как и не нужно хуй пойми что строить из себя в интернете\жизни, заигрывать, кидать музыку, следить за её страничкой, ставить лайки и пытаться занять каждую её минуту собой.

Реальный мир

Возвращаясь в мир проектов механика остается практически неизменной. Мне хватает буквально нескольких секунд, чтобы найти проблемные моменты в любом интерфейсе, которые я уже сам десятки раз пробивал лбом. При взгляде на толщины линий логотипа почти всегда можно предугадать лицо печатника, который хочет сказать, что краска в этом месте отойдет. Работники полиции, к слову, практически по взгляду определяют что неопытный человек пытается их наебать. А гопники, как и собаки, таким образом из сотни человек выслеживают «жертву». Всегда есть шанс ошибки, но ошибка это тоже опыт.

И ошибка overthinking-модели заключается в банальнейшем: можно загореться любым проектом и буквально в первые 10 минут разложить его в голове до полной картины. Но если ты не хватаешь этот проект за руку и не кладешь её себе на хуй, то существуют неиллюзорные шансы того, что вы так и не потрахаетесь. Или этот секс состоится из под палки и без какого-либо желания и удовольствия и только годы спустя.

Другими словами все ваши мысли всегда обращены на оправдывание ожиданий, которые вы сами придумали в своей голове, но кроме вас их никто не ждет. За редкими исключениями, когда вы объявили о своих намерениях и создали уже у других людей ожидание.

Разберем еще «три-в-одном» пример.

1. Как я оверсинкил на курсе.

Как-то раз в 2018-м году на одном из стримов я сказал что охуенно шарю в Readymag и проведу по нему курс. Сказано это было совершенно невзначай, но увидев положительный отклик в комментариях я решил что всё-таки его сделаю. Начал ходить обдумывать какой же сделать план и уроки. Как же это всё лучше подать. И так прошло полгода с лишним. Уровень моих фактических продвижений был нулевой. И в итоге я просто решил одним вечером сесть, сделать сайт на самом RM. Пока его собирал в голове начала выстраиваться мозаика из уроков. Вычеркивая ненужное и оставляя нужное я определил их количество и структуру подачи. Буквально спустя пару дней запустил набор и понеслось. Я столкнулся с множеством проблем, о которых потом рассказывал и на самом курсе и на стримах (например я охуел с того, что нельзя просто так сесть перед камерой и начать чему-то обучать, даже если есть полный сценарий. Просто потому что ты начинаешь его забывать, приходится делать монтажные склейки и перезаписывать. Люди тратят ни один год чтоб стать сценаристом, актером, диктором, монтажером и режиссером. А я захотел это сделать за вечер). Само собой нихуя не вышло с 1,2,3 раза, но на 10й вышло. Текст полился, курс завёлся. Все в восторге. И тут, я уже в процессе курса опять упал в оверсинкинг. Всем нравились уроки такие какие они есть (максимум просили сделать тише музыку или разжевать какой-то момент в скайпе), но потом я зачем-то решил сделать часовой видеоролик, охватывающий все темы, связанные со сторилайном (да, у меня там курс как бы про презентации, а на деле это просто пособие как стать графическим миддлом с навыками моушена и программирования). Сроки выхода были объявлены, но я в них не укладывался. Начал нервничать по этому поводу и всё перестало совсем получаться. Потом я подумал «ну хорошо, я выпущу чуть позже, зато это будет самый крутой выпуск с кучей спец.эффектов». В итоге я потратил почти 1,5 недели на CG, перезапись, монтаж и прочее того, чего по большому счету никому нахуй было не нужно. Всем нравилось «на коленке и доступно» но в приемлимо-хайповый* срок, а не ждать серию месяц, зато якобы получше. С тех пор я довольно сильно начал буксовать, пошли первые негативные реакции о том как всё затянулось и ГРОБ, КЛАДБИЩЕ, ПИДОР — я еле выбрался из этой воронки раздав всем людям всё обещанное, ещё накидав горку того, чего не объявлял даже. Спустя год после того опыта я кристально чисто понимаю что нужно делать, что выкинуть совсем, о чем не заморачиваться и как этот материал сработает лучше и эффективнее для каждого в будущем. И я получил этот ценный опыт, но теперь сам опыт начинает меня заставлять еще больше думать о том как сделать следующий поток курса. Цикл замкнулся.

