December 14, 2022

О прикосновении к богу, природа трансцедентального

О прикосновении к богу, природа трансцедентального

Во многих религиозных, духовных, творческих, эзотерических течениях описывается состояние, удивительно сходное по своему проявлению у разных народов и культур. Чувство трансцендентного можно описать как ощущения слияния с чем-то несравнимо большим, чем сам человек, расстоворении в бесконечности, ощущении умиротворения и чего-то возвышенного, абсолютного. Практически все пророки описывают что-то очень сходное, настолько, что верующие одной религии признают пророков другой религии. Например, многие буддисты признают Иисуса Просветвленным или, по крайней мере, человеком, очень близкому к состоянию Будды. Чувство сие нередко и среди людей творческой профессии, ученых, писателей, композиторов, поэтов, оно может возникать во время танца, трансовых состояний, в экстремальных ситуациях, в условиях сильнейшего психического потрясения, например на войне, когда солдаты забывают обо всем, о собственной жизни и безопасности, сплочаясь воедино на пороге смертельной опасности. Вот как это переживание описывает Толстой в "Войне и Мир", канонический отрывок о высоком небе Аустрелица:

«Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

Мне тоже приходилось испытывать чувство транcцедентального, хотя не так часто, как хотелось бы. Иногда, при прослушивании музыке, в частности, грегорианских хоров и произведений Баха, при творческом процессе, но в особенности - после изнурительной физической нагрузок. Возвращаясь совершенно после новосибирских тренировок по боксу, измочаленный до состояния, когда поднятие руки или ноги требует усилия, я входил в некое полутрансовое состояние прозрения. Казалось, будто бы я воспаряю над самим собой, расстворяюсь во Вселенной, ощущаю ее энергию, струяющуюся вокруг и сквозь меня. Я видел людей вокруг себя с их судьбами, в будущем и прошлом, ощущал всю планету, пульсирующую на ней жизнь. Я чувствовал звезды в небе, галактики. Я чувствовал канал энергии, идущий от моего тела вверх, в Космос. Я ощущал эйфорию, чувство невероятного умировторения, радости, ощущал, что прикасаюсь к Величайшему Знанию, знанию, которое в мире не может познать никто, кроме меня. В такие минуты я старался идти уединенными местами, чтобы не пугать людей диковатостью своего вида.

Для верующего это ощущение - доказательство существования Бога. Для меня - нет. Всегда был убежден, что это чувство связано с особенностями работы мозга, что у каждого человека есть эта специальная дверка внутри головы, и влияние сверхъестественных сил для просветвления не требуется. Однако, объяснить, как именно оно работает, не мог. Но вот мне попалось семинар конференции TED, где нейрофизиолог Джил Тейлор из Гарварда очень увлекательно рассказывает о своих переживаниях во время инсульта, когда, в результате кровоизлияния, у нее на время отключилось левое полушарие. Помимо неприятных побочных эффектов она неожиданно столкнулось и с чем-то совершенно чудесным - она попала в Нирвану. Я слушал ее и сравнивал с собственными переживаниями и находил, что они очень похожи, только у нее все было гораздо ярче и интенсивней. Ниже приведено это поразительное видео, одно из самых любимых моих выступлений (на сайте Ted.com можно посмотреть с русскими субтитрами):

После просмотра понял, как же это трансцедентальность работает. В основе ее лежит отключение левого полушария и активация правого. Это полушарие отвечает за логику, правило, систематизацию, проведение границ, отделению окружающего мира от собственного "я". Когда оно отключается, все границы рушатся, и человек "расстворяется во вселенной". Мне стало понятно, почему Андрей Болконский ощутил сие чувство сразу после сотрясения мозга, почему я испытываю его после долгой физической нагрузки, почему оно может возникнуть при сильных нервных потрясениях. Все связано с изменением кровотока, увода крови из левого полушария. Я понял, почему религиозные люди кривятся, если с ними включить "аналитика", пытаться анализировать их верования и искать логические ошибки. Они все это понимают другим полушарием, иррациональным.

Мое отношение к вызову трансцедентальности двоякое. Ведь добиться его можно двумя способами - можно закрыть левое полушарие, схлопнуть сознание. В этом случае человек тупеет, замыкается на догмах и суевериях, как это видно по некоторым сектантам. Я против такой "духовности". Зато я поддерживаю другой способ - не гасить левое полушарие, а активировать правое. В этом случае человек остается открытым новым идеям, сохраняет как остроту ума и критичность мышления, так и богатство духовного развития и воображения. Такие дела.