Что надо было сделать: не плодить сущностей, а выдерживать один и тот же уровень без попыток в процессе произвести апгрейд. Апгрейд нужно делать в каждой следующей версии. А из курса надо выбросить кучу ненужных оверсинкинг-уроков, которыми никто пользоваться не будет.

2. Как я оверсинкил с клиентами.

Два клиента почти одновременно заказали мне 2 проекта. Если оценивать сложность этих проектов по 10-бальной шкале, то первый 4 из 10, второй 6 из 10. Без ложной скромности могу сказать что каждый из них я бы мог сделать ровно за 1 вечер. Простой интернет-магазин и презентация-портфолио медиа-студии. Но вместо того, чтоб открыть редакторы и сдать эти проекты людям в первую же неделю я разумеется начал изобретать велосипеды. Клиенты даже не знали о том, что я там делаю, но когда дедлайн (в обоих случаях не критичный) подошел, они с радостью дали мне ещё время, тем самым завышая свои ожидания. Но велосипеды, которые я придумал за месяц оказались нерабочими. Сроки прошли, а ожидания завышены. Давать то решение, которое было придумано в первые 10 минут знакомства с проектом — разочаровать. Довести до ума велосипедную идею — куча времени, и не факт что вообще такое нужно. Проект ни тот ни другой не видят, ожидая Вау-эффекта. А для него нужно откатываться к самому началу и делать заново с абсолютно новой концепцией.

Что надо было на самом деле: сделать всё просто и ничего не придумывать, а просто отдать.

3. Как я оверсинкил в блоге

Как раз в промежутке между освоением своих сил в видеомонтаже и съемке на курсе, у меня загорелась идея начать снимать свой видеоблог для Youtube. Сама идея сделать это появилась задолго раньше, и в процессе своего хранения в голове превратилась в финальную концепцию. В итоге первый же выпуск было решено посвятить проблемам, с которыми сталкиваешься в процессе создания видеоблога. Ну и как водится с оверсинкингом пиздец начал сочиться дополнительными идеями и суб.идеями. Решено было разобрать «любой классический» ютуб-ролик на составляющие и каждую из них обмусолить самостоятельно. Приветствия, заставка, музыкальная тема, одежда, прически, тематика и т.п. Количество задумок перевалило за добрую сотню и взглянув сверху вниз на этот список я просто понял что никогда не смогу этого снять в одном, и уж тем более первом видео. Попробовав снять порядка часа материала его качество мне совершенно не понравилось (кроме того материала, что снимал не я, но его там на 2 минуты). Параллельно меня начал подстегивать страх того, что потратив 100 единиц энергии этот ролик в итоге посмотрит чуть меньше тысячи «моих самых любимых вас», и получается я въебу кучу сил внихуя, выпустив и сгорев. Тема не кликбейтовая, не такая, что её можно постить где-то с восторженными воплями. Просто интересная, но неэффективная в плане трудозатрат для 1 человека.

Что надо было сделать: просто снять че попало и выложить, ничего не ожидая. Я почему-то начал равняться на раскрученные продюсерами и студиями проекты высокого качества с целой группой монтажников, осветителей и звукарей. Когда надо было делать то, что может сделать один человек «на коленке».

В петле

Постоянно метаясь от проектов к проектам, от идей к затеям я вовсе не заметил как застрял в циклах, словно поехавшая радфемка в своих. Буквально сейчас, когда я набираю эти строки я понимаю как много вещей можно было реализовать, просто их обрубив до MVP-модели. Именно так я начинал все свои блоги, от Десигна до UX Ноунеймовой UX Live🔥 (причем сначала в ВК, потом в тележке). Только отсутствие заёба, оглядки на ожидания аудитории и страха обосраться приводит к результатам. Instant-решения «на коленке», соответствующие принципу бритвы Оккама

Знаете, чтобы победить прокрастинацию я давно придумал для себя проверенное годами средство — если мне совсем не хочется что-то делать, то я этого не делаю, но параллельно открываю какой-нибудь редактор и придумываю там какую-то хуиту для блога. Для людей с плохим аппетитом придумали аперитивы, нагоняющие оный. Если ты давно не ходишь в тренажерку и оброс жиром, то самой тупейшей затеей будет заставлять себя вернуться и сразу въебывать. Нужно начинать с простой ходьбы и возвращать желание приводить себя в тонус. Так и тут. Достаточно вновь вернуться в родную среду работы, но делать не работу, а что-то «для себя», как просыпается аппетит сделать и работу. Помогает через раз.

С оверсинкингом это так не работает, потому что прокрастинация это лишь одна из его составляющих, и потому что фоновые идеи давят своей неподъемностью и желанием их реализовать. Так что тут помогает только ОБРЕЗАНИЕ. Резать надо быстро, решительно и не заморачиваясь. Не думая о последствиях, мнениях и не ожидая никакого результата, кроме желания «начать и поехать». Рулить в стороны, ставить апгрейды, притормаживать и выбирать маршрут можно и нужно после.

Другой мир

Просто представьте, думает ли Моргенштерн или кто-то другой о глубоком смысле своего творчества, о том что он хочет заложить как фундамент для будущих поколений или о том как ему перестать писать дегроидную музыку? Конечно же нет. Его тексты и цели простые как палка (или бритва Оккама). И тем самым он этот фундамент закладывает. Постфактум конечно, он как и другие тупорылые рэперки может напиздеть чего угодно, мол таков и был замысел, но на деле как и во всех сырых и взлетевших продуктах смысл придумывают после.

Взять другой пример Вдудь. Стал бы Вдудь хоть на 1\10 так популярен если бы изначально снимал выпуски с Парфёновым, Лошаком и Гуриевым? Да нет конечно же — кому они нахуй всрались кроме полутора дрочеров на профессиональный контент. А фильмы про Кремниевую, ВИЧ или Беслан с Камчаткой и подавно бы было просто невозможно снять, и количество их просмотров было бы не больше чем у любых других путешественников-самопалов на ютубе. Но он выбрал максимально простую концепцию: собрать аудиторию за счет нестандартной дерзкой подачи приглашая максимально популярных кумиров идиотов, а на тот момент это были рэперы. Потом потекли продюсерские папики, говнари, звезды ютубов, популисты и когда собралась критическая масса Юра начал снимать авторские доку-фильмы потихоньку отходя от формата интервью с популярными людьми и переключаясь на локальных или хайповых. Причем практически в каждом выпуске видно одну простую вещь — он не надумывает ничего и не пытается глубоко копать или в чём-то разбираться. Можно было лицо разбить в выпуске про Колыму и рассуждения на тему истории и Сталина, но там 21 лям просмотров, а до этой строки возможно дочитает человек 5. Просто подошел без задней мысли и взял за руку.

Или же взять ещё более простой пример, на основе рассуждений об отношениях выше — знаете почему альфачи (или в частом срезе — кавказцы) нравятся девушкам? Многих конечно привлекает их мужественность и внешность, но почти в 9 из 10 ситуаций это исключительно дерзость, наглость и попытки получить что-то «на ура». Практически тотальное отсутствие обдумывания будущих шагов и последующих действий после первичного контакта учит импровизировать на лету и иметь «подвешенный язык». Зачем думать о том, куда ты пригласишь девушку еще не поздоровавшись с ней? Главное изначально привлечь её внимание. Это потом она узнает что ты оборванец, тупой или у тебя короткий хуй. Главное «газовать».

Возьмем любой реальный бизнес. Например мои любимые кафе. Как много заведений на самом деле готовы плясать на дудке посетителей, пытаясь удовлетворить желания каждого клиента? Я думаю из тех кто жив и процветает — ни одного. Или это глупые новички, которые скоро погорят или обучатся. А ведь для этого просто достаточно понять простую вещь, которую мало прочитать, её нужно осознать и ощутить каждым волоском от макушки до лобка: всем не угодишь. И работать с теми, кому твой продукт нравится, но ровно в тех диапазонах, в которых это рентабельно и не требует лишних затрат.

Не понравилась человеку шаурма? Чтош — «не могли бы вы сказать что вам не понравилось? Халапенью. Угу, спасибо, жаль что не смогли вас удивить, приходите еще, мы будем стараться» Затем взглянуть ещё раз на свою вывеску где написано «Горячий Педро Гонзалес. Мексиканская кухня с огнём из жопы» и выбросить отзыв этого залетного дегенерата в мусорку, не пытаясь вводить в меню шаву без халапенью, которую купит максимум еще пару человек за год.

Оверсинкинг очень хорошо отслеживается по разным фьюжн-кафе, чье меню похоже на перепись погибших 11 сентября. Мало того что приходится закупать ингредиенты, тратить деньги на печать кучи доп.страниц меню, маркетинговый бюджет на инстаграмы и зарплату официантам с поварами на желание угодить всем клиентам, так ещё это порождает проблемы выбора у людей, которые устают крутить этот бумажный А4-барабан и зовут Якубовича. Тот принимает заказ и обязательно что-то где-то напутает. А на доставке, так вообще легко. Можно ли перепутать что-то в меню или заказе, если позиций всего 8-14? Ну только если официантов набирают из фанатов Моргенштерна. Политика угождения всегда манит охуенными перспективами привлечения новой аудитории, но практически так же всегда по итогу бьет мультипалкой сразу со всех сторон ебальника.

Ещё один потрясающий пример ложного оверсинкинга я встречаю постоянно в IT-сфере и почти каждом крупном продукте, который обслуживают так называемые «эффективные менеджеры», аналитики и UX-специалисты. Безусловно, опыт и знания этих людей зачастую колоссальны, но именно это и держит их в заложниках рисков метрик и данных. Они попросту не способны предложить ни одной идеи, которая будет двигать индустрию вперед, потому что на эти риски могут идти только неопытные начинающие и довольно туповатые, но при этом смелые разработчики. Сегодня весь мир использует Stories в каждом утюге, а придумал (или первым спиздил, как обычно, но всё же внедрил) их Snapchat. Корпорации поняв в какую сторону ветер дует быстренько подрезали этот функционал себе и сегодня это стандарт. Ровно та же история с Тиктоком, который вообще отказался от всяких лент и поощряет откровенный контент «для дебилов от дебилов». И угадайте кто на этот поезд никак не сел потому что много думал о том что же подумают о нём после тиктока? Мы с вами. А меж делом там уже свои звезды-миллионеры есть. Мы проходили это в инстаграме, считая его говном для тупых пёзд и еды. Мы проходили это на ютубе, считая что он никогда не станет телеком и никому не нужны ролики больше пары минут.

Долгое время банковская сфера покрывалась ёбаной пылью корпоративной духоты из радостных семей и пенсионеров на биллбордах и сайтах. А потом случился Тинькоф и Рокетбанк. Вторые конечно соснули и прогорели по итогу, но навсегда подняли планку отношения к диджиталу не надумывая за людей «доверительные образы» которые по метрикам и тестам на фокус-группах показали лучший результат. Сегодня банк или компания, которая говорит с тобой на корпоративном языке наоборот заслуживает всё меньше и меньше доверия, уступив место лицемерной клиентоориентированности. И да, даже тут появляются свои служители ритуалов гайдлайнов и метрик, которые могут целым отделом А\Б тестировать «молодежные приветствия» в онлайн-консультанте.

*

Про игровую индустрию говорить будет даже излишне, но один пример всё же примечателен из-за охуеть какого оверсинкинга. Конечно же это Киберпанк.

CDPR тихо сопя делали себе ведьмака таким, каким они его видят много лет. Первая часть была забагованным говнищем на релизе. Но никто этого не заметил. Никто ничего не ждал от неизвестной польской студии, а они сделали неплохую рпг. Второй ведьмак и вовсе ждали только малочисленные фанаты первой части, вышел он тихо-скромно, собрал какие-то там награды и еще больше фанатов и изредка мелькал. И вот разработчики без оверсинкинга всего спустя 4 года выпускают 3-ю часть. Тысячи тысяч наград, мировое признание, любовь, культовый статус, сам ОБЭМА БЛЯДЬ держит в руках диск с игрой, Польша признает это национальным достоянием, печатают марки. Из немытых неизвестных пшеков студия махом влетает в пантеон ААА-студий и разработчиков мировой величины. С полки достают старый трейлер Киберпанка 2077, сделанный скорее для проверки пользовательского интереса к сеттингу и начинают делать.

2018-й ЙОБА анонс, трусы тёлок трещат в ритм Hyper'у, весь мир даётся ёбу (и ваш автор-графоман в их числе). Каждый второй мем с дилдаком на батарейках лепят под трек Spoiler с логотипом КП2077. Рождается куча сообществ. Ожидания людей и хайп такой, что стоячими сосками можно резать обсидиановые блоки майнкрафта. Все трясут трибуны, ждут трейлеры и подробности. В 2019-м году Киану Ривз заставляет лопнуть уже трусы всех пацанов, интернет шатает из стороны в сторону. Люди в массовом экстазе пишут реакции на трейлер, собирающие миллионы просмотров. Предзаказы раскупают как ебанутые за секунды. Люди бегут на работе оформлять отпуска ииии... Игру переносят. А потом переносят еще раз. А потом еще раз (и не факт что в последний раз). Хайп волна накрыла берега и отходит назад. Желание довести игру до идеала в любом из случаев встретит нас кучей багов на релизе. Я прекрасно понимаю как разработчики неожиданно словили на свои плечи просто охуевший груз ответственности, ведь тупорылые токсичные игроки готовы разъебать до нулей на метакритике любую игру, которая не соответствует их маняожиданиям из школьной головы. А стоило ли перекладывать? Может всё-таки ложка была хороша к обеду, а именно в апреле. Разработчики сообщают что им приходится вырезать контент. Заявленые фичи убирают на лету, и очень сильно похоже, что это именно из-за массового оверсинкинга со всех сторон и невозможности вообще её выпустить хоть в какой-то срок. И хоть это пока ещё не долгострой, но судьба всех долгостроев всегда одна — они всегда meh говно ни к пизде ни к селу ни к городу.

Cut

Я хотел написать эту заметку еще в прошлом году. Потом я хотел сделать её в редимаге с кучей анимаций. Потом я хотел и вовсе сделать её как видеоролик для ютуба. Но сегодня я просто открыл телетайп и начал писать. Картинки и графики я нарисовал и вставил буквально на предыдущих абзацах. Я просто хотел её написать, потому что я давно не писал лонгриды. Потому что я знаю, что чтобы написать хороший лонгрид надо собрать миллион аспектов, заняться фактчекингом, придумать кучу иллюстраций. Изучить материал так чтоб не подъебаться с разных сторон. Развлекать вас деепричастными оборотами с аналогиями. И если бы я делал это всё, то ничего бы и не написал.

Идеи, заложенные в этот лонгрид это платиновая тема, о которой я писал в 2017-м тут: https://t.me/uxlive/7131, и в 2014-м тут: https://vk.com/wall-59203394_6126 и много раз говорил на стримах. Как сказал очередной Конфуций Стейтхомович — главная борьба человека это борьба с самим собой. И никуда от неё не деться. Кроме случая если вам просто повезло родиться тупым и недальновидным, тогда вы скорее всего не будете обременять свои мозги думами о будущем, не будете ничего планировать и пытаться предугадать.

Но нам же остается только одно — включать стоп-кран и доставать ножницы, чтобы состригать с мечты (которая может оказаться и не мечтой вовсе) ненужные отростки. Приведу небольшой список того, что поможет и мне и вам не плодить сущностей и не надумывать:

  • Если у вашей концепции или идеи есть блоки, которые вы не можете самостоятельно или очень быстро (за сутки) реализовать — выкидывайте их нахуй. Потом приделаете если вообще начнете.
  • Если вы не студия или компания с тимлидами и тайм-менеджерами отбросьте желание быть с ними наравне. То что может сделать команда из 10 человек за сутки 1 человек будет делать неделю, а то и две. И скорее всего сгорит. Да, он может сделать круче и даже лучше, но начинать надо с чего-то простого.
  • Не давайте идее или концепции настояться. Если она пришла у вас меньше суток до того как она начнет обрастать надумываниями и её лень будет делать. Легче и вовсе отказаться от неё и забыть, чем потом бегать как кошка за лазером, который не поймать.
  • Минимум — это максимум, или «Хороший план сегодня, лучше безупречного плана завтра». Это правило отлично работает всегда. Хочешь нарисовать Мону Лизу, но скиллов хватает только на Fuuu-мем? Рисуй его. Пока ты думаешь о Мона Лизе и думаешь о том как научишься её рисовать кто-то нарисует 2000 мемов и каждый из них будет лучше предыдущего, а ты так и будешь крутиться в ступе размышлений.
  • Человеку не нужны лишние знания, кроме как те, которые помогают выполнить текущую задачу. Задача Вассермана на Своей игре знать всякую хуйню, которая никому не вперлась. Вы скорее всего не он и в вашей игре нужно ровно столько знаний, сколько нужно чтобы выполнить задачу. Если перед тобой стоит цель смоделлировать в 3д утюг, то изучай только то, что поможет тебе сделать конкретно это. Не нужно открывать 100 уроков и сравнивать 3д-пакеты по несколько часов.
  • Не надо ждать никакого результата. Я пишу этот лонгрид просто надеясь что его прочтет хотя бы 100 человек. Если их будет 200, я буду счастлив. Да, всего 2 года назад мои лонгриды читало под 50-60 тысяч человек, но попытка поиграть в эффективного менеджера привела к оверсинкингу.
  • Не надо угождать всем. Я повторяю себе это каждый день. После каждого поста в канале про SJW-дебилов, после каждого озвученного вслух мнения о том что мне не нравится или нравится я становлюсь заложником циферок в статистике подписок\просмотров\скрытий. Когда я просто пощу и не думаю — эти циферки сами по себе растут, а мне похуй, ведь я занят не мыслями о циферках, а контентом. При этом сам я читаю каналы как раз у которых нихуя никаких циферок нету, а авторам нечего терять (и кстати веду второй свой канал uxliveclassic точно так же).
  • Не надо думать о будущем, которого может и не быть. Скажи мне 10 лет назад что я буду сегодня сидеть на том же кресле что и 10 лет назад, я бы наверное роскомнадзорнулся. Но 10 лет назад я думал что буду где-то очень далеко и по-другому и строил планы, которые в итоге привели меня сюда же. Зато всё остальное стало в миллиард раз пизже и лучше, а я даже не думал об этом. Цели ставить можно (только не забывать разбивать их на брейкпоинты и подцели, чтобы было реально дойти, а не просто в манямирке мечтать о несбыточном), но не надо думать о том что ты будешь делать когда достигнешь цели или выполнишь задачу, ведь по пути многое изменится. Мы представляем себя где-то на месте в будущем такими, какими мы являемся на сегодняшний день. Но через месяц мы уже сами другие люди, как минимум более старые, а значит более ебнутые и опытные.

Короче пока это всё не перешло в какие-то ПРАВИЛА ЖИЗНИ или ПОУЧЕНИЯ ДЕДА я пожалуй остановлюсь. Будьте побольше счастливы, не занимайтесь оверсинкингом, надеюсь какие-то из этих советов и историй вам реально помогут в нужный момент и вы начнете делать, и сделаете то, что давно барахталось на фоне в вашей голове.

Ваш Ноу Нейм.

Ну и конечно подписывайтесь на @UXLive в тележеньке если еще не подписаны и шейрьте эту простыню, если она вам как мужику шляпа